Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:16, контрольная работа

Описание

Планирование валовой прибыли, прибыли от продаж, балансовой и чистой прибыли.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

Содержание

Вопрос 1. Планирование валовой прибыли, прибыли от продаж, балансовой и чистой прибыли………………………………………………… 3
Вопрос 2. Принципы и технология планирования в условиях рынка. Методы разработки планов. Содержание и сущность балансового метода. Виды балансов…………………………………………………………………... 12
Вопрос 3. Планирование материально-технического обеспечения предприятия. Методы определения потребности предприятия в материально-технических ресурсах……………………….…………………. 23
Вопрос 4. Задача……………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………….. 31

Работа состоит из  1 файл

Вариант 4 контрольного задания планирование.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)
 

ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ 

ФИНАНСОВО- ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ»

в г. Ухте 

 
 
 

  • Факультет государственной  службы и финансов

    специальность :  080105.65 – финансы и кредит 
     
     
     
     
     
     

      • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
       
       
       

             По дисциплине : Планирование на предприятии     

             Вариант: №4 
       
       
       

                                                                       Выполнила :

                                                                                студентка 3 курса

                                                                         

                   

                                                                    Проверил :  
       
       

      2010 г. 

            • СОДЕРЖАНИЕ
           
           
           

            Вопрос 1.  Планирование валовой прибыли, прибыли от продаж, балансовой и чистой прибыли………………………………………………… 3 

            Вопрос 2. Принципы и технология планирования в условиях рынка. Методы разработки планов. Содержание и сущность балансового метода. Виды балансов…………………………………………………………………... 12 

            Вопрос 3. Планирование материально-технического обеспечения предприятия. Методы определения потребности предприятия в материально-технических ресурсах……………………….…………………. 23 

            Вопрос 4. Задача……………………………………………………………..26 

             Литература………………………………………………………………….. 31       
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

               1. Планирование валовой прибыли,  прибыли от продаж, балансовой  и чистой прибыли.  

               Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности.

               С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

               В экономической системе прибыль  выполняет следующие функции:

               1) является показателем эффективности предприятия;

               2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом  финансовых ресурсов предприятия; 

               3) является источником формирования  бюджетов разных уровней. 

               Выделяют  следующие виды прибыли:

               Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

               Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П

               Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

               Налогооблагаемая  прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).

               Чистая  прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.

               На  величину прибыли оказывают влияние  следующие факторы:

               - рост объёма производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями; 

               - снижение себестоимости продукции; 

               - понижение качества продукции; 

               - улучшение ассортимента продукции; 

               - повышение эффективности использования  производственных фондов; рост производительности труда.

               Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Требования, учитываемые  при планировании прибыли предприятия:

               1) предпочтение прогнозному анализу  перед ретроспективным;

               2) основным подходом в планировании  является установление коридора  значений показателя, вместо точечных  его значений;

               3) использование имитационного моделирования  – варьирование значениями ключевых  показателей и определение наилучших их комбинаций.

               Выделяют  четыре основных метода планирования прибыли предприятия:

               1) метод прямого счета (бюджетный);

               2) аналитический;

               3) планирование прибыли с применением  расчета критического объема  продаж;

               4) метод совместного расчета.

               По  методу прямого счета расчету прибыли предшествует: определение выпуска товарной продукции, определение остатков готовой продукции на складе на начало и на конец планового периода, определение отгруженной продукции в плановом периоде:

               П = П1+Пт – П2, где

               П – планируемая прибыль;

               П1 и П2 – прибыль в остатках готовой  продукции на начало и конец планового  периода.

               Пт  – прибыль товарной продукции  план-го периода.

               Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре * последовательно на цену реализации и на себестоимость единицы изделия.

               Разница между обоими произведениями составляет требуемую величину:

               1) по одному виду товара. П = (объем  * цена) – (объем * себестоимость).

               2) по всей номенклатуре выпуска. 

               На  практике для получения компонентов  формулы необходимо составить целый перечень операционных бюджетов, а именно: бюджет продаж, бюджет производства, затрат сырья и материалов, затрат труда, общезаводских накладных расходов.

               Метод применим для ограниченного перечня  выпускаемой продукции.

               Аналитический метод построен на применении базы расчета, в качестве которой могут использоваться: затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции; рентабельность; совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1тыс. руб. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску.

               П = Т * (100-З) / 100, где

               П – прибыль от выпуска товарной продукции;

               Т- товарная продукция в ценах реализации;

               З – затраты на 1тыс. руб.. товарной продукции.

               Базовая рентабельность = прибыль от товарного  выпуска / себестоимость за отчетный период.

               При использовании данного метода анализируется  влияние на прибыль таких факторов как: себестоимость, цена, ассортимент  и качество. Этот метод используют при укрупненном планировании для  тех видов экономической деятельности, которые выпускают широкий ассортимент продукции или услуг.

               Планирование  прибыли с применением расчета  критического объема продаж. Этот метод  базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет  рассчитать требуемые предприятию  объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат.

               Для этого формулу критического объема продаж видоизменяют следующим образом:

               Исходная  формула: Вк = Сn / n

               Новый вид: Вк = (Сn+П) / n, где

               Сп  – постоянные расходы;

               n – норма маржинального дохода

               n = (Выручка – Спер) / Выручка.

               Точность  расчета  финансового результата от продаж с применением данного  метода зависит:

               1) от правильности разделения затрат  на переменные и постоянные;

               2) от наличия инфляции, хотя бы по одному из показателей, а именно по изменению цен или по изменению объема продаж в плановом периоде;

               3) от наличия инфляции по степени  зависимости вышеотмеченных показателей

               Метод совместного расчета представляет собой совокупность элементов первого и второго методов.

               Формирование, распределение и использование  прибыли.

               В условиях рыночных отношений имеются  три основных источника получения  прибыли:

               1. Первый источник образуется за  счет монопольного положения  предприятия по выпуску той  или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

               2. Второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он  касается всех предприятий. Эффективность  его использования зависит от  знания конъюнктуры рынка и  умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:

               - во-первых, от правильности выбора  производственной направленности  предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

               - во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки  поставки, обслуживание покупателей;  послепродажное обслуживание и  т.д.);

               - в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

               - в-четвертых, от структуры снижения  издержек производства;

               3. Третий источник проистекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

               Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

               Механизм  распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности  производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной  из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

               Объектом  распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли  в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

               На  предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

               Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

               Чистая  прибыль является источником погашения  собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

               За  счет чистой прибыли уплачиваются некоторые  виды сборов и налогов, налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.

               Наряду  с финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

               Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.

               Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, при завышении регулируемых цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

               В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов  во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

               Распределение чистой прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

               В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера,  на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое. 

               Распределение чистой прибыли - одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики  возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом, предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

               Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

               К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

               Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

               К затратам на материальное поощрение  относятся единовременные поощрения  за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

               Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части. Первая увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

               Нераспределенная  прибыль в широком смысле как  прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых  лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

               Распределение и использование прибыли товариществ  и акционерных обществ имеют  свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий. 

               2. Принципы и технология планирования в условиях рынка. Методы разработки планов. Содержание и сущность балансового метода. Виды балансов. 

               Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

               Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

               - принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

               - принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

               - принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

               - принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

               - принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

               В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические  принципы.

               1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

               2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

               3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

               4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

               5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

               6. Принцип детализации, т.е. степени  глубины планирования.

               7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

               Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.

               Наряду  с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в  рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном  Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

               1. Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

               2. Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

               - Координация устанавливает, что  деятельность ни одной части  предприятия нельзя планировать  эффективно, если ее выполнять  независимо от остальных объектов  данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

               - Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на  каждом уровне, не может быть  столь же эффективным без взаимосвязи  планов на всех уровнях. Поэтому  для ее решения необходимо  изменение стратегии другого уровня.

               Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

               Существуют  также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

               В зависимости от главных целей  или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

               Расчетно-аналитический  метод основан на расчленении  выполняемых работ и группировке  используемых ресурсов по элементам  и взаимосвязи, анализе условий  наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

               Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и  опытов, а также учета опыта  менеджеров, плановиков и других специалистов.

               Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

               В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

               Технология  планирования включает в себя:

               - определение и обоснование основной  задачи предприятия;

               - установление конкретных показателей  и заданий, необходимых для  выполнения поставленной задачи;

               - детализацию задания по видам  и объемам работы, конкретным  рабочим местам и срокам исполнения;

               - детальные расчеты затрат и  получаемых результатов на весь  период планирования.

               После постановки руководством предприятия  общей задачи плана начинается его  структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. устанавливаются более конкретные виды работ, сроки исполнения, требующиеся механизмы, материалы и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.

               Чем тщательнее разработаны все разделы  плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.

               Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые  данные, и внутренняя информация, т.е.:

               - наличие и структура производственных  мощностей;

               - численность кадров, их профессиональный  состав;

               - финансы;

               - наличие и потребности в оборотных  средствах;

               - готовность и структура новых  научно-технических разработок и  др.

               Сбор  и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой  специалистов, которая необходима для  разработки самого плана.

               Составление плана деятельности предприятия  начинается с подготовки проекта  отдельных его частей:

               - плана производства и реализации  продукции;

               - плана материально-технического  обеспечения;

               - плана по кадрам и заработной  плате;

               - перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

               - финансового плана.

               План  производства и реализации продукции  является основой, на которой разрабатываются  все остальные части общего плана  предприятия и его подразделений (рис.1).

                 

               На  практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

               После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.

               Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели; предусматриваются порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ (рис.2). 
           

               В плане обязательно указываются  точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия  в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений  по каждому мероприятию в отдельности.

               С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.

               Методы  разработки планов.

               Основная  задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т.е. последовательного перехода от одного решения к другому, улучшающему предыдущее. Таким путем в конце концов удается найти искомый оптимум.

               В настоящее время сложилось несколько  способов составления планов, или  методов планирования:

               1. балансовые - основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном хозяйстве путем его рационализации.

               2. нормативные - состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.). Таким образом, нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.

               3. математико-статистические - сводится к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из нее, можно с определенной степенью вероятности предсказать наступление события Б, если произошло связанное с ним событие А.

               Балансовые  методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном хозяйстве путем его рационализации.

               Невозможность по тем или иным причинам решить проблемы дефицита приводит к необходимости снижать потребление на основе его рационализации либо на основе механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов по сравнению с предполагавшимся уровнем.

               Если  же ресурсы имеются в избытке, то приходится решать обратную проблему - расширять их потребление или избавляться от излишков. Последнее может быть иногда целесообразным даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов требуются значительные средства, а кроме того, при всем стремлении уберечь материальные объекты от разрушения сделать это удается далеко не всегда; против морального же старения, как известно, бессильны любые средства.

               Балансовый  метод реализуется через составление  системы балансов:

                 - натурально-вещественных;

               - стоимостных;

               - трудовых.

               Баланс  представляет собой двустороннюю бюджетную  таблицу, в левой части которой  отражаются источники ресурсов, а  в правой - их распределение. В целом  таблица выглядит следующим образом (табл. 6).

               Таблица 6

               Форма баланса
               Источники ресурсов      Распределение ресурсов
               1. Остаток на начало периода      1. Текущее потребление
               2. Внешнее поступление      2. Реализация на сторону
               3. Внутренняя экономия      3. Остаток на конец периода
               4. Резервы      4. Резервы
               Итого      Итого
               Баланс      Баланс
           

               В основе такого рода таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатков ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. В то же время такое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью планирования. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности предприятия.

               В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, в том числе и зарубежных, что позволяет контролировать их движение, а распределение осуществляется с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации.

               Наряду  с натурально-вещественными балансами  в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется  рядом обстоятельств. Во-первых, большинство  предприятий являются субъектами рыночных отношений, закупающими необходимые для своей деятельности ресурсы и реализующими за деньги большую часть продукции и услуг. Таким образом, в большинстве случаев потоки ресурсов и готового продукта сразу же получают денежное выражение, универсальное и наиболее удобное для составления планов. Во-вторых, некоторые такого рода потоки могут выражаться только в денежных единицах, ибо их материальная основа трудноуловима. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, могут быть только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры молока с килограммами картошки. Примерами стоимостных балансов являются бухгалтерский, денежных доходов и расходов организации, финансовый план.

               Весьма  разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например, баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, его ресурсы за период (обычно в нормо-часах), которыми располагает предприятие, а с другой - распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени - последнее должно быть использовано либо безвозвратно теряется. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

               
          1. Планирование  материально-технического обеспечения предприятия. Методы определения потребности предприятия в материально-технических ресурсах.
           

               Планирование  материально-технического обеспечения

               Планирование  МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке  материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфицированной номенклатуре на плановый период.

               Процесс планирования предусматривает следующие  этапы: исследование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимостный анализ заготовительного предприятия.

               Исследование  рынка сырья и материалов —  один из элементов планирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количественную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

               При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

               Исследование  рынка сырья и материалов носит  стратегический характер, поскольку  решается вопрос о закупке материальных ресурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с ценой аналогичных деталей у поставщика.

               Определение потребности в  материальных ресурсах — центральное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

               При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие  средств для их покрытия. Источники  покрытия могут быть собственными или  заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

               Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

               Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами:

               1. детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода;

               2. стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;

               3. оценочным — на основе опытно-статистической оценки.

               Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

               Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

               Задача.

                 Определить темп прироста производительности труда на предприятиях по исходным данным, приведенным в табл.

               Исходные  данные для планирования роста производительности труда по факторам

               1. Плановая товарная продукция

               2. Производительность труда в отчетном  периоде 

               Показатели      Единица измерения      План, период
               1. Плановая товарная  продукция

               2. Производительность труда в отчетном  периоде

               тыс. руб.

               т. руб./чел

               420130

               432,14

               3. Темп роста объема  товарной продукции в плановом  периоде по сравнению с отчетным      %      115,3
               4. Темп роста норм  выработки в плановом периоде  по сравнению с отчетным      %      102,2
               5. Целодневные простои  в процентах к эффективному  фонду рабочего времени      %      1,64
               6. Внутрисменные  простои в процентах к эффективному  фонду рабочего времени      %      1,42
               7. Удельный вес  основных рабочих в общей численности  работников предприятия      %      31,3
               8. Удельный вес  вспомогательных рабочих в общей  численности работников предприятия      %      45,2
               9. Темп роста численности  вспомогательных рабочих в плановом  периоде по сравнению с отчетным      доли  единиц      1,112
               10. Темп роста численности  служащих в плановом периоде по сравнению с отчетным      доли  единиц      1,082
               11. Снижение нормативной трудоемкости продукции в плановом периоде по сравнению с отчетным      %      4,5
               12. Относительная  экономия численности работников  за счет внедрения мероприятий  плана НОТ      чел.      5
           

               Решение:

          1. Определение  потребной численности рабочих (Чр) для выполнения плановых объемов товарной продукции (ТПпл) при фактически достигнутой производительности труда в базовом периоде (ПТф).

                 Чр = ТПпл : ПТф

                 Чр = 420 130 : 432,14 = 972,2 (чел.)

          1. Экономия рабочего времени за счет планируемого роста норм выработки,  где Р – абсолютный прирост норм выработки в планируемом периоде по сравнению в базисном (%).

                 t1 = (100 * Р) : (100 + Р)

                 t1 = (100 * 4,5) : (100 + 4,5) = 4,3 (ч.)

          1. Относительная экономия численности работников за счет планируемого увеличения норм выработки, где Ко – удельный вес основных работников в общей численности работников предприятия (в дол.ед.).
          • Ч1 = (t1 * Чр * Ко) : 100
          • Ч1 = (4,3 * 972,2 * 0,313) : 100 = 13,1 (чел.)

                 4.  Относительная экономия численности работников за счет ликвидации внутрисменных и целодневных простоев, где  t2 – внутрисменные и целодневные простои в процентах к эффективному фонду рабочего времени и Кр – удельный вес рабочих в общей численности работников предприятия (в дол.ед.).

          • Ч2 = (t2 * Чр * Кр) : 100
          • Ч2 = (1,64 * 972,2 * 0,765) : 100 = 12,2 (чел.) целодневные
          • Ч2 = (1,42 * 972,2 * 0,765) : 100 = 10,6 (чел.) внутрисменные
          1. Экономия рабочего времени за счет отставания темпов роста численности вспомогательных рабочих и служащих от темпов роста объема товарной продукции, где А – темп роста  объема товарной продукции в процентах, а - темп роста  объема товарной продукции в долях, К0, Кв, Ку – удельный вес основных, вспомогательных и служащих в общей численности работников в процентах, lв, lу – темпы роста численности вспомогательных работников и служащих в долях.

                 t3 = (А * 100) : (а * К0 + lв * Кв + lу * Ку)

                 t3 = (115,3 * 100) : (1,153 * 31,3 + 1,112 * 45,2 + 1,082 * 23,5) = 103,1 – 100,0 = 3,1

          1. Относительная экономия численности работников за счет  этого  мероприятия:
          • Ч3 = (t3 * Чр) : 100
          • Ч3 = (3,1 * 972,2) : 100 = 30,1

                 6. Относительная  экономия  численности   работников  за   счет   снижения

                 нормативной  трудоемкости, где t4 - темп   снижения нормативной трудоемкости продукции в планируемом году по сравнению с базисным  в %.

          • Ч4 = (t4 * Чр * К0) : 100
          • Ч4 = (4,5 * 972,2 * 0,313) : 100 = 13,7
           
          Наименование  факторов Экономия  численности работников Увеличение  производительности труда, в %
               1. Внедрение новой техники, технологии, автоматизации производства      18,1      8,8
               2. Улучшение организации производства  и труда, в том числе:      52,9      9,3
               2.1 увеличение бюджета рабочего  времени за счет:      22,8       
               а) целодневных простоев      12,2       
               б) внутрисменных простоев      10,6       
               2.2 Снижение затрат рабочего времени на вспомогательных работах за счет увеличения объема продукции      30,1       
               3. Снижение трудоемкости продукции      13,7      8,9
                              
               Итого экономия численности по расчету      84,7      Х
               Темп  роста производительности труда  по всем факторам      Х      9,6
           

               7. Определение темпа  прироста производительности труда в целом  по  предприятию  за  счет  внедрения  всего комплекса мероприятий, направленных на повышение производительности труда, где Чi   –   суммарная   экономия   численности   работников:

          • Пi = (Σ Чi : (Чр - Σ Чi)) * 100
          • Пi = (84,7 : (972,2 – 84,7)) * 100 = 9,6
           

               Ответ: производительности труда на предприятиях по исходным данным темп прироста производительности труда в целом по предприятию составит 9,6%. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

            СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

               
          1. Бланк И. А. Управление прибылью. – К.: Ника-Центр, 1988. – 355 с.
          2. Грузд Т. Управление оборотными активами // Экономика. Финансы. Управление. – 2001. - №4. –С.86-90.
          3. Зинькович С. Основы контролинга производственных запасов // Экономика. Финансы. Управление –2001. -№6. –С.39-44./15/
          4. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.:Юнити, 1997. - 271 с./18/
          5. Половинкин С.А. Управление финансами предприятия. – М.:ИД ФБК-Пресс,2001 –376с./32/
          6. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Нормирование производственных запасов и вложенных в них оборотных средств. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. –242с.
          7. Скамай Л. Прибыль и методы её анализа // Риск. -2001. №4. с.72-80.
          8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.:Перспектива,2000 –656с./45/
          9.   Финансы предприятий: Учебное пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская.- Мн. 1995. – 256с.
          10. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 701 с.
          11.   Экономика предприятия: Учебник/ Под.ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 742 с.

    Информация о работе Планирование на предприятии