Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:21, реферат
История исследований в области ИИ, начиная примерно с 1950 года и по сегодняшний день, условно разделена на четыре периода. За основу периодизации были взяли те направления исследований, которые наиболее активно развивались в течении каждого из периодов, как в смысле наибольшей активности ученых, так и в смысле получения наиболее существенных практических результатов.
Исследования в области искусственного интеллекта начались практически сразу же после появления компьютеров и первых опытов по их применению для других, более «приземленных» целей. На следующем этапе развитие научной и инженерной мысли было направлено на создание компьютера, способного на автоматизацию интеллектуальной человеческой деятельности, на то, чтобы сложные интеллектуальные задачи, считавшиеся прерогативой человека, решались техническими средствами [5, 6].
Постепенно в
период с 70-80 годы количество работ
по направлению искусственного интеллекта
стало снижаться. Слишком неутешительными
оказались первые результаты. Функционально
разочаровывали экспертные системы, а
разработки в области создания ИИ
не давали практических результатов. Авторы
объясняли неудачи малой
Четвертый период
В 80-х годах ИИ пережил второе рождение.
Были широко осознаны его большие потенциальные
возможности как в исследованиях, так
и в развитии производства. В рамках новой
технологии появились первые коммерческие
программные продукты.
В это время стала развиваться область
машинного обучения. Создание систем,
автоматически улучшающих и расширяющих
свой запас эвристических правил (не формальных,
основанных на интуитивных соображениях)
– является важнейшим этапом за последние
годы. В начале десятилетия в различных
странах были начаты крупнейшие в истории
обработки данных национальные и международные
исследовательские проекты, нацеленные
на «интеллектуальные ВМ пятого поколения»
[11, 12].
Начиная с середины 80-х годов происходит
коммерциализация искусственного интеллекта.
Растут ежегодные капиталовложения в
эту сферу научных разработок, создаются
промышленные экспертные системы. Происходит
рост интереса к самообучающимся системам.
В середине 80-х годов в Японии в рамках
проекта разработки компьютера V поколения,
основанного на знаниях, был создан компьютер
VI поколения, или нейрокомпьютер. К этому
времени ограничения по памяти и быстродействию
были практически сняты. Появились транспьютеры
– параллельные компьютеры с большим
количеством процессоров. От транспьютеров
оставался один шаг до нейрокомпьютеров,
моделирующих структуру мозга человека.
Основная область применения нейрокомпьютеров
представлялась как распознавание образов.
В 1980 – 1990 годах в России проводятся активные
исследования в области представления
знаний, разрабатываются языки представления
знаний, экспертные системы (последних
было более 300). В Московском государственном
университете создается язык РЕФАЛ [9].
В 1988 году в России создается АИИ – Ассоциация
искусственного интеллекта, членами которой
являются более 300 исследователей. В те
годы президентом Ассоциации был Д.А. Поспелов.
В рамках Ассоциации ИИ проводится большое
количество исследований, собираются
конференции, издается журнал.
В 1980 – 1990 годы уровень теоретических
исследований по искусственному интеллекту
в России отмечен ничуть не ниже мирового.
К сожалению, начиная с 1975 года на развитии
этого направления сказалось прогрессирующее
отставание в технологии. На данный момент
отставание в области промышленных интеллектуальных
систем составляет порядка 5-7 лет.
В 1982 году Ньюэлл опубликовал статью «Уровень
знаний» (The Knowledge Level), в которой предпринял
попытку определить место понятия знания
в архитектуре любых (как искусственных,
так и естественных) когнитивных систем.
Им было предложено оригинальное определение,
связавшее понятия знания и рациональности:
знание – это то, наличие чего мы должны
постулировать у некоторой системы, если
считаем ее поведение рациональным [12].
В 1990 году вышла в свет книга Ньюэлла «Единые
теории мышления» (Unified Theories of Cognition), в
которой он обосновывал необходимость
перехода от частных когнитивных моделей
к модели универсальной и рассмотрел некоторые
варианты последней, к числу которых отнес
разрабатывавшуюся им с 1980-х годов модель
SOAR.
В 1998 году было показано, что компьютер
Конрада Цузе (1910 – 1995 гг.) «Z4» всё-таки
может воспроизвести поведение универсальной
машины Тьюринга,правда, при допущении
неограниченного объёма хранящихся данных
и нулевой вероятности ошибок.
«Неуклюжесть этого решения – не должна
смущать, поскольку сама машина Тьюринга
является весьма неуклюжим устройством,
разработанным для демонстрации простоты
и универсальности, а не эффективности»
– отметил Конрад Цузе [8].
Вывод
В наши дни искусственный интеллект представляют
как науку о концепциях, позволяющих ВМ
осуществлять различные операции, которые
у людей выглядят разумными. Однако, специалисты,
занимающиеся изучением проблемы создания
ИИ, пытаются понять, какое поведение,
считается разумным (анализ), и создать
работающие модели этого поведения (синтез).
Практической целью является создание
методов и техники, необходимой для программирования
«разумности» и передачи ее вычислительным
машинам, а через них всевозможным системам
и средствам.
Центральные задачи ИИ на сегодняшний
день состоят в том, что бы сделать ВМ более
полезными для человечества посредством
их интеллектуализации – обучению их
различным навыкам в области обработки
и представления информации.
Во всех этих направлениях разработок
искусственного интеллекта главные трудности
связаны с тем, что недостаточно изучены
и поняты принципы человеческой интеллектуальной
деятельности, процесс принятия решений
и решение задач. В принципе, что такое
«понимание», «мышление» нуждается в осмыслении.
Если в 60-х годах широко обсуждался вопрос
«может ли компьютер мыслить», то теперь
вопрос ставится иначе: «достаточно ли
хорошо человек понимает, как он мыслит,
чтобы передать эту функцию компьютеру»?
В силу этого, работы в области искусственного
интеллекта тесно соприкасаются с исследованиями
по соответствующим разделам психологии,
физиологии и лингвистики.
Рекомендуемая
основная литература