Показатели национального продукта, национального дохода и национального богатства. Валовые и чистые инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 10:39, реферат

Описание

Для понимания сути национального дохода (НД) напомним, что этот доход выплачивается производителями поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди них главную роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход в виде заработной платы.

Работа состоит из  1 файл

любимой.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Все товары, которые  страна закупила за рубежом в данном году (или их стоимость), называются импортом (ввозом). Товары, которые страна продает другим странам (или их стоимость), именуются экспортом (вывозом). Разница  между экспортом и импортом образует внешнеторговое сальдо. Оно положительно, если экспорт превышает импорт, либо отрицательно, если, наоборот, импорт превышает экспорт. В последнем случае говорят, что внешнеторговый баланс сводится с дефицитом. Вывоз и ввоз, конечно, могут и точно уравновешивать друг друга. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Рост экспорта означает увеличение ВНП страны-продавца. Напротив, рост импорта снижает ВНП  и в целом оказывает противоречивое воздействие на экономику. Отношение  стоимости экспорта и импорта к ВНП (пли ВВП) — еще один важный показатель, характеризующий не только внешнюю торговлю, но и экономику страны в целом.

Доля экспорта и импорта в ВВП нашей страны относительно невелика и сопоставима  с аналогичным показателем для  США

Доля экспорта и импорта в ВНП (либо ВВП) характеризует степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, но вместе с тем и степень ее зависимости от процессов, происходящих вне ее границ.

Почему государство  торгует? Ответ на этот вопрос экономисты искали много веков. Пожалуй, самый простой и убедительный ответ на него дал 200 лет назад основатель политической экономии А. Смит. Он сформулировал его, проведя аналогию между торговлей внешней и внутренней. «Основное правило каждого благоразумного главы семьи, — писал он, — состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется ему дороже, чем покупка их на стороне. Портной не пробует сам себе шить сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам себе шить одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать свой труд в той области, в которой они обладают некоторыми преимуществами перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта, или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

То, что представляется разумным в образе действия любой  частной семьи, вряд ли может оказаться  неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Рекомендация  А. Смита сосредоточиваться на определенных видах деятельности, или, говоря современным  языком, специализироваться на них, работает и сегодня в отношении как  отдельных регионов, так и целых  стран. Бразилия, например, специализируется на производстве кофе, Гондурас — бананов, Австралия знаменита во всем мире своими изделиями из шерсти, Швейцария — фармацевтикой, Франция — винами и парфюмерией, и т. д.

Страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг по целому ряду причин. Прежде всего, это неравномерное распределение ресурсов на земном шаре. Другая причина описывается понятиями <'абсолютных» и «сравнительных преимуществ» во внешней торговле, которые мы рассмотрим ниже. И наконец, в отношениях между странами и торговле между ними немаловажную роль играют политические соображения. 
 

Формирование  мировых рынков

Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических  отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.

Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные  структуры, научно-исследовательские  институты и образовательные  учреждения, промышленные компании и  мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.

Мировой опыт свидетельствует, что сколько-нибудь значимые результаты в развитии техники, технологий, жизненных материальных благ и услуг были достигнуты при использовании и материализации результатов интеллектуальной деятельности.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме в 1967 г., предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности:

1) литературные, художественные  произведения и научные труды;

2) исполнительская  деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

3) изобретения во  всех областях человеческой деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки,  знаки обслуживания, коммерческие  наименования и обозначения;

7) пресечение недобросовестной  конкуренции (способ защиты интеллектуальной собственности).

Новыми объектами  интеллектуальной собственности, защита которых менее урегулирована, являются компьютерные программы, интегральные микросхемы, репрография, новые разработки в области вещания (спутники, кабельное  распределение), биотехнологии.

Формированию и  развитию мирового рынка технологий способствовало введение патентных  систем на рубеже XVIII – XIX веков, которые  укрепили права собственности создателя  на продукты своего интеллектуального  труда, дав импульс расширению торговли средствами производства. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г., Испании – в 1820 г.

Еще одним условием становления мирового рынка технологий стала неравномерность экономического развития различных стран, и, как следствие этого, – неодинаковый уровень развития в них науки и техники.

В настоящее время  мировой рынок технологий структурируется  следующим образом:

рынок патентов и  лицензий; рынок науко – и технологически емкой продукции; рынок высокотехнологичного капитала; рынок научно-технических специалистов.

Дадим практическую характеристику указным структурным  элементам мирового рынка технологий.

Патент – это  документ, выданный государственным  органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.

Лицензия – это  разрешение продавца на использование  другим лицом – покупателем –  изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.

«Ноу-хау» (know how) –  предоставление технического опыта  и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

Обычно комплексная  передача патентов и ноу-хау используется в инжиниринге, при организации  лицензионного производства, поставках  оборудования и сырья.

Международная торговля лицензиями – это, пожалуй, главная  форма научно-технического обмена между  странами. Она весьма прибыльна. По оценкам  экспертов  ООН,  покупатели  платят  за  приобретенные  лицензии 1 – 10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений.

В зависимости от роли в международной лицензионной торговле можно выделить: промышленно  развитые страны с доминирующим и  преобладающим экспортом лицензий (США, Великобритания, Швейцария); промышленно  развитые страны с преобладающим импортом лицензий (Германия, Япония); развивающиеся страны с импортно-экспортной ориентацией (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция); развивающиеся страны с импортной направленностью (Таиланд, Алжир, Панама), а также развивающиеся страны с эпизодической лицензионной торговлей (наименее развитые страны).

Емкость мирового рынка  наукоемкой продукции оценивается  примерно в 2,3 трлн. долл. в год. Например, объем экспорта наукоемкой продукции  США составляет 700 млрд. долл. в год, Германии – 530, Японии – 400 млрд. На долю России приходится лишь 0,3% объема мирового рынка наукоемкой продукции.

Согласно докладу  о мировых инвестициях Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1999г. прямые иностранные инвестиции достигли 865 млрд. долл., из которых 208 млрд. долл. вложены в развивающиеся страны и 23 млрд. – в бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.

Прямые иностранные  инвестиции – не единственная форма  международного взаимодействия в инновационной  сфере. Сюда же относятся: лицензирование; совместное предпринимательство; слияния и стратегические альянсы компаний разных стран, нередко конкурирующих друг с другом. Так, по данным информационно-аналитического агенства  деловой информации «Томсон файнэншл секьюритиз дейта», сумма сделок по приобретению и слиянию, заключенных в мире в 1999г., достигла 3,16 трлн. долл. (в 1998г. – 2,6 трлн. долл.). Например, один из крупнейших американских конгломератов «Тико» (медицинские приборы, системы сигнализации, электроника, системы управления потоками) с 1992 г. осуществил более 200 приобретений. При этом цена его акций увеличилась в 12 раз.

Что касается рынка  научно-технических специалистов, то в странах-реципиентах высоко-квалифицированной  рабочей силы это приводит к значительной экономии ресурсов в сфере образования и науки; для стран-доноров, как, скажем, Россия, «утечка умов» означает ежегодные потери 50 – 60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом. 

Информация о работе Показатели национального продукта, национального дохода и национального богатства. Валовые и чистые инвестиции