Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:57, доклад
Как уже упоминалось, глобализация, будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды отдельным странам. Благодаря этому объективному процессу достигается экономия на издержках производства, оптимизируется размещение ресурсов в мировом масштабе, расширяются ассортимент и повышается качество товаров на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники и культуры. ТНК играют положительную роль в создании современных производств в развивающихся странах.
Условия торговли — коэффициент, устанавливающий связь между средними мировыми ценами экспорта и импорта, поскольку рассчитывается как отношение их индексов за определенный период времени. Его величина изменяется от 0 до + ¥: если он равен 1, значит условия торговли стабильны и сохраняют паритет экспортных и импортных цен. Если коэффициент увеличивается (по сравнению с предыдущим периодом), значит, условия торговли улучшаются и наоборот.
Коэффициент эластичности мировой торговли рассчитывается как отношение темпов индексов роста физических объемов ВВП (ВНП) и товарооборота. Его экономическое содержание состоит в том, что он показывает, на сколько процентов увеличился ВВП (ВНП) при росте товарооборота на 1%. Для мировой экономики характерна тенденция усиления роли МТ. Например, в 1951–1970 гг. коэффициент эластичности составлял 1,64; в 1971–1975 гг. и 1976–1980 гг. — 1,3; в 1981–1985 гг. — 1,12; в 1987–1989 гг. — 1,72; в 1986–1992 гг. — 2,37. Как правило, в периоды экономических кризисов коэффициент эластичности ниже, чем в периоды рецессий и подъема.
Эластичность
импорта — индекс, характеризующий
изменение совокупного спроса на импорт,
вытекающее из изменений условий торговли.
Он рассчитывается как процентное соотношение
объемов импорта и его цены. По своему
численному значению он всегда больше
нуля и изменяется до
+ ¥. Если его величина меньше 1, значит,
повышение цены на 1% привело к росту спроса
более, чем на 1%, а следовательно, спрос
на импорт эластичен. Если коэффициент
более 1, то спрос на импорт вырос меньше,
чем на 1%, значит, импорт неэластичен. Поэтому
улучшение условий торговли вынуждает
страну увеличивать расходы на импорт,
если спрос на него эластичен, и уменьшать
— если неэластичен, наращивая при этом
расходы на экспорт.
Эластичность
экспорта и импорта также тесно связана
с условиями торговли. При эластичности
импорта, равной 1 (падение цены импорта
на 1% привело к росту его объема на 1%), увеличивается
предложение (экспорт) товаров на 1%. Это
означает, что эластичность экспорта (Ex)
будет равна эластичности импорта (Eim)
минус 1, или Ex = Eim — 1. Таким образом, чем
выше эластичность импорта, тем более
развит рыночный механизм, позволяющий
производителям быстрее реагировать на
изменение мировых цен. Низкая эластичность
чревата для страны серьезными экономическими
проблемами, если это не связано с другими
причинами: высокие капиталовложения,
сделанные в отрасль ранее, невозможность
быстро переориентироваться и др.
Встре́чная торго́вля — внешнеторговые операции, при совершении которых в контрактах указываются твердые обязательства экспортеров и импортеров осуществить полный или частично сбалансированный обмен товаров. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.
БАРТЕРНЫЕ СДЕЛКИ
Бартерные сделки
представляют собой безвалютный
обмен товарами, которые должны быть
оценены партнерами с целью обеспечения
эквивалентных взаимных поставок. Оценка
товаров необходима также для
таможенного учета и
Любой бартерной сделке предшествуют
предварительные
переговоры, связанные с выяснением
заинтересованности сторон в безвалютном
обмене имеющихся в их распоряжении
товаров. Бартерная сделка оформляется
между партнерами соответствующим
контрактом (в основном аналогичным
контракту купли-продажи), однако в
статье "Условия взаимных расчетов"
записывается положение о том, что
счета за поставленный товар выписываются
с отметкой "без оплаты", но
с приложением
КЛИРИНГ
Под клирингом понимается не обмен товарами и услугами, а система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, основанная на зачете взаимных (встречных) требований и обязательств. Клиринг составляет около 8% объема встречной торговли. Впервые клиринг возник в XVIII столетии. В настоящее время платежные клиринговые соглашения заключаются между странами в основном из-за нехватки конвертируемой валюты. В этих соглашениях указываются:
Теоретически клиринговые соглашения должны всегда приводить к балансу платежей, однако на практике это случается редко, и поэтому получили развитие свитч-операции, при которых кредит, полученный страной А у страны В, используется страной А для оплаты импорта из страны С. Если страна С не использует товары из страны В, то она может продать со скидкой права на этот кредит другой стране, готовой купить товары в стране В. Последняя операция называется свитчем.
Сделке типа «Свитч» - характерна передача обязательств третьим лицам.
Содержанием сделок типа «свитч» является передача экспортером своих обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно специализированной торговой фирме. По существу «свитч» - чисто финансовая реэкспортная операция, позволяющая фирме функционировать, не создавая собственного сбытового подразделения для встречных закупок товаров, не соответствующих ее основному профилю.
Встречные закупки
Форма встречной
торговли, при которой страна - реципиент
оборудования рассчитывается поставками
товаров безотносительно к
В отличие от
всех предыдущих типов операций сделки
типа «оффсет» не предусматривают юридического
оформления. Это своего рода «джентльменское
соглашение». Экспортирующая сторона
соглашается закупить в стране-импортере
товары на сумму, составляющую определенную
долю экспортной поставки, причем эта
доля часто превышает 100 %. Если в
других сделках встречной торговли
набор обмениваемых товаров может
быть произвольным, то сделка типа «оффсет»,
как правило, связана с определенными
видами товаров - дорогостоящими правительственными
программами закупок
BuyBack - это обязательство экспортера
закупить на определенную сумму товары
в стране импортера. Эти обязательства
обычно составляют часть стоимости контракта.
По сути, это операция, как и бартер – уступка
импортеру. Экспортер соглашается на такую
операцию под давлением импортера, который
умело использует сложившуюся конъюнктуру
экспортного товара и конкуренцию между
иностранными поставщиками.