План Маршалла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, реферат

Описание

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для мощного технологического процесса в различных сферах производства .
Кроме того следует отметить, что несмотря на получение широкомасштабной помощи, эти страны не стали экономическим придатком США, более того, превратились в конечном счете в сильных конкурентов. Реализация “плана Маршалла” в свое время продемонстрировала результативность экономической политики, при которой инфляции противопоставлялся контроль не только за денежной, но и товарной массой.
Я считаю, что необходимо более разносторонне изучать экономические преобразования в послевоенной Европе и использовать опыт Западных государств применительно к экономической ситуации в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Экономика Западной Европы после окончания войны …………………….4

2. «План Маршалла»…………………………………………………………….5

3. Реализация “ Плана Маршалла” в странах Западной Европы…………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 66.22 Кб (Скачать документ)
 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Экономика Западной Европы после окончания войны …………………….4

2. «План Маршалла»…………………………………………………………….5

3. Реализация “ Плана Маршалла” в странах Западной Европы…………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемых источников

Приложение 1.

Приложение 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Экономическая история связана со многими общественными науками, и прежде всего со всемирной историей. Люди в своей повседневной борьбе за благополучие приспосабливаются к условиям, в которых эта борьба происходит, а различные политические события в свою очередь затрагивают их личные интересы. Многие страны ищут путь к более высокому уровню жизни и знание экономической истории крайне важно, поскольку позволяет из массы вариантов уже имеющегося в мире опыта выбрать адекватную конкретным условиям модель развития, максимально сократив неизбежные издержки и ослабив социальную напряженность.

     Нынешнее  состояние российской экономики  сравнивают с кризисной ситуацией  в Западной Европе после окончания второй мировой войны [1]. Отсюда и вытекает актуальность данной темы, т.к. экономическое возрождение западноевропейских стран, достигнутое с помощью «Плана Маршалла», было довольно стремительным. Следовательно, данные методы возрождения экономики необходимо подробно изучать. Условия данного плана были приняты правительствами 16 европейских стран: Англии, Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, Ирландии, Исландии, Греции, Швейцарии, Турции, Португалии, также распространен на Западную Германию и Триест. [cм. Приложение 1.] Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства. 
 
 

  1. Экономика Западной Европы после окончания  войны

     К концу Второй Мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных  городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам  и Берлин, лежали в руинах. Экономическая  структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без  крова. Общее разрушение сельского  хозяйства привело к голоду в  некоторых частях континента, особенно сильно он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью  для ударов с воздуха; в то же время  множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов  и сёл Западной Европы не понесли  ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла  быть решена, так как большинство  стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными  странами, чья инфраструктура незначительно  пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому  план Маршалла предусматривал сбыт товаров  и продуктов странам Европы.

     Экономика Европы восстанавливалась очень  медленно, так как безработица  и нехватка продовольствия привела  к забастовкам и беспорядкам  в ряде стран. В 1947 году европейские  страны по-прежнему находились значительно  ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт — только 59 %. В  Великобритании ситуация не была столь  тяжелой. В Германии в 1945—1946 гг. условия  жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли. Промышленное производство сократилось более чем вдвое и достигло довоенного уровня лишь в конце 1949 года. 

  1. «План Маршалла»

     “План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы [6].

       В дальнейшем за детальную  разработку плана взялись два  ведомства: Государственный департамент  и Государственный военно-морской  координационный комитет. Большую  роль в продвижении плана сыграл  Вильям Клейтон, которого называют  крестным отцом “плана Маршалла”,  госсекретарь по экономике, американский представитель в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами) и в Экономической комиссии ООН для Европы.

       В 1947 году была создана специальная  комиссия при президенте США  по анализу помощи иностранным  государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок [2].

       Поставки первого вида охватывали  предметы важнейшей жизненной  необходимости - те, что требовались  для предотвращения голода. Каждую  весну выделялись ассигнования  на продукты питания, топливо,  одежду. Год от года по мере  роста собственных ресурсов европейских  стран эти ассигнования сокращались.  Поскольку помощь такого рода  не окупалась, она шла в виде  дотаций, а не займов. Местная  валюта, вырученная от продажи  этих продуктов, должна была  использоваться правительством  европейских стран для уменьшения  дефицита госбюджета, а следовательно,  и темпов инфляции; для наращивания  производства.

     Второй  вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали  займы Международного банка.

     Третий  вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части  и т.д. Эти поставки финансировались  под гарантии американского правительства  через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей специальное отделение.

     В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и представителями  союзников от Германии была подписана  конвенция. В соответствии с “Планом  Маршалла” его европейские участники  должны были :

1.предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли;

2. через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции;

3.предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним;

4. придать европейской кооперации организационное обеспечение.

       Как известно, формой такого обеспечения  стала ОЕЭС - Организация Европейского  Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.

  1. Реализация “ Плана Маршалла”  в странах Западной Европы.

     В экономической политике европейских  стран происходили изменения, направленные на поиск и применение новых методов  экономического регулирования [6]. Государства  столкнулись с противоречием. С  одной стороны, условием американской помощи был отказ страны, ее принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять ущерб частному предпринимательству, т.е. развитие частного капитала. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность - сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать неспособные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некоторые отрасли тяжелой промышленности.

     В этих условиях, также как и в  США в 30-е годы, стало необходимым  использование кейнсианского подхода  к экономическому регулированию: стимулирование спроса через достижение полной занятости  путем государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая наиболее острые вопросы, “план Маршалла” исподволь поощрял этот процесс.

       Уровень вмешательства государства  в экономику был разным. Так,  Франция и Швеция пошли по  пути государственного планирования. Высок был уровень национализации  промышленности в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во Франции осуществлялся  жесткий государственный контроль  за кредитом, главной целью было  не столько достижение более  высокого уровня производства, сколько  модернизация производства.

     Великобритания  не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала  как меру “спасения” стагнирующих отраслей, а не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая  политика страны была направлена на решение 2-х задач : достижение высокого уровня занятости на основе кейнсианского  метода повышения совокупного спроса через государственное вмешательство  в экономику и улучшение платежного баланса, используя финансовую помощь США.

       Главными проблемами Италии в  послевоенный период были безработица  и высокая инфляция. Сравнительно  быстрое восстановление также  опиралось на усиление государственного  контроля, рост прямых государственных  инвестиций, модернизацию промышленности  в госсекторе. В отличие от  Великобритании, использовавшей американскую  помощь на укрепление платежного  баланса, итальянское правительство  разрешило частным предпринимателям  использовать фонды помощи на  финансирование импорта оборудования  из США.

     Особое  место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После  окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.

     Банки в Германии традиционно брали  на себя коммерческий риск и главную  роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых  фирм. После краха финансовой системы  вследствие 2-й мировой войны государство  стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом  переговоров и сотрудничества с  основными финансовыми и промышленными  магнатами. Полученные по “плану Маршалла”  фонды, были инвестированы в частный  и промышленный сектор. Однако, банки  были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая  пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

     Реализация  “плана Маршалла” в ФРГ была важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.

     Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

     Таким образом, план Маршалла является одной  из наиболее успешных экономических  программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его  цели:

1.отрасли  промышленности, которые, как казалось  ранее, безнадежно устарели и  утратили эффективность, были  реструктуризованы в короткие  сроки и без изменения национальной  экономической политики стран.  В результате экономика европейских  стран оправилась от последствий  войны быстрее, чем этого можно  было ожидать;

2.европейские  страны смогли расплатиться по  внешним долгам;

3.влияние  коммунистов и СССР было ослаблено;

4.был  восстановлен и укреплён европейский  средний класс — гарант политической  стабильности и устойчивого развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Послевоенный  опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и  денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с  точки зрения стратегии промышленного  развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для мощного технологического процесса в различных сферах производства [см. Приложение 2.].

       Кроме того следует отметить, что несмотря на получение  широкомасштабной помощи, эти страны  не стали экономическим придатком  США, более того, превратились  в конечном счете в сильных  конкурентов. Реализация “плана  Маршалла” в свое время продемонстрировала  результативность экономической  политики, при которой инфляции  противопоставлялся контроль не  только за денежной, но и товарной массой.

Информация о работе План Маршалла