Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 02:41, курсовая работа
В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы.
Введение 3
1. Стратегия территориального развития регионов в переходный период. 4
1.1. Проблемы промышленных предприятий в переходный период 5
2. Направления стратегии территориального развития Российской Федерации. Основные этапы и цели. 7
3. Основные аспекты территориального развития Ленинградской области. 11
3. 1. Внешнеэкономические связи 11
3. 2. Научно-техническое и инновационное развитие 13
3. 3. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс 16
Заключение 20
Список литературы 21
«Перспективы
территориального развития
Ленинградской области
в переходный период»
Студент
Группа 00/621 Форма обучения очная
Специальность Государственное и Муниципальное Управление
2005
Содержание
Тема территориального развития регионов являлась актуальной всегда, а в период экономических преобразований и реформ она принимает ещё более важное значение.
В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
Так как от процветания области во многом зависит развитие всего Северо-западного региона, то необходимо создать экономические, правовые и организационные условия для инновационной деятельности, обеспечивающие устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, оптимизировать использование научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.
Стратегия социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу может стать теоретически обоснованной и практически реализуемой только тогда, когда она проработана в региональном аспекте, адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.
Важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития являются:
Осуществление стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и безукоризненного понимания проблем и негативных тенденций в развитии регионов. [7]
В отличии от развитых Европейских стран, переход на рыночную экономику для России характеризуется массовым падением производственных мощностей, а так же своей внезапностью.
Большинство приватизированных предприятий так и не смогли адаптироваться к изменившейся внешней среде. Главная проблема — созданные в советское время предприятия не ориентированы на получение прибыли путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и достижения минимального уровня расходов. [4] Они были нацелены на выполнение производственных планов и обеспечение занятости населения. Отсюда раздутые в десятки раз штаты и избыточные производственные мощности, отсутствие спроса на производимую продукцию, низкая производительность труда. Если в плановой экономике эти факторы не играли существенной роли, то в рыночных условиях практически все бывшие советские предприятия оказались крайне неконкурентными, неспособными привлечь инвестиции, произвести востребованные товары и услуги и соответственно платить достойную зарплату сотрудникам.
Одни предприятия сумели сориентироваться в изменившихся условиях, не только выжить, но и стать прибыльными. Это результат проведения мер по преодолению внутренних проблем, внедрению передовых технологий управления и координации усилий в соответствии с требованиями рынка. Все эти действия сопряжены с определенными рисками и зачастую — с увеличением социальной напряженности на предприятии, а иногда и в регионе, поскольку при реструктуризации часто речь идет об увольнении сотрудников, закрытии отдельных производств, переобучении кадров, отчуждении объектов социальной сферы и других непрофильных подразделений.
Другие
заняли позицию выжидания и выбивания
финансирования.
В рассматриваемые годы в наибольшей степени упало производство в машиностроении и металлообработке; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; промышленности стройматериалов и, особенно, в легкой промышленности. В меньшей степени сократился выпуск в черной и цветной металлургии, топливной промышленности и в электроэнергетике.
Большинство предприятий обанкротились так как дирекция таких предприятий не предпринимала конструктивных действий по ряду причин. Среди них можно выделить:
• неверие в возможность успеха в ситуации общей экономической неопределенности и часто меняющихся условий хозяйствования;
• личная незаинтересованность директоров, предпочитающих «проедать» капитал;
• некомпетентность руководства предприятий, особенно в областях маркетинга, финансового управления и стратегического планирования;
• миф о том, что главная проблема предприятий — отсутствие оборотных средств;
• надежда на возобновление субсидирования со стороны государства;
• надежда на получение финансирования от стороннего инвестора (новый собственник, банк, партнер) без выполнения впоследствии своих обязательств перед ним.
В 1996—1997 гг. Российским центром приватизации (РЦП) совместно с Министерством экономики и Международным банком реконструкции и развития была разработана Программа содействия реструктурированию предприятий (ПСРП). Было реализовано 12 пилотных проектов по всей стране. [4]
Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил российского общества. Для этого требуется новая стратегия территориального социально-экономического развития страны.
Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а федеральная региональная политика — увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.
В начале XXI века страна столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:
Новые
реалии будут создавать для
Основные цели стратегии территориального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности, безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурсных преимуществ.
Стратегия включает три этапа реализации:
Задачами первого
этапа являются ускоренное преодоление
последствий экономического кризиса
в регионах, завершение в них основных
институциональных
Необходимость
укрепления экономической целостности
страны сохранится как одна из главных
целей стратегии на весь период ее
осуществления. [5]
Исторически
сложившаяся неоднородность социально-экономического
пространства России оказывает значительное
влияние на функционирование государства,
структуру и эффективность
Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием усиление депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что станет возможным при устойчивом росте национальной экономики. [6]
Информация о работе Перспективы территориального развития Ленингадской области