Перспективы территориального развития Ленингадской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 02:41, курсовая работа

Описание

В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы.

Содержание

Введение 3
1. Стратегия территориального развития регионов в переходный период. 4
1.1. Проблемы промышленных предприятий в переходный период 5
2. Направления стратегии территориального развития Российской Федерации. Основные этапы и цели. 7
3. Основные аспекты территориального развития Ленинградской области. 11
3. 1. Внешнеэкономические связи 11
3. 2. Научно-техническое и инновационное развитие 13
3. 3. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс 16
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

_курсовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект

«Перспективы  территориального развития Ленинградской области в переходный период» 
 
 
 
 
 

Студент  

Группа 00/621  Форма обучения  очная

Специальность  Государственное и Муниципальное Управление

 
 
 
 
 
 
 

2005  
 
 
 
 
 

Содержание 

 

Введение

      Тема  территориального развития регионов являлась актуальной всегда, а в период экономических  преобразований и реформ она принимает ещё более важное значение.

      В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.

      Так как от процветания области во многом зависит развитие всего Северо-западного  региона, то необходимо создать экономические, правовые и организационные условия для инновационной деятельности, обеспечивающие устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, оптимизировать использование научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.

 

  1. Стратегия территориального развития регионов в  переходный период.
 

     Стратегия социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу может  стать теоретически обоснованной и практически реализуемой только тогда, когда она проработана в региональном аспекте, адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.

     Важнейшими  аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития являются:

  • Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике
  • Недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития
  • Обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка

     Осуществление стратегии территориального развития страны требует не только активизации  региональной политики федерального центра, но и безукоризненного понимания проблем и негативных тенденций в развитии регионов. [7]

 

1.1. Проблемы промышленных  предприятий в  переходный период

 

      В отличии от развитых Европейских  стран, переход на рыночную экономику  для России характеризуется массовым падением производственных  мощностей, а так же своей внезапностью.

      Большинство приватизированных предприятий  так и не смогли адаптироваться к  изменившейся внешней среде. Главная  проблема — созданные в советское  время предприятия не ориентированы  на получение прибыли путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и достижения минимального уровня расходов. [4] Они были нацелены на выполнение производственных планов и обеспечение занятости населения. Отсюда раздутые в десятки раз штаты и избыточные производственные мощности, отсутствие спроса на производимую продукцию, низкая производительность труда. Если в плановой экономике эти факторы не играли существенной роли, то в рыночных условиях практически все бывшие советские предприятия оказались крайне неконкурентными, неспособными привлечь инвестиции, произвести востребованные товары и услуги и соответственно платить достойную зарплату сотрудникам.

      Одни  предприятия сумели сориентироваться в изменившихся условиях, не только выжить, но и стать прибыльными. Это  результат проведения мер по преодолению внутренних проблем, внедрению передовых технологий управления и координации усилий в соответствии с требованиями рынка. Все эти действия сопряжены с определенными рисками и зачастую — с увеличением социальной напряженности на предприятии, а иногда и в регионе, поскольку при реструктуризации часто речь идет об увольнении сотрудников, закрытии отдельных производств, переобучении кадров, отчуждении объектов социальной сферы и других непрофильных подразделений.

      Другие  заняли позицию выжидания и выбивания финансирования.  

      В рассматриваемые годы в наибольшей степени упало производство в  машиностроении и металлообработке; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; промышленности стройматериалов  и, особенно, в легкой промышленности. В меньшей степени сократился выпуск в черной и цветной металлургии, топливной промышленности и в электроэнергетике.

      Большинство предприятий  обанкротились так  как дирекция таких предприятий  не предпринимала конструктивных действий по ряду причин. Среди них можно выделить:

      • неверие в возможность успеха в ситуации общей экономической  неопределенности и часто меняющихся условий хозяйствования;

      • личная незаинтересованность директоров, предпочитающих «проедать» капитал;

      • некомпетентность руководства предприятий, особенно в областях маркетинга, финансового управления и стратегического планирования;

      • миф о том, что главная проблема предприятий — отсутствие оборотных  средств;

      • надежда на возобновление субсидирования со стороны государства;

      • надежда на получение финансирования от стороннего инвестора (новый собственник, банк, партнер) без выполнения впоследствии своих обязательств перед ним.

      В 1996—1997 гг. Российским центром приватизации (РЦП) совместно с Министерством  экономики и Международным банком реконструкции и развития была разработана Программа содействия реструктурированию предприятий (ПСРП). Было реализовано 12 пилотных проектов по всей стране. [4]

 

  1. Направления стратегии территориального развития Российской Федерации. Основные этапы и цели.     

   

 

      Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной  политики государства и конструктивных сил российского общества. Для этого требуется новая стратегия территориального социально-экономического развития страны.

      Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального  экономического пространства, а федеральная региональная политика — увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.

      В начале XXI века страна столкнется с  рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:

    • необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе
    • усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства
    • переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов
    • изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы
    • ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.

      Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации  как новые сложные проблемы, так  и новые возможности. [5]

      Основные  цели стратегии территориального развития заключаются в укреплении единого  экономического пространства, политической целостности, безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурсных преимуществ.

Стратегия включает три этапа реализации:

    • завершение переходного периода
    • осуществления крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, системах расселения, развитии транспорта и связи
    • выход большинства регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачами первого  этапа являются ускоренное преодоление  последствий экономического кризиса  в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований. Специальными задачами являются снижение дифференциации по уровню развития регионов (в 1,5 – 2 раза) в основном путем подтягивания наиболее отставших регионов и ускорение межрегиональной интеграции благодаря устранению административных и экономических межрегиональных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, укреплению единого информационного пространства.

Необходимость укрепления экономической целостности  страны сохранится как одна из главных  целей стратегии на весь период ее осуществления. [5] 

 

     2. Негативные тенденции  территориального  развития Российской Федерации.

     Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных  преобразований и социально-экономическую политику.

     Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике  и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

     В результате по величине среднедушевого производства валового регионального  продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться  более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием усиление депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.

     Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной  региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что станет возможным при устойчивом росте национальной экономики. [6]

Информация о работе Перспективы территориального развития Ленингадской области