Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:20, реферат

Описание

Центральное место в доходах населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система,

Работа состоит из  1 файл

глава 3.doc

— 50.00 Кб (Скачать документ)

3 Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь

Центральное место в  доходах населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования  оплаты труда реализуется через  Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд, дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда.

Основными элементами тарифной системы  являются Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющая в настоящее  время обязательное применение в  бюджетной сфере и для работников коммерческих организаций; тарифные ставки (должностные оклады); тарифно-квалификационные справочники. В нее также включаются предусмотренные законодательством повышения тарифного характера (выплаты компенсирующего и стимулирующего характера). В качестве регулятора оплаты труда используется также тарифная ставка первого разряда.

На протяжении продолжительного времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной  гарантии, поскольку служила основой  не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда. Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1450 от 28 октября 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:

в среднем на душу населения – 574 790 рублей;

для трудоспособного населения – 621 830 рублей;

для пенсионеров – 463 570 рублей;

для детей-студентов – 541 730 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет  – 619 600 рублей;

для детей в возрасте 3 до 6 лет  – 564 540 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет  – 451 400 рублей.

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера  минимальной заработной платы» установлена  правовая основа определения размера  минимальной заработной платы и  её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно  в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы  оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Таким образом, минимальная заработная плата применяется как минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке  повышения размера минимальной  заработной платы» размер минимальной  заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции.

Информация о размере минимальной  заработной платы в 2011 году представлена в приложении 3.

В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса.

В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы главными целями политики доходов определены рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства  в области доходов будет направлена на:

- повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

- дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен  путем:

- предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

- установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

- создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

- роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности [8].

Государственная политика будет направлена на создание условий  и возможности трудоспособным гражданам  зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей и обеспечить достойный уровень жизни для себя и своей семьи с опорой на собственные силы. Она будет формироваться с учетом того, что благополучие граждан должно зависеть от их личного трудового вклада, квалификации и предприимчивости.

В современных условиях заработная плата должна в полной мере выполнять свою стимулирующую функцию. Наиболее актуальным становится повышение мотивационного потенциала заработной платы и увязка механизма ее роста с результатами труда.

Мотивация труда будет  базироваться на создании новых гибких систем оплаты труда, внедрении прогрессивных видов премирования во взаимоувязке с показателями производительности труда и качества продукции, личным вкладом каждого работника в повышение эффективности деятельности организаций.

В целях стимулирования труда высококвалифицированных работников предусматривается применение новых элементов социального пакета. Среди них: предоставление дополнительного отпуска после реализации крупных проектов, оплата обучения на языковых курсах, компенсация затрат по медицинскому обслуживанию, страхование квалифицированных специалистов за счет средств организации, предоставление подарочных сертификатов.

Будет усилена роль минимальной  заработной платы как государственного минимального социального стандарта  в сфере труда на основе поддержания  ее размера на уровне не менее трети от средней заработной платы по республике. Дальнейшее повышение оплаты труда работников бюджетной сферы имеет целью последовательное приближение тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Для этого необходимо:

- поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;

- определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;

- повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

- содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников [8].

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам самим формировать свой пенсионный доход в соответствии с личными ожиданиями.

В условиях рыночных отношений  в первую очередь будет оказываться  поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения  не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Будет улучшено социальное обслуживание нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Эффективность социальной поддержки населения будет достигаться  путем:

выработки действенных мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

усиления адресности оказания социальной помощи;

внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов  и лиц с особенностями психофизического развития;

улучшения условий проживания граждан  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (создание домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе).

Дальнейшее развитие получит система  социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не может обходиться без посторонней помощи.

Особое внимание будет уделяться ветеранам войны, лицам, пострадавшим от последствий войн, а также одиноким и одиноко проживающим людям, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе сами. Акцент будет сделан на усиление их социальной поддержки, дальнейшее развитие стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания [8].

Несмотря  на негативные влияния последствий  мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.




Информация о работе Политика государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь