Первые работы в области решения интелектуальных задач в работах Ньюэла, Саймона и Поспелова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:21, реферат

Описание

История исследований в области ИИ, начиная примерно с 1950 года и по сегодняшний день, условно разделена на четыре периода. За основу периодизации были взяли те направления исследований, которые наиболее активно развивались в течении каждого из периодов, как в смысле наибольшей активности ученых, так и в смысле получения наиболее существенных практических результатов.
Исследования в области искусственного интеллекта начались практически сразу же после появления компьютеров и первых опытов по их применению для других, более «приземленных» целей. На следующем этапе развитие научной и инженерной мысли было направлено на создание компьютера, способного на автоматизацию интеллектуальной человеческой деятельности, на то, чтобы сложные интеллектуальные задачи, считавшиеся прерогативой человека, решались техническими средствами [5, 6].

Работа состоит из  1 файл

1 информатика.docx

— 44.18 Кб (Скачать документ)

Постепенно в  период с 70-80 годы количество работ  по направлению искусственного интеллекта стало снижаться. Слишком неутешительными  оказались первые результаты. Функционально  разочаровывали экспертные системы, а  разработки в области создания ИИ не давали практических результатов. Авторы объясняли неудачи малой памятью  и низким быстродействием существующих в то время компьютеров. 
Четвертый период 
В 80-х годах ИИ пережил второе рождение. Были широко осознаны его большие потенциальные возможности как в исследованиях, так и в развитии производства. В рамках новой технологии появились первые коммерческие программные продукты. 
В это время стала развиваться область машинного обучения. Создание систем, автоматически улучшающих и расширяющих свой запас эвристических правил (не формальных, основанных на интуитивных соображениях) – является важнейшим этапом за последние годы. В начале десятилетия в различных странах были начаты крупнейшие в истории обработки данных национальные и международные исследовательские проекты, нацеленные на «интеллектуальные ВМ пятого поколения» [11, 12]. 
Начиная с середины 80-х годов происходит коммерциализация искусственного интеллекта. Растут ежегодные капиталовложения в эту сферу научных разработок, создаются промышленные экспертные системы. Происходит рост интереса к самообучающимся системам. 
В середине 80-х годов в Японии в рамках проекта разработки компьютера V поколения, основанного на знаниях, был создан компьютер VI поколения, или нейрокомпьютер. К этому времени ограничения по памяти и быстродействию были практически сняты. Появились транспьютеры – параллельные компьютеры с большим количеством процессоров. От транспьютеров оставался один шаг до нейрокомпьютеров, моделирующих структуру мозга человека. Основная область применения нейрокомпьютеров представлялась как распознавание образов. 
В 1980 – 1990 годах в России проводятся активные исследования в области представления знаний, разрабатываются языки представления знаний, экспертные системы (последних было более 300). В Московском государственном университете создается язык РЕФАЛ [9]. 
В 1988 году в России создается АИИ – Ассоциация искусственного интеллекта, членами которой являются более 300 исследователей. В те годы президентом Ассоциации был Д.А. Поспелов. В рамках Ассоциации ИИ проводится большое количество исследований, собираются конференции, издается журнал. 
В 1980 – 1990 годы уровень теоретических исследований по искусственному интеллекту в России отмечен ничуть не ниже мирового. К сожалению, начиная с 1975 года на развитии этого направления сказалось прогрессирующее отставание в технологии. На данный момент отставание в области промышленных интеллектуальных систем составляет порядка 5-7 лет. 
В 1982 году Ньюэлл опубликовал статью «Уровень знаний» (The Knowledge Level), в которой предпринял попытку определить место понятия знания в архитектуре любых (как искусственных, так и естественных) когнитивных систем. Им было предложено оригинальное определение, связавшее понятия знания и рациональности: знание – это то, наличие чего мы должны постулировать у некоторой системы, если считаем ее поведение рациональным [12]. 
В 1990 году вышла в свет книга Ньюэлла «Единые теории мышления» (Unified Theories of Cognition), в которой он обосновывал необходимость перехода от частных когнитивных моделей к модели универсальной и рассмотрел некоторые варианты последней, к числу которых отнес разрабатывавшуюся им с 1980-х годов модель SOAR. 
В 1998 году было показано, что компьютер Конрада Цузе (1910 – 1995 гг.) «Z4» всё-таки может воспроизвести поведение универсальной машины Тьюринга,правда, при допущении неограниченного объёма хранящихся данных и нулевой вероятности ошибок. 
«Неуклюжесть этого решения – не должна смущать, поскольку сама машина Тьюринга является весьма неуклюжим устройством, разработанным для демонстрации простоты и универсальности, а не эффективности» – отметил Конрад Цузе [8].

Вывод 
В наши дни искусственный интеллект представляют как науку о концепциях, позволяющих ВМ осуществлять различные операции, которые у людей выглядят разумными. Однако, специалисты, занимающиеся изучением проблемы создания ИИ, пытаются понять, какое поведение, считается разумным (анализ), и создать работающие модели этого поведения (синтез). Практической целью является создание методов и техники, необходимой для программирования «разумности» и передачи ее вычислительным машинам, а через них всевозможным системам и средствам. 
Центральные задачи ИИ на сегодняшний день состоят в том, что бы сделать ВМ более полезными для человечества посредством их интеллектуализации – обучению их различным навыкам в области обработки и представления информации. 
Во всех этих направлениях разработок искусственного интеллекта главные трудности связаны с тем, что недостаточно изучены и поняты принципы человеческой интеллектуальной деятельности, процесс принятия решений и решение задач. В принципе, что такое «понимание», «мышление» нуждается в осмыслении. 
Если в 60-х годах широко обсуждался вопрос «может ли компьютер мыслить», то теперь вопрос ставится иначе: «достаточно ли хорошо человек понимает, как он мыслит, чтобы передать эту функцию компьютеру»? В силу этого, работы в области искусственного интеллекта тесно соприкасаются с исследованиями по соответствующим разделам психологии, физиологии и лингвистики.
 
 
 
 

      Рекомендуемая основная литература 

  1. Апокин И. А., Майстров Л. Е. История вычислительной техники. От простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем. М.: Наука, 1990.
  2. Апокин И. А., Майстров Л. Е. Развитие вычислительных машин. М.: Наука, 1974.
  3. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд. иностр. лит., 1958.
  4. Дорфман В. Ф., Иванов Л. В. ЭВМ и ее элементы. Развитие и оптимизация. М.: «Радио и связь», 1988.
  5. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни. Дубна: Феникс, 2000.
  6. Ноосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. М. 1996.
  7. Очерки истории информатики в России / Ред.-сост. Поспелов Д. А., Фет Я. И. Новосибирск: Научн.-изд. центр ОИГГИМ СО РАН, 1998.
  8. Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: 1998.
  9. Ришар Жан Франсуа. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
  10. Розин В. М. Философия техники М., 2001.
 

 

Информация о работе Первые работы в области решения интелектуальных задач в работах Ньюэла, Саймона и Поспелова