Планирование как метод государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание

Необходимость планирования на государственном уровне в современных условиях не вызывает никакого сомнения. Планирование позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии экономических и политических решений. Одобренные и утвержденные на соответствующем уровне прогнозные показатели, которые таким образом приобретают статус плановых, позволяют проводить анализ результативности принятых решений, осуществлять, в случае необходимости, корректировку траекторий экономического развития. Вместе с тем, плановые показатели имеют еще одно очень интересное свойство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1.Понятие планирования………………………………………………….
5
2. Цели и задачи финансового планирования………………………………
8
3.Этапы и методы финансового планирования…………………………….
11
4.Виды финансовых планов…………………………………………………
17
5. Планирование федерального бюджета………………………………..
21
Заключение……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………..
32

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)

- тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) — при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;

- ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), — при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;

- материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, — при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;

- положения договоров с ресурсоснабжающими организациями — при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;

- фактический объем расходов в текущем году — при планировании хозяйственных расходов.

В проекте сметы доходов  и расходов приводится поквартальная  разбивка показателей на планируемый  год.

Утверждение сметы доходов  и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией.

В следующем параграфе  работы рассмотрим как на практике осуществляется планирование федерального бюджета.

 

5. Планирование федерального бюджета

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса [6, с.13].

С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и  обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, региональный и муниципальных уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:

  1. Составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней.

  1. Рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти.

  1. Утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней.

  1. Поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

До 2006 года планирование основных параметров федерального бюджета  Российской Федерации осуществлялось исключительно в краткосрочной  форме. В то время нормы права, регулирующие бюджетный процесс, были ориентированы преимущественно на краткосрочные прогнозы и планы в финансовой сфере и без существенной корректировки не могли использоваться для целей среднесрочного планирования. Тем не менее, необходимость перехода на среднесрочное бюджетное планирование осознавалась государством и ставилась в качестве приоритетных направлений развития бюджетной и налоговой политики страны. В своем послании Федеральному Собранию в 2004 году Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что «основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты. А само бюджетное планирование - приобрести долговременный характер... При этом бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формирования бюджетов всех уровней».

В 2006 году федеральный  бюджет впервые стал составной части 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года.

Перспективный финансовый план на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета на 2006 год, впервые в российской истории сформированные в соответствии с принципами и требованиями среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты — реализация на практике политики развития, устремленной в будущее (рисунок 1) [18, с.14].

 

 

Рисунок 1 - Принципиальная схема среднесрочного планирования федерального бюджета

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван  обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 статьи 96 Бюджетного Кодекса; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 ст.96, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга Российской Федерации. Часть бюджетных ресурсовРасходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и , как правило , безвозвратный характер: оплата труда, пенсии и пособия, услуги образования и здравоохранения, инфраструктура и т.д. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием, цели которого: повышение уровня жизни, поддержка экономического роста, национальная безопастность, потенциал для развития страны.

Переход к трехлетнему (среднесрочному) планированию федерального бюджета превращает его в эффективный  инструмент решения стратегических программ социально-экономического развития страны, реализации приоритетных национальных проектов, что и было проиллюстрировано на рисунке 1. Среднесрочное планирование позволяет заранее распланировать финансовые ресурсы, делает возможным принятие длительных бюджетных обязательств, заключение трехлетних контрактов, оплачиваемых за счет бюджетных средств. При этом утверждение проектировок на три года не предполагает запрета корректировок параметров второго и третьего годов в следующем бюджетном периоде.

2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. Рассмотрим, как изменялись плановые цифры доходов бюджетов с очередными поправками (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика доходов федерального бюджета при реализации среднесрочного планирования бюджета за период с 2008-2012 гг.

млрд. рублей

п/п

Федеральный закон

Годы

Доходы

Расходы

млрд.руб.

Откл.

в % к пред.

млрд.руб

Откл. в % к пред.

1

№198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете  на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг»

2008

6644,4

-

6570,3

-

2009

7465,4

-

7451,2

-

2010

8090,0

-

 

8090,1

-

2

№19-ФЗ от 03.03.2008 «О внесении изменений  в ФЗ "О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.»

2008

8056,9

+21,2

9901,2

+5

2009

8706,1

+16,6

9282,8

+24,5

2010

9408,2

+16,3

10765,2

+33

3

№ 204-ФЗ от 24.11.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг»

2009

10927,1

+25,5

11024,7

+11,3

2010

11733,6

+24,7

12320,3

+32,7

2011

12839,0

-

14317,7

-

4

(проект) от 20.09.2009 «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 г»

2010

6950,0

-40,7

9823,1

-20,2

2011

7455,7

-41,9

9359,3

-24

2012

8069,6

-

9661,9

-


 

Как можно увидеть  из представленной выше таблицы 1, в  целом планирование параметров дохода федерального бюджета Российской Федерации  на конец 2009 года по каждому году имеет значительные отклонения от первоначально запланированных показателей. Так согласно федеральному закону №198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг» доходы федерального бюджета были запланированы в размере 8706,1 млрд. рублей, а согласно федеральному закону №19-ФЗ от 03.03.2008 «О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.» доходы федерального бюджета уже были запланированы в размере 8706,1 млрд. рублей, а № 204-ФЗ от 24.11.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг» запланировал доходы бюджета в размере 10927 млрд. руб., таким образом отклонение +16.6% и 25.5 % соответственно.

 Подобные отклонения  свидетельствуют о том, что в России среднесрочное планирование еще не получило должного развития и качество планирования находится на невысоком уровне. Следовательно, пока не может быть условий для реализации долгосрочного планирования бюджета.

Причиной снижения качества планирования являются прежде всего кризисные явления конца 2008 года – глобальный экономический кризис. Если при принятии в 2008 году федерального закона от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» был соблюден принцип трехлетнего бюджетного планирования, то в связи с кризисными явлениями в 2009 году было приостановлено действие отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой сокращение периода планирования федерального бюджета до одного года. Тем не менее, среднесрочное планирование продолжает реализовываться на практике.

С учетом кризисных явлений  в 2009 году и в силу неопределенности параметров среднесрочного прогнозирования, детальная структура расходов федерального бюджета в разбивке по ведомствам, предусмотренная действующим бюджетным законодательством, была утверждена только на 2010 год, а для планового периода 2011-2012 годов ограничились только утверждением основных характеристик федерального бюджета.

Такой подход был временной мерой на период до окончания финансового кризиса, что позволило более точно определить параметры федерального бюджета.

Бюджетное планирование совершенствуется. Обеспечивается своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджета. Отклонение в планировании доходов, вызванное не экономическими факторами, с каждым годом снижается, что говорит о росте эффективности бюджетного планирования.

Информация о работе Планирование как метод государственного регулирования экономики