Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 06:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую сущность и функции финансов домашних хозяйств.
В соответствии с указанной целью, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать определение домашнему хозяйству (ДХ);
- описать роль и место ДХ в структуре финансовой системы;
- рассмотреть формирование доходов и расходов населения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 5
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике 5
1.2 Функции финансов домашних хозяйств 8
1.3 Роль и место домашних хозяйств в структуре финансовой системы 10
1.4 Финансовые решения домашних хозяйств 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 18
2.1 Основные источники денежных доходов и расходов домашних хозяйств, их классификация 18
2.1.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов ДХ 21
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам 22
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств 24
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств 26
2.2.2 Расходы на потребление 30
2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств 31
2.3 Анализ структуры доходов и расходов населения Республики Бурятия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Место, занимаемое в Российской Федерации 2005 | |
Республика Бурятия |
2379 |
3003 |
3939 |
4816 |
6166 |
7731 |
8603 |
9572 |
50 |
Забайкальский край |
2444 |
3091 |
3734 |
4539 |
5499 |
7200 |
8110 |
9083 |
56 |
Иркутская область |
2940 |
3661 |
4545 |
5553 |
6647 |
8329 |
8506 |
9151 |
55 |
Из таблицы видно, что население Республики Бурятия имеет самые большие потребительские расходы среди представленных регионов.
Рассмотрим структуру потребительских расходов более подробно:
Структура потребительских расходов домашних хозяйства (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в %)
Покупка продуктов питания |
Покупка непродовольственных товаров |
Покупка алкогольных напитков |
Оплата услуг | |||||||||||||
1995 |
2005 |
2009 |
2010 |
1995 |
2005 |
2009 |
2010 |
1995 |
2005 |
2009 |
2010 |
1995 |
2005 |
2009 |
2010 | |
Республика Бурятия |
53,3 |
29,8 |
31,1 |
36,1 |
32,1 |
42,4 |
38,7 |
36,8 |
3,7 |
2,2 |
1,5 |
1,4 |
10,9 |
25,6 |
26,4 |
25,7 |
___________ 1) 1995 г. - по материалам
обследования бюджетов |
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
- положительная тенденция
наблюдается в категории
- несмотря на то, что доля расходов на покупку продовольственных товаров существенно больше всех остальных затрат, в динамике наблюдается тенденция снижения затрат в этой категории расходов.
- доля расходов на
покупку алкогольных напитков
в динамике наблюдается
- рост экономики и
улучшения уровня жизни
В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической ячейке глобальной экономической системы государства весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.
Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов – повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.
Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств – мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.
Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств – на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.
В целом, так же нужно отметить и положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.
- Регулярное увеличение соц. выплат незащищенным социальным группам населения (пенсионеры, инвалиды).
- Усиление контроля регулирования розничных цен, борьба с массовой сверхприбылью монополистов.
- Увеличение уровня МРОТ.
- Постепенный переход на систему безналичных расчетов, банковские карты, что позволяет более точно анализировать денежные потоки населения в экономической структуре государства.
- Президентские программы поддержки малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.
- Усиление доверия
населения к национальной валют
Из выше сказанного, следует сделать вывод: государство активно развивается в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.