Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:54, реферат
Люди в своей повседневной борьбе за благополучие приспосабливаются к условиям, в которых эта борьба происходит, а различные политические события в свою очередь затрагивают их личные интересы. Многие страны ищут путь к более высокому уровню жизни и знание экономической истории крайне важно, поскольку позволяет из массы вариантов уже имеющегося в мире опыта выбрать адекватную конкретным условиям модель развития, максимально сократив неизбежные издержки и ослабив социальную напряженность.
Введение
1. ЭКОНОМИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА США
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”
5. РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
6. “ПЛАН МАРШАЛЛА” - ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ВОЕННЫЙ ПЛАН ?
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПЛАН
Введение
1. ЭКОНОМИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА США
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”
5. РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
6. “ПЛАН МАРШАЛЛА” - ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ИЛИ ВОЕННЫЙ ПЛАН ?
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Проблема, которая дала первоначальный
импульс экономической науке, той “тайной”,
что пленяла Адама Смита так же, как любого
современного экономиста, является проблема
рыночного обмена. В экономической вселенной
присутствует ощущение порядка, и этот
порядок не навязан сверху, а каким-то
образом является результатом обменных
сделок между отдельными лицами, причем
каждая из сторон стремится максимально
увеличить свою собственную выгоду. Таким
образом, история экономической мысли
- не что иное, как история наших попыток
понять действие экономики, основанной
на рыночных операциях. Но хотя общепринятое
учение всегда было связано с анализом
рыночных систем, структура этих систем
со временем значительно изменялась, и,
чтобы пролить свет на эти изменения, каждое
поколение применяло различные концепции
и методы анализа.
Экономическая история связана со многими
общественными науками, и прежде всего
со всемирной историей. Люди в своей повседневной
борьбе за благополучие приспосабливаются
к условиям, в которых эта борьба происходит,
а различные политические события в свою
очередь затрагивают их личные интересы.
Многие страны ищут путь к более высокому
уровню жизни и знание экономической истории
крайне важно, поскольку позволяет из
массы вариантов уже имеющегося в мире
опыта выбрать адекватную конкретным
условиям модель развития, максимально
сократив неизбежные издержки и ослабив
социальную напряженность.
Нынешнее состояние экономики сравнивают
с кризисной ситуацией в Западной Европе
после окончания второй мировой войны.
Отсюда и интерес к послевоенному экономическому
возрождение западноевропейских стран,
достигнутому в сотрудничестве с США,
воплощенном в известном “плане Маршалла”
, условия которого были приняты правительствами
16 европейских стран: Англии, Франции,
Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии,
Нидерландов, Люксембурга, Австрии, Ирландии,
Исландии, Греции, Швейцарии, Турции, Португалии,
также распространен на Западную Германию
и Триест . Послевоенный опыт Западной Европы
заслуживает внимания как с позиций восстановления
хозяйства, оздоровления финансов и денег,
налаживания экономического сотрудничества
стран, так и с точки зрения стратегии
промышленного развития, обеспечившей
создание материальных предпосылок для
мощного технологического прогресса в
различных сферах производства.
1. ЭКОНОМИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В ХХ в. на
развитие экономики ведущих капиталистических
стран оказали большое влияние два глобальных
события - первая и вторая мировые войны.
Послевоенная экономика даже ведущих
стран Западной Европы была в критическом
состоянии.
АНГЛИЯ. Замедление темпов экономического
развития Англии началось после первой
мировой войны. В 20-е годы британское хозяйство
развивалось неравномерно. Сравнительно
быстро росло производство в новых отраслях
промышленности, в которых наиболее быстро
шли процессы технической реконструкции
предприятий, увеличение их энерговооруженности,
широкой механизации, электрификации
и химизации производственных процессов.
Старые отрасли британской индустрии
переживали застой. Сократились добыча
угля, выплавка чугуна, производство английской
текстильной промышленности. Предприятия
черной металлургии были загружены лишь
наполовину. Происходил процесс свертывания
сельскохозяйственного производства.
По темпам развития английская экономика
отставала от ведущих капиталистических
держав.
Вторая мировая война вызвала дальнейшее
ослабление экономических и политических
позиций Великобритании. В целом за годы
второй мировой войны она потеряла около
25% национального богатства страны. Оборудование
английских предприятий за годы войны
износилось, технический прогресс замедлился.
Война привела к усилению зависимости
Великобритании от США, которые в период
войны направляли своему союзнику большие
поставки вооружения и продовольствия
на условиях ленд-лиза, кроме того пришлось
сократить, а в некоторых направлениях
и полностью прервать свои внешнеэкономические
связи со странами, куда все больше внедрялся
капитал США. В 1947 году в стане наступил
острый финансовый кризис, и правительство
вынуждено было пойти на сокращение импорта
продовольствия, что привело к резкому
подорожанию продуктов питания. Выход
из сложной экономической ситуации правительство
Англии видело в присоединении к “плану
Маршалла”.
ФРАНЦИЯ. Политика, проводимая правящими
кругами Франции во второй половине 30-х
годов, привела страну к военной катастрофе.
В июне 1940 года Франция капитулировала
и ее экономика была поставлена на службу
фашистской Германии. Война и четырехлетняя
оккупация нанесли Франции значительный
ущерб. Почти на 70% сократилось промышленное
производство, его структура была архаичной,
длительное время не обновлялся машинный
парк. Вдвое по сравнению с 1938 годом уменьшилась
продукция сельского хозяйства. Окончание
войны поставило Францию перед сложнейшими
задачами, главной из которых была ликвидация
экономической разрухи. Однако ни у правительства,
ни среди предпринемательских кругов
не было единства мнений относительно
политики в финансово-экономической области.
Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс
предлагал с целью предотвращения инфляции
заморозить заработную плату и цены, а
также одновременно блокировать банковские
счета и приступить к принудительному
обмену банкнот. Министр финансов Р. Плевен
разработал проект, основой которого являлся
выпуск крупного внутреннего займа, призванного
спасти военные прибыли. Коммунисты, у
которых были сильные позиции ввиду их
активного участия в движении Сопротивления,
важнейшими задачами считали проведение
национализации и создание системы социальной
защиты населения. Вокруг проблемы национализации
развернулась острая политическая борьба,
которая закончилась компромиссом. Как
и в других капиталистических странах,
национализация во Франции не коснулась
всех основных отраслей промышленности
и не меняла существа капиталистической
экономики. По своему экономическому содержанию
она означала переход от частной собственности
к государственно-
ИТАЛИЯ. Италия вступила во 2-ю мировую
войну на стороне Гитлеровской Германии.
Это развитая индустриально-аграрная
страна, по уровню развития относится
к странам высокоразвитого капитализма.
Важнейшие отрасли промышленности связаны
с военным производством. В 1948 году была
включены в систему “плана Маршалла”.
ШВЕЦИЯ. Швеция индустирально-аграрная
страна, ведущими являются горнодобывающая
, машиностроительная, металлообрабатывающая,
электротехническая и химическая промышленность.
Значительная часть промышленных товаров
идет на экспорт. В сельском хозяйстве
мясо-молочное животноводство преобладает
над земледелием. Во время второй мировой
войны Швеция объявила нейтралитет, который,
однако, нарушался в пользу гитлеровской
коалиции. В послевоенные годы придерживается
политики “свободы от союзов”.
НОРВЕГИЯ. Установление независимости
Норвегии в 1905 году благоприятствовало
экономическому подъему. Во время 2-й мировой
войны Норвегия была захвачена гитлеровской
Германией.
ДАНИЯ. Аграрно-индустриальная страна
с интенсивным сельским хозяйством. Промышленность
Дании носит ярко выраженный обрабатывающий
характер. В 1940 году была оккупирована
гитлеровской Германией.
БЕЛЬГИЯ. К концу 19 в. Бельгия была развитой
капиталистической страной, с крупной
промышленностью и интенсивным сельским
хозяйством. Во время второй мировой войны
была захвачена Германией.
АВСТРИЯ. Семь лет (1938-1945) Австрия находилась
под властью фашистской Германии. Вся
экономика страны была подчинена военным
нуждам Германии, золотой запас Австрии
был вывезен в Берлин. Главная роль в экономике
страны принадлежала крупным монополиям.
В1943 году министры иностранных дел СССР,
США и Великобритании подписали декларацию
об Австрии, заявив о желании видеть ее
восстановленной, свободной и независимой.
В 1948 году при активном содействии США,
Англии и Франции было подписано соглашение
об участии Австрии в “плане Маршалла”.
ГРЕЦИЯ. Греция преимущественно аграрная
страна с относительно развитой промышленностью.
Во время второй мировой войны было оккупирована
Германией.
ШВЕЙЦАРИЯ. Страна высокого уровня развития,
в экономике основная роль принадлежит
промышленности. С конца 19 в. в ней утвердилось
господство финансового капитала. Во второй
мировой войне объявила нейтралитет.
ПОРТУГАЛИЯ. Аграрная страна, наиболее
отсталая из всех стран Европы. Во второй
мировой войне помогала фашистскому блоку.
ТУРЦИЯ. Слабо развития аграрная страна.
Накануне 2-й мировой войны большое влияние
на экономику и политику Турции оказывала
Германия. во время войны она снабжала
Германию стратегическим сырьем.
Таким образом, после 2-й мировой войны
экономика стран Западной Европы оказалась
в крайне сложном положении.
2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА США
Первая мировая
война стимулировала экономическое развитие
Соединенных штатов Америки. Они оказались
в эти годы в необычайно благоприятном
положении. Военные действия совершенно
не затронули Американский континент,
и поэтому страна не испытывала того массового
разрушения производительных сил, которое
изо дня в день совершалось в Европе. Соединенные
Штаты успешно использовали события в
Европе для своего обогащения. Они выступили
в роли главного поставщика военных материалов,
продовольствия и сырья воюющим государствам.
Другим важнейшим итогом первой мировой
войны стало изменение международного
статуса США : они превратились в осн
овного кредитора европейских
государств, предоставляя им огромные займы на военные нужды. В
результате войны Соединенные Штаты захватили
основные мировые рынки сбыта и источники
сырья. Экономический подъем, вызванный
потребностями войны, еще более ускорил
процесс концентрации производства и
капитала. Однако в ряде важных отраслей
американской экономики во второй половине
20-х годов все более отчетливо выявлялись
признаки перепроизводства, но на фоне
общего экономического подъема они остались
в тени. Процветание казалось бесконечным,
а экономические трудности воспринимались
лишь как временные и легко преодолимые.
Разразился экономический кризис 1929-1933
года, получивший название “Великая депрессия”.
Гигантская разрушительная сила кризиса
проявилась в резком падении промышленного
производства. Сильное падение производства,
закрытие тысяч заводов, фабрик, шахт,
недогрузка производственных мощностей
привели к колоссальному росту безработицы.
Когда кризис в США достиг апогея к власти
пришел Ф. Рузвельт. Он предложил стране
серию либеральных реформ, известных как
“новый курс”. Теоретическую основу “нового
курса” составили воззрения английского
экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости
государственного регулирования капиталистической
экономики для обеспечения бесперебойной
работы рыночного механизма. Кейнс отвергал
концепцию механизма автоматического
стихийно-рыночного восстановления равновесия
капиталистического хозяйства, доказывал,
что капитализм утратил этот механизм,
а поэтому необходимо государственное
регулирование. Государство, по его мнению
, должно обеспечивать поддержание занятости
на определенном эффективном уровне, регулирование
баланса между сбережениями и потреблением,
с помощью государственного бюджета стимулировать
инвестиции [4].
Реформы новой администрации охватили
все сферы экономики: промышленность,
сельское хозяйство, финансовую и банковскую
системы, а также социальные и трудовые
отношения. Осуществляя их администрация
Рузвельта рассчитывала обновить экономику
страны и избавить ее от подобных “великой
депрессии” потрясшей и кризисов. Однако
эти цели полностью достигнуты не были.
Наступление экономического кризиса в
1937 году явилось неожиданным. Лишь в 1939
году экономика США справилась с его последствиями,
но до второй мировой войны стране так
и не удалось достичь докризисного уровня
производства.
Вмести с тем реформы “нового курса”
имели важное значение для развития как
американского, так и мирового хозяйства.
Они продемонстрировали роль государственного
регулирования в системе капиталистического
хозяйства и показали, что гибкое и умеренное
регулирование экономики, особенно в трудные
периоды ее развития, является жизненно
необходимым. Со времени “нового курса”
государственное вмешательство в хозяйственную
жизнь, применяемое в разных формах, стало
неотъемлемой частью рыночного механизма
США.
Соединенные Штаты Америки закончили
вторую мировую войну являясь бесспорным
лидером капиталистического мира. За годы
войны национальный доход США удвоился,
более чем в вдвое возросло промышленное
производство. В стране был создан хорошо
отлаженный производственный механизм,
опирающийся на емкий внутренний и международный
рынки. Поставки сырья, продовольствия
и военного снаряжения союзникам, финансируемые
государством, стимулировали обновление
основного капитала. Усилился процесс
концентрации производства: количество
крупных предприятий с числом рабочих
более 10 тыс. увеличилось в 7 раз.
Война ускорила процесс интенсификации
сельского хозяйства: механизация и химизация
производства стимулировались огромным
спросом на американское продовольствие,
что позволило фермерам резко увеличить
свои доходы.
Военные действия, а следовательно, и разрушения
не коснулись территории США и ресурсы
страны в несколько раз превосходили ресурсы
других капиталистических государств.
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
Экономика
Германии после развязанной ею первой
мировой войны оказалась на грани краха.
Материальные ресурсы страны в результате
непроизводительных расходов на войну
резко сократились. Это относилось к запасам
черных и цветных металлов, топливу, продуктам
химической промышленности, средствам
транспорта. Общий объем производства
в 1918 году снизился по сравнению с 1913 г.
на 43%, а национальное богатство сократилось
вдвое.
С 1924 г. начинается период некоторой стабилизации
экономики Германии. Решающую роль в этом
сыграли миллиардные займы, предоставленные
Соединенными Штатами Америки и Англией.
Однако дальнейшему углублению кризиса
содействовали события на Нью-Йоркской
фондовой бирже, возвестившие начало самого
разрушительного в индустриальной истории
стран кризиса перепроизводства, охватившего
на четыре года экономику развитых стран.
Германия стала одной из наиболее пострадавших
стран, так как ее экономика в значительной
степени базировалась на иностранных
кредитах и инвестициях .
Углубление экономического кризиса вызвало
крах политической системы Германии (
конец Веймарской республики). К власти
пришел П. Гинденбург - милитарист, мечтавший
о реванше, призывавший к жестокому порядку
и насильственной перекройке карты Европы.
В1930 году он назначил рейхсканцлером Гитлера
и с тех пор в Германии начался период
фашистской диктатуры.
Главным содержанием экономической политики
фашизма стала всеобщая милитаризация.
Она велась ускоренными темпами и обусловила
выход из кризиса и значительный рост
производства. К 1938 году Германия стала
мощной военной державой и по промышленному
производству вышла на первое место в
Европе и на второе в мире. Экономика Германии
была ориентирована на военное производство.
После поражения Германии во второй мировой
войне произошел ее раздел на ФРГ (Западную
Германию) и ГДР. Исходное состояние народного
хозяйства Западной Германии было очень
тяжелым. Большая часть промышленности
была уничтожена бомбардировками или
демонтирована победителями. Отдельные
сохранившиеся предприятия почти ничего
не производили. В 1946 году промышленное
производство составляло 1/3 от довоенного,
лет на 30 назад было отброшено сельское
хозяйство. Из-за военных разрушений резко
обострился жилищный кризис. В то же время
капитуляция и эмиграция немцев из восточных
областей Германии привели к скачкообразному
росту населения. Это обстоятельство усугубило
продовольственную проблему, которая
и без того была в критическом состоянии.
Финансовое состояние страны характеризовалось
полнейшим истощением. Количество денег,
находившихся в обращении, во много раз
превышало наличные товарные резервы,
а государственный долг достиг огромных
размеров. Почти полное отсутствие товаров,
минимальная прокупательная способность
мирки вели к натурализации хозяйства
и продуктообмену. В этих условиях при
активном содействии США, предоставивших
Западной Германии по “плану Маршалла”
огромные финансовые средства были проведены
реформы, направленные на решительное
становление свободного рыночного хозяйства.
4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”
“План Маршалла”
или программа возрождения Европы, был
предложен государственным секретарем
США Дж. Маршаллом в его выступлении
в Гарвардском университете в июне 1947г.
Он высказался за широкомасштабную помощь
США европейским странам при условии,
что они разработают единую программу
восстановления своей экономики. Он отметил,
что без здоровой мировой экономики нет
политической стабильности и настаивал
на том, что инициатива должна исходить
из Европы.
В дальнейшем за детальную разработку
плана взялись два ведомства: Государственный
департамент и Государственный военно-морской
координационный комитет. Большую роль
в продвижении плана сыграл Вильям Клейтон,
которого называют крестным отцом “плана
Маршалла”, госсекретарь по экономике,
американский представитель в ГАТТ ( Генеральное
соглашение по тарифам и торговле - многостороннее
международное соглашение об условиях
торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами
) и в Экономической комиссии ООН для Европы.
В 1947 году была создана специальная комиссия
при президенте США по анализу помощи
иностранным государствам. Эта комиссия
в своем докладе отмечала, что :
объем производства в странах Западной
Европы значительно ниже довоенного с
критическим уровнем добычи угля;
потребность в импорте очень высока;
Европа потеряла крупный источник иностранной
валюты в форме платежей за услуги ( туризм,
банковские операции и др.);
произошел сильный сдвиг в соотношении
цен между промышленностью и сельским
хозяйством в пользу последнего;
наблюдалось разрушение единой системы
торговли этих стран - и внутренней , и
внешней.
В докладе комиссии отмечалась необходимость
денежной реформы. Вместе с тем указывалось,
что последняя не может быть эффективной
только за счет уменьшения предложения
денег. Им должны противостоять необходимые
товары, запасов которых не хватало даже
на то, чтобы прокормить рабочих наиболее
важных отраслей и тем самым “запустить”
производство. Не хватало и резервов, которые
можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть
рост производства.
Немедленное сбалансирование бюджетов
западноевропейских стран было признано
неосуществимым. Вместе с тем комиссия
указывала на необходимость продвижения
в этом направлении одновременно с наращиванием
выпуска продукции. Другими словами, укрепление
финансовой системы рассматривалось не
как предварительная или заключительная
стадия экономического возрождения, а
как процесс, в котором оздоровление национальных
финансов может способствовать подъему
производства и само, в свою очередь, зависит
от этого подъема.
К 1947 году сложилось положение, при котором
само сохранение достигнутых объемов
выпуска продукции оказалось под вопросом.
Жизнеспособность западноевропейской
экономики во многом поддерживалась импортом
из Северной Америки. Страны Западной
Европы за счет их собственного производства
могли обеспечить свое потребление зерна,
хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца
и цинка - на 30%, сала и масла - примерно
на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия,
к примеру, не покрывала собственным производством
даже половины потребности в основных
продуктах питания. Уменьшение импорта
этих продуктов из США могло привести
к голоду.
Сразу после войны импорт стран Западной
Европы обеспечивался предоставлением
субсидий и займов со стороны США и Канады,
использованием золотых и долларовых
резервов и др. К 1947 г. поток финансовых
поступлений из этих источников истощился.
Из-за недостатка платежных средств западноевропейские
страны оказались перед перспективой
сокращения импорта продовольственных
товаров и ключевых сырьевых ресурсов.
Без помощи США ввоз в государства Западной
Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину,
а долларовый импорт - на 4/5, что означало
бы для этих государств экономический
паралич.
Его наступление не отвечало бы и собственным
интересам США. В то же время ни американским,
ни западноевропейским интересам не отвечал
и курс на закрепление за США роли действующего
на благотворительных началах поставщика
сырья и самых разнообразных товаров первой
необходимости. Следовательно требовался
такой сценарий сотрудничества, который
бы :
обеспечивал большую самоокупаемость
экономического возрождения Европы;
повышал отдачу американской помощи;
вписывался в начавшееся в конце 40-х годов
очередное обновление технологической
базы американской экономики.
В июле 1947 года в Париже была созвана
конференция европейских стран для обсуждения
“плана Маршалла” с целью получения их
согласия на разработку общеевропейской
экономической программы. На этой конференции
была заключена конвенция о создании Организации
(первоначально комитета) европейского
экономического сотрудничества. Ее задачей
стала разработка совместной Программы
восстановления Европы. В августе 1947 года
комитеты конференции определили общую
сумму кредитов, необходимую Западной
Европе на 4 года. США послали представителей
Конгресса в Англию, Францию, Германию,
Италию, Австрию, Скандинавские страны,
чтобы на месте изучить вопрос об объеме
помощи европейским странам в порядке
реализации “плана Маршалла”. В конце
1947 года правительство США внесло на рассмотрение
конгресса законопроект о “плане Маршалла”.
“План Маршалла” Был утвержден конгрессом
2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля
1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление
проводилось в рамках Закона о четырехлетней
программе помощи иностранным государствам.
Важным аспектом реализации “плана Маршалла”
стал вопрос об источниках финансирования
отдельных элементов программы. Его решение
увязывалось с характером поставок, видом
поставок.
Поставки первого вида охватывали предметы
важнейшей жизненной необходимости - те,
что требовались для предотвращения голода.
Каждую весну выделялись ассигнования
на продукты питания, топливо, одежду.
Год от года по мере роста собственных
ресурсов европейских стран эти ассигнования
сокращались. Поскольку помощь такого
рода не окупалась, она шла в виде дотаций,
а не займов. Местная валюта, вырученная
от продажи этих продуктов, должна была
использоваться правительством европейских
стран для уменьшения дефицита госбюджета,
а следовательно, и темпов инфляции; для
наращивания производства.
Второй вид поставок - промышленное оборудование.
Здесь в финансировании преобладали займы
Международного банка.
Третий вид - сырье, сельскохозяйственные
машины, промышленные товары, запасные
части и т.д. Эти поставки финансировались
под гарантии американского правительства
через Экспортно-импортный банк США, создавший
для этих целей специальное отделение.
В апреле 1948 года в Париже министрами
16 европейских государств и представителями
союзников от Германии была подписана
конвенция. В соответствии с “Планом Маршалла”
его европейские участники должны были
:
предпринять меры по облегчению обмена
товарами и услугами между собой, ускорить
развитие внутриевропейской торговли;
через межстрановую кооперацию обеспечить
активизацию наиболее эффективных производственных
мощностей для достижения наискорейшего
роста выпуска продукции;
предпринять финансовые и другие меры
по укреплению своих валют, восстановлению
доверия к ним;
придать европейской кооперации организационное
обеспечение.
Как известно, формой такого обеспечения
стала ОЕЭС - Организация Европейского
Экономического сотрудничества, объединившая
16 государств.