Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 10:39, реферат
Для понимания сути национального дохода (НД) напомним, что этот доход выплачивается производителями поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди них главную роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход в виде заработной платы.
Все товары, которые страна закупила за рубежом в данном году (или их стоимость), называются импортом (ввозом). Товары, которые страна продает другим странам (или их стоимость), именуются экспортом (вывозом). Разница между экспортом и импортом образует внешнеторговое сальдо. Оно положительно, если экспорт превышает импорт, либо отрицательно, если, наоборот, импорт превышает экспорт. В последнем случае говорят, что внешнеторговый баланс сводится с дефицитом. Вывоз и ввоз, конечно, могут и точно уравновешивать друг друга. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.
Рост экспорта
означает увеличение ВНП страны-продавца.
Напротив, рост импорта снижает ВНП
и в целом оказывает
Доля экспорта и импорта в ВВП нашей страны относительно невелика и сопоставима с аналогичным показателем для США
Доля экспорта и импорта в ВНП (либо ВВП) характеризует степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, но вместе с тем и степень ее зависимости от процессов, происходящих вне ее границ.
Почему государство торгует? Ответ на этот вопрос экономисты искали много веков. Пожалуй, самый простой и убедительный ответ на него дал 200 лет назад основатель политической экономии А. Смит. Он сформулировал его, проведя аналогию между торговлей внешней и внутренней. «Основное правило каждого благоразумного главы семьи, — писал он, — состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется ему дороже, чем покупка их на стороне. Портной не пробует сам себе шить сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам себе шить одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать свой труд в той области, в которой они обладают некоторыми преимуществами перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта, или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.
То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».
Рекомендация А. Смита сосредоточиваться на определенных видах деятельности, или, говоря современным языком, специализироваться на них, работает и сегодня в отношении как отдельных регионов, так и целых стран. Бразилия, например, специализируется на производстве кофе, Гондурас — бананов, Австралия знаменита во всем мире своими изделиями из шерсти, Швейцария — фармацевтикой, Франция — винами и парфюмерией, и т. д.
Страны специализируются
на производстве определенных товаров
и услуг по целому ряду причин. Прежде
всего, это неравномерное распределение
ресурсов на земном шаре. Другая причина
описывается понятиями <'абсолютных»
и «сравнительных преимуществ» во внешней
торговле, которые мы рассмотрим ниже.
И наконец, в отношениях между странами
и торговле между ними немаловажную роль
играют политические соображения.
Формирование мировых рынков
Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.
Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты.
Объектами мирового
рынка технологий являются результаты
интеллектуальной деятельности в овеществленной
(машины, оборудование) и неовеществленной (
Мировой опыт свидетельствует, что сколько-нибудь значимые результаты в развитии техники, технологий, жизненных материальных благ и услуг были достигнуты при использовании и материализации результатов интеллектуальной деятельности.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме в 1967 г., предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности:
1) литературные, художественные произведения и научные труды;
2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
3) изобретения во
всех областях человеческой
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения;
7) пресечение недобросовестной конкуренции (способ защиты интеллектуальной собственности).
Новыми объектами интеллектуальной собственности, защита которых менее урегулирована, являются компьютерные программы, интегральные микросхемы, репрография, новые разработки в области вещания (спутники, кабельное распределение), биотехнологии.
Формированию и развитию мирового рынка технологий способствовало введение патентных систем на рубеже XVIII – XIX веков, которые укрепили права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, дав импульс расширению торговли средствами производства. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г., Испании – в 1820 г.
Еще одним условием
становления мирового рынка технологий
стала неравномерность
В настоящее время мировой рынок технологий структурируется следующим образом:
рынок патентов и лицензий; рынок науко – и технологически емкой продукции; рынок высокотехнологичного капитала; рынок научно-технических специалистов.
Дадим практическую характеристику указным структурным элементам мирового рынка технологий.
Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.
Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.
«Ноу-хау» (know how) – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества.
Обычно комплексная передача патентов и ноу-хау используется в инжиниринге, при организации лицензионного производства, поставках оборудования и сырья.
Международная торговля лицензиями – это, пожалуй, главная форма научно-технического обмена между странами. Она весьма прибыльна. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1 – 10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений.
В зависимости от
роли в международной лицензионной
торговле можно выделить: промышленно
развитые страны с доминирующим и
преобладающим экспортом
Емкость мирового рынка наукоемкой продукции оценивается примерно в 2,3 трлн. долл. в год. Например, объем экспорта наукоемкой продукции США составляет 700 млрд. долл. в год, Германии – 530, Японии – 400 млрд. На долю России приходится лишь 0,3% объема мирового рынка наукоемкой продукции.
Согласно докладу о мировых инвестициях Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1999г. прямые иностранные инвестиции достигли 865 млрд. долл., из которых 208 млрд. долл. вложены в развивающиеся страны и 23 млрд. – в бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.
Прямые иностранные инвестиции – не единственная форма международного взаимодействия в инновационной сфере. Сюда же относятся: лицензирование; совместное предпринимательство; слияния и стратегические альянсы компаний разных стран, нередко конкурирующих друг с другом. Так, по данным информационно-аналитического агенства деловой информации «Томсон файнэншл секьюритиз дейта», сумма сделок по приобретению и слиянию, заключенных в мире в 1999г., достигла 3,16 трлн. долл. (в 1998г. – 2,6 трлн. долл.). Например, один из крупнейших американских конгломератов «Тико» (медицинские приборы, системы сигнализации, электроника, системы управления потоками) с 1992 г. осуществил более 200 приобретений. При этом цена его акций увеличилась в 12 раз.
Что касается рынка
научно-технических