Первоначальное накопление капитала в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Примета духовного обновления нашего общества – поистине всенародный интерес к истории. Идет закономерный процесс восстановления исторической памяти в экономической науке, которая, пожалуй, как никакая другая отрасль знания пострадала от подрыва исторических корней. Поэтому создание современного фактологического и методологического обеспечения экономической теории нуждается в реконструкции и элементарных факторов прошлого, и целостной научной картины экономического развития, и всего спектра экономических теорий и концепций, которые обеспечивали возможность исторического выбора путей развития нашей страны.

Содержание

1. Введение
2. Первоначальное накопление капитала в Англии
3. Меркантилизм и реформы Петра I
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

История экономики.docx

— 62.27 Кб (Скачать документ)

     В тоже время, выступая за развитие торговли и кредитных отношений, А.Л. Ордин-Нащокин  обращал внимание и на развитие отечественной  промышленности. Он принимал активное участие в организации различных мануфактур: бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприятий. При этом боярин связывал развитие промышленности с уменьшением импорта товаров из-за границы. С помощью этих мер Ордин-Нащокин стремился расширить торговой оборот главным образом внутри страны и поощрить отечественную промышленность. Такое сочетание меркантилизма с протекционизмом характерная черта главного продолжателя его экономической политики - Петра I. Элементы экономической теории меркантилизма можно найти в трудах некоторых российских мыслителей XVII века. Так, в подобном духе размышлял сербский философ и публицист Юрий Крижанич, долгое время живший в России. Он был противником активной деятельности иностранных купцов в России и считал, что внешняя торговля должна быть в руках царя, чтобы предотвратить «нечестные», «дурные» и «алчные» пути обогащения. Эти идеи нашли свое выражение в его работе «Политика», написанной в 60-е гг. в сибирской ссылке.

     Наиболее  известным и крупным отечественным  теоретиком меркантилизма по праву считается старший современник Петра I Иван Тихонович Посошков - автор одного из первых российских трудов по экономике - «Книги о скудности и богатстве», которую он писал более 20 лет. В «Книге» рассматриваются вопросы развития промышленности, устройство государственных финансов и денежной системы, конкретные материалы и проекты реформ. Устранение скудности и умножение богатства в России - основная идея «Книги». Залог успеха последнего - активная внешняя торговля на основе ремесленного производства. В своей книге Посошков выступает как оригинальный мыслитель. Он не был знаком с иностранной экономической литературой, но трактовал экономические проблемы весьма зрело. Несмотря на известный демократизм и даже радикализм некоторых положений своего сочинения, Посошков, подобно многим тогдашним государственным и общественным деятелям, выступал убежденным сторонником абсолютизма. Как и многие европейские меркантилисты, он был уверен в самодовлеющей роли государства в экономическом развитии страны.

     И. Посошков выдвигал целый ряд проектов развития промышленности в России. Он предлагал вести разведку руд, субсидировать мануфактуристов (взимая 6% годовых), строить за казенный счет заводы (железные и стекольные) и  фабрики (суконные и полотняные), а  затем передавать их купцам. Тогда  станет возможным «соблюдение денег» в стране. Рекомендации Посошкова явно перекликались с промышленной политикой Петра I.

     В отличие от западноевропейских меркантилистов у Посошкова богатство отождествлялось  не только с деньгами. Он считал более  полезным увеличение материальных благ, чем денег. Очень радикальной  для своего времени была мысль о том, что нельзя считать богатым государство, если в нем любыми средствами собираются деньги в казну. Необходимо, чтобы и народ его был богатым. На практике же самое яркое воплощение меркантилизм в России получил в экономической политике Петра Великого. 

Экономическая политика Петра I

     Личность  Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра Великого и значение его реформ. Противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников возникновения и развития двух фундаментальных идейных течений русского национального самосознания - славянофильства и западничества, окончательно оформившихся к середине XIX века. Тем не менее, по-разному оценивая результаты преобразований Петра I, отечественная наука, начиная уже с XVIII века, тем не менее, была единодушна во мнении о том, что все реформы Петра по преимуществу имели целью изменение в России характера социальных отношений и политической формы ее государственной жизни. Немаловажную роль в этих начинаниях играла и экономическая политика царя.

     Петр I не писал экономических сочинений, но решительно проводил политику меркантилистского характера, которая была не только, безусловно, прогрессивной для своего времени и имела много общего с кольберизмом, но и отличалась рядом важных особенностей. Он, например, не ограничился поощрением торговли и промышленности, а принимал действенные меры для развития сельского хозяйства.

     Как и западные меркантилисты, первый российский император были сторонником высоких налогов и активного вмешательства государства в экономику. Главное значение Петр I придавал фискальной политике. Одной из главных черт политики Петра в финансовой сфере был рост налогов. Эта мера была вынужденной, поскольку практически все его царствование шли непрерывные войны и денег в казне постоянно не хватало. Так, совершив в 1695 году неудачный Азовский поход и задумав строить русский флот, Петр тут же обложил податное население морской повинностью. При этом его правительство искало не столько справедливую, сколько простую и удобную для себя форму обложения. Не гнушались при этом и подтасовкой фактов: если, например, перепись 1710 года показывала уменьшение количества дворов в какой-то области, то брались данные 1678 года, а если - увеличение, то данные последней переписи.

     В 1719 году в России была введена подушная подать. При этом землевладельцы стали ответственными за подати крестьян, что ставило имущество крестьян в абсолютно незащищенное от произвола положение. В результате проведенной налоговой реформы, установившей в стране подушное налогообложение, бюджет казны увеличился почти втрое, стала составляться его роспись. Вводились все новые и новые налоги, использовались казенные монополии на торговлю вином, солью, табаком и другими товарами. Уже в этом сказывались меркантилистские тенденции.

     Еще более отчетливо меркантилистские тенденции обнаруживались в торговой политике реформатора - в запрете вывоза денег, во взимании пошлин серебром (ефимками), в предоставлении льгот русским купцам, в учреждении Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов, которым следовало «пещись об умножении ярмарок и торгов», об организации бирж и т. д. В Петербурге был создан порт, и поощрение его торговли считалось важной задачей. В новую столицу переселялись купцы. Экспорт товаров через Петербург освобождался от пошлин. В ряде государств создавались консульства, заключались торговые договоры. Русские экспортеры освобождались от импортных пошлин, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 26%.

     Протекционизм при Петре принял весьма жесткий  характер. По тарифу 1724 г. полагалось взимать  пошлину в размере 75% с импорта  железа, полотна, парусины, шелковых тканей, иголок, воска и т. д. Между тем  импорт ценных видов сырья (шелк-сырец) объявлялся беспошлинным. Протекционистская  политика Петра, однако, не привела к сокращению международной торговли России, а, напротив, даже стимулировала ее. «Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Одновременно принимались меры для расширения внешних экономических связей, как с Западом, так и с Востоком. В 1703--1709 гг. был прорыт Вышневолоцкий канал для транспортировки в Петербург уральского железа и поволжского xлe6a. Цель мероприятий Петра в области торговли также заключалась в том, чтобы получить максимальную прибыль с самых ходовых товаров для решения государственных задач. Средства подчинения торговли государственным интересам были самыми примитивными, но, тем не менее, довольно эффективными. Главным образом, это введение государственной монополии на заготовку и сбыт определенной продукции. Так, до 1714 г. внешняя торговля многими товарами (юфть, поташ, смола, пенька, икра и т. д.) оставалась монополией государства и отдавалась на откуп отдельным купцам. Резко возросло количество разного рода государственных служб и повинностей, которые были вынуждены нести торговые люди. Их заставляли выполнять под свою материальную ответственность служебные обязанности в городском управлении, на таможнях, по сбору налогов, от винной и соляной продажи и т.д. На занятие своей собственной деятельностью времени зачастую не оставалось. Многократно выросшие за годы Северной войны прямые и косвенные налоги основной тяжестью легли на наиболее состоятельных купцов. Еще одним средством государственного регулирования сферы товарооборота стало принудительное создание различных купеческих компаний. Компании прельщали царя не только широким размахом дела, требующего вложения больших капиталов нескольких предпринимателей, но и, главным образом, тем, что оказавшиеся в этих компаниях купцы оказывались связанными круговой порукой и общей ответственностью перед государством. Создавались такие компании просто. Назначенный царем сверху руководитель имел право включать в нее любого именитого купца даже вопреки его желанию. Отказ от вхождения в компанию, а, тем более, самовольный выход из нее мог обернуться разорительным штрафом, а то и тюрьмой. Добровольно купцы не шли в эти компании потому, что согласно государственному уставу они не могли получать там больше 5-10% прибыли, а это было несоразмерно риску и затратам. Подобные меры, имевшие своим следствием резкое сужение сферы свободной предпринимательской деятельности, не прошли безболезненно для русского купечества. Исторические данные свидетельствуют об оскудении наиболее состоятельных купеческих фамилий из «гостинной сотни», которой в период петровских преобразований был нанесен сокрушительный удар. Даже те немногие, что уцелели и, казалось бы, заняли прочное положение в начале XVIII века, к середине этого века неминуемо пришли в упадок. Однако нельзя однозначно сказать, что Петр полностью уничтожил свободное предпринимательство, не давая ему возможности развиваться. Речь скорее идет о направляющих, а не о репрессивных мерах. Этим Петр I как реформатор сильно напоминает П.А. Столыпина и отличается от большевиков. Самым известным примером здесь может служить судьба простого тульского оружейника Никиты Демидова, ставшего одним из крупнейших промышленников России. В 1702 году Петр I передал ему казенный Невьянский завод с землями на Урале, где Демидов быстро наладил производство лучших в мире боевых ружей до 100 тысяч в год. За короткий срок Демидовы поставили на Урале 20 металлургических заводов, которые к середине XVIII века производили более трети металла, выплавляемого в России. В дальнейшем правительство все чаще практиковало передачу казенных промышленных предприятий в частные руки или в ведение компаний. Постановление Берг-коллегии от 10 декабря 1719 года разрешало разыскивать руды и основывать заводы всем желающим этим заниматься, вне зависимости от их социального положения. При этом, правда, основной обязанностью предпринимателя-промышленника было выполнение государственных (в основном - военных) заказов. Только излишки продукции можно было затем реализовать на рынке. Однако чаще всего после выполнения казенного заказа излишков продукции просто не оставалось, а, во-вторых, продавать продукцию заводчику приходилось опять же в казну по ценам, установленным государством. Частное промышленное предпринимательство, таким образом, было жестко привязано к государству системой казенных заказов и регулируемыми ценами, не говоря уже о прямом строгом контроле со стороны берг-коллегии и других государственных органов. С другой стороны, такая государственная опека была предпринимателям во благо, так как гарантировала сбыт продукции и стабильность доходов. Вообще промышленная политика Петра I не менее интересна - в ней также сильно сказывались меркантилистские черты. Указом 1712 г. предлагалось расширить продукцию Суконного двора в Москве, чтобы через 5 лет стало возможно «не покупать мундира заморского». Поощрялось полотняное производство, поскольку парусина была нужна для флота. Ускоренно развивалось судостроение -- в Воронеже, Лодейном Поле, Петербурге. Но больше всего забот проявлялось о горном деле. Стимулировалась разведка рудных месторождений, золота, серебра, меди, железа. Уже в 1724 г. железо с казенных заводов приказано было продавать за границу. Цель промышленной политики Петра была ясна и прозрачна уже его современникам - добиться экономической независимости России. Здесь отчетливо прослеживаются два этапа: 1700--1717 гг. -- главный основатель мануфактур -- казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы. Если на первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд, то на втором - промышленность стала выпускать продукцию и для населения. Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Наиболее развитой формой тогдашнего промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий. Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями, прежде всего, армию. Возникают новые отрасли промышленности: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги. На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России. Преемники Петра пытались продолжать его экономическую политику, но у них не хватало его воли и решимости. Они сохраняли основные черты государственно-хозяйственной системы, покровительствуя развитию крупной промышленности, хотя многие протекционистские меры Петра I были устранены в силу слабой развитости промышленности в России. Из-за недостатка кредита и чрезвычайно высокого процента на него императрицей Анной Иоанновной в 1733 г. впервые предпринимается попытка создать банк. Было решено выдавать ссуды из монетной конторы под более низким процентом, и запрещалось брать что-либо под залог. Деятельность этого кредитного института была незначительной, и вскоре он был закрыт. Елизавета Петровна отменила под влиянием купечества внутренние таможенные пошлины и учредила в 1754 г. дворянские заемные банки (в обеих столицах) и Купеческий банк. Дворянские банки выдавали землевладельческий кредит дворянам, в том числе и под залог, а Купеческий банк -- торгово-промышленный кредит русским купцам под залог товаров в Санкт-Петербургском порте. Все эти созданные государством финансовые учреждения просуществовали недолго. Первый закрылся в 1786 году из-за огромных невозвратов, второй еще раньше - в 1770 году. Попытка улучшить обращение медных денег посредством учреждения Медного банка также оказалась неудачной. Таким образом, меркантилизм в России постепенно себя изживал. Главной причиной того, что политика государственного меркантилизма лишь ненадолго пережила своего основателя, была сама созданная Петром абсолютистская система управления государством и экономикой. Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Расходы двора постоянно росли, а ослабление центральной власти в эпоху дворцовых переворотов вовсе не способствовало укреплению государственного бюджета. Неимоверными усилиями власти доставшиеся и чрезвычайно тяжело давшиеся простому народу достижения Петра в сфере накопления национального богатства страны очень быстро были сведены на нет. Все реформы Петра, в том числе и экономические, в конце концов, проводились в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом и создавались определенные предпосылки для развития капитализма. Однако это являлось скорее побочным эффектом, чем целью деятельности царя-реформатора. Даже банковское дело организовывалось не столько для ускорения промышленно-торговых оборотов, сколько для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной. К концу XVIII века созданная Петром меркантилистская стратегия государственного регулирования уже окончательно себя изжила и стала тормозом развития отечественной экономики. Пока в Европе возникали и завоевывали господство новые экономические идеи, инертная машина абсолютистского государства продолжала оперировать старыми меркантилистскими методами. Попытки оживить экономику Екатериной Великой также были неэффективны. Ей были созданы новые финансовые учреждения для осуществления операций с введенными в обращение бумажными деньгами - ассигнациями (1769). Ассигнационный банк и его конторы в городах выполняли и другие банковские функции, в том числе выдавали кредиты. В 1786 году был организован Государственный заемный банк. Однако помещики пользовались кредитами в непроизводительных целях, закладывали поместья, земли и крестьян, многие разорялись. Молодая промышленная и торговая буржуазия более производительно пользовалась дешевым государственным кредитом, но спрос на заемный капитал был недостаточен для широкого развития банковской сети. К тому же государство не допускало и мысли о развитии частного сектора в банковской сфере. И много позже, в XIX веке, в России господствовала старая меркантилистская мысль: государству нельзя выпускать из своих рук денежное обращение. И помещики, и коммерсанты, и чиновники, и сами банковские служащие обманывали государство гораздо чаще, чем думали русские цари. Взяточничество в государственной финансово-кредитной сфере процветало. Одно можно сказать с полной уверенностью - благодаря экономической деятельности Петра I роль государства в экономике чрезвычайно возросла. Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, а также правом неограниченного пользования землей и ее недрами, государство взяло на себя регулирование всего, что было связано с процессом производства и распределения, начиная от мест размещения предприятий и определения номенклатуры изделии-до разработки правил ее реализации. Таким образом, Петром I впервые в истории России была предпринята попытка создания государственной, «регулярной» экономики, которую спустя два столетия назовут государственно-монополистической или административно-командной.

3. Заключение:

 

     С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма.

     Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах.

     В данный период усиливается многонациональность  России, причем к ней присоединяются районы, близкие по уровню развития к Великороссии (Украина, Прибалтика, Белоруссия). Некоторые национальные районы (Украина, Казахстан, Грузия) присоединяются к России добровольно и даже по своей инициативе. Новые части Российского государства сохраняют в ней порой особый правовой статус (Украина, Казахстан). В целом же в Российской империи развиваются отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами административно-территориального устройства, проведенными при Петре I

     Переход к абсолютизму характеризуется  заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословнопредставительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

     В период становления и упрочения  абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный, процессуальный.

     Россия  выходит на новый серьезный рубеж  — в недрах феодализма возник и развивается капиталистический уклад, который скоро заявит о себе во весь голос.

4. Список используемой литературы 

     1. История экономики / Под ред. О.К. Лобачева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

     2. История экономики: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крымова. М.: ЮНФРА-М, 2004.

     3. Калачев А.С. История экономики: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

     4. Вольчик В.В. Нейтральные рынки, ненеийтральные институты и экономическая эволюция / В.В. Вольчик // Экономический вестник. - 2004. - Т. 2. - №2. - С. 55 - 69.

     5. Гайнутдинов Р.К. Политико-правовая идеология меркантилизма в России XVII - первой четверти XVIII вв.: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - Москва, 2005. - 350 с.

     6. Коломиец А.Г. Финансовая политика  правительства Петра Великого / А.Г.  Коломиец // Финансы - 1996. - №5. - С. 54 - 60.

     7. Ключевский В.О. Русская история:  Полный курс лекций: В 3 кн. / В.О.  Ключевский. - Кн. 2. - М., 1994.

     8. Майбурд Е.М. Введение в историю  экономической мысли. От пророков  до профессоров /Акад. народ. хоз-ва  при Правительстве РФ. -- М.: Дело; Книгоэкспорт, 2000. -- 560 с.

Информация о работе Первоначальное накопление капитала в Англии