Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:42, контрольная работа

Описание

«Совершенная конкуренция» - тип рыночной структуры, при которой ни один из ее субъектов не способен повлиять на изменение рыночной цены.
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

Содержание

Контрольный теоретический вопрос……………………………………..3
Контрольные тестовые задания…………………………………………..10
Задача…………………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

   по дисциплине «Микроэкономика»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант 17 

Преподаватель  Маркарян Варвара Рафаэловна    

(ФИО)

Студент I курса, обучающийся  по направлению 

Экономика  

     квалификация (степень) бакалавр

Скакунова Анжела Юрьевна     

(ФИО)

ФиК       

(факультет)

11ФЛД10803      

                                          (№ личного дела, № группы) 

 

 

Москва 2012

План работы

Контрольный теоретический  вопрос……………………………………..3

Контрольные тестовые задания…………………………………………..10

Задача…………………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос:

 1.Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

«Совершенная конкуренция» - тип рыночной структуры, при которой ни один из ее субъектов не способен повлиять на изменение рыночной цены.

Рынок свободной  конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства  и  предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на  рыночную  цену, но должна 'соглашаться с ценой', принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа  и  выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета  и  весной, - но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса  и  предложения на рынке. На практике, совершенная конкуренция в чистом виде-явление редкое не только в ХХ в., но  и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту  структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса  и  предложения.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

  • очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
  • стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм б, в, г, д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы а. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
  • “соглашающийся с ценой”. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.
  • свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие -  свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и др., которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Совершенно-конкурентная фирма теряет всех своих клиентов, если она пытается поднять цену. Если один- единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

С экономической точки зрения, линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом. Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой  конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

  б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

г) конкурентная система  не обеспечивает ни широкого диапазона  выбора продуктов, ни условий для  разработки новых продуктов.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Приемущества совершенной конкуренции:

  1. В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек. Это со всей очевидностью говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом.
  2. Не менее важно и то, что и фирма, и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (d=mr), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (s=mc). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как mr = mс, то s=d). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
  3. И наконец, принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном периоде (р= lаtсmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны нет и экономических прибылей, т. е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда экономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идти о совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типов несовершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обладает перечисленным набором свойств: минимальным уровнем издержек, оптимальным распределением ресурсов, отсутствием дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей и убытков.

Вместе с тем совершенная  конкуренция не лишена и ряда недостатков.

Недостатки совершенной конкуренции:

  1. Малые предприятия, типичные для  этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
  2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры, действующих на рынке совершенной конкуренции, компании затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания:

2. На эластичность предложения  оказывают влияние:                   

  1. уровень доходов потребителей                          
  2. наличие на рынке товаров заменителей                  
  3. фактор времени                                        
  4. доля расходов в бюджете на данный товар               

3. Экономическая прибыль:

а) не может иметь место  на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;

б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают  общий доход фирмы;

г) существует всегда, когда  предельный доход превышает предельные издержки.

 

2.-в)

3.-а)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача: 
  2. 4. В таблице приведены данные о количестве занятых L  и ставке заработной платы W  для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld

Объем предложения труда (чел)

Ls

1

15

 

850

2

14

 

800

3

13

 

750

4

12

 

700

5

11

 

650

6

10

 

600

7

9

 

550

8

8

 

500


  1. а) Определите объем общего рыночного спроса Ld .
  2. б) Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих.
  3. в) Как изменится общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $ ?

Решение:

 

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Количество

 единиц труда

 

 

Q

Ставки зарплаты

 

 

W

Объем спроса на труд

 

 

Lᵈ

Объем предложения труда

 

Ls

1

15

           15

850

2

14

           28

800

3

13

           39

750

4

12

           48

700

5

11

           55

650

6

10

           60

600

7

9

           63

550

8

8

           64

500

Информация о работе Понятие и основные признаки совершенной конкуренции