Понятие и сущность мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание

Мировая (международная) торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).[1]
Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств.

Работа состоит из  1 файл

мировая.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Основные  соглашения и принципы ВТО

 



Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. 
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики. 
Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.  
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.  
Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. 
Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.  
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.  
Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.  
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции. 
Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.  
Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)  
Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.

Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы  ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные  торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

 

На мировом рынке  ссудных капиталов ведущие позиции  занимают транснациональные банки (ТНБ), которые представляют собой новый тип международного банка и посредника в международной миграции капитала.

Транснациональные банки  - это крупнейшие банковские учреждения, достигшие такого уровня международной концентрации и централизации капитала, который благодаря сращиванию с промышленными монополиями предполагает их реальное участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых услуг.

Международные банковские монополии возникли в конце XIX  - начале XX вв. в виде банковских картелей и синдикатов монополистов, которые осуществляли международную деятельность на рынках ссудных капиталов своих стран. Соединение, слияние, сращивание, взаимопроникновение в банковской сфере явились основой создания ТНБ.

В 70—80-е гг. произошла  трансформация крупнейших банков в транснациональные. Современные международные банки отличаются главным образом тем, что их внешняя деятельность стала важной частью их деятельности. Так, внешние активы банков США составляют 430 млрд. долл., Японии  - 101 млрд., ФРГ  - 62 млрд. долл.

Таким образом, движение ссудного капитала органически вплетено в интернационализацию всех других форм капитала.

Отличие ТНБ от национального крупного банка состоит прежде всего в наличии зарубежной институциональной сети, переносе за границу не только активных операций, но и части собственного капитала, и формировании депозитной базы, в связи с чем зарубежная сеть ТНБ активно используется для получения

банковской прибыли. Таким  образом, ТНБ стали важным элементом мирового рынка ссудных капиталов,валютных операций и всей системы международных экономических отношений.

Транснациональные банки, которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных рынках ссудных капиталов. Согласно данным органа деловых кругов США "Бизнес уик", к началу 1990 г. 20 крупнейших банков капиталистического мира характеризуются следующим образом (табл. 1.1).

Среди транснациональных  банков ведется острая конкурентная борьба, в результате которой ТНБ США, длительное время возглавлявшие список крупнейших банков мира, оказались оттесненными японскими ТНБ. Эти банки сейчас занимают шесть первых мест: это Дайити Кангё бэнк, Сумитомо бэнк, Фудзи бэнк, Мицубиси бэнк, Санва бэнк и Индастриэл бэнк оф Джа-пан. Интересно сравнить активы этих шести японских супергигантов с объемом расходов федерального бюджета США, который в 1989 г. составил 1 036 млрд. долл. Это сравнение показывает, что активы шести японских ТНБ (2676,9 млрд. долл.) в два с половиной раза превышают государственные расходы США.

На втором месте после  японских банков находятся французские ТНБ: Креди агриколь, Банк насьональ де Пари и Креди Лионнэ.

И лишь третье место теперь занимают транснациональные банки США. Среди них особо следует выделить Ситикорп, который занимает девятое место (в 1977 г. был на втором), Чейз Манхэттен корпорейшн  - тридцать второе место (в 1977 г. был на третьем), и Бэнкамерика корпорейшн  - сорок второе место (в 1977 г. был на первом).

Далее следуют английские транснациональные банки: Барк-лайз бэнк, Нэшнл Вестминстер бэнк, Мидлэнд  бэнк, Ллойдз бэнк, а затем германские  - Дойче банк, Дрезднер банк, Ком-мерцбанк.

Среди ТНБ необходимо выделить также такие швейцарские банки, как Юнион бэнк оф Швитцерлэнд, Свисс бэнк-корпо-рейшн, а также итальянские (Институто банкарино Сан Паоло ди Тори но, Банка национале дель Лаворо, Банка коммерчиале итальяна) и голландские (Амстердам-Роттердам банк, Альгемене банк Нидерланд и Рабобанк).

Важно отметить и превращение  в транснациональные банки некоторых крупнейших банков развивающихся стран, таких, как Банку ду Бразил и Гонконг энд Шанхай бэнкинг.

Рассматривая деятельность ТНБ, следует подчеркнуть их особенности:

• к ТНБ относятся, как правило, крупнейшие банковские монополии (см. табл. 1.1), которые играют доминирующую роль на своих национальных рынках.  Это в первую очередь

крупнейшие коммерческие банки, располагающие огромными собственными капиталами и депозитной базой, а также ведущие деловые банки, которые уступают коммерческим банкам вмасштабах привлекаемых средств, но имеют большой опыт работы в специальных сферах банковской деятельности. Будучи монополистами на собственном рынке, ТНБ также полностью контролируют операции на мировом рынке ссудных капиталов;

·        деятельность ТНБ отличается международным характером, что связано с высокой долей зарубежных операций в их совокупной деятельности, а также зависимостью их от внешнего рынка в отношении мобилизуемых и используемых средств. Это в значительной степени определяет глобальность их деятельности. Иногда деятельность ТНБ осуществляется независимо от интересов страны их основного базирования. По существу нет ограничений и у клиентуры этих банков;

·        определяющим признаком ТНБ является наличие обширной сети зарубежных подразделений, представляющей собой механизм оперативной аккумуляции и перераспределения ссудного капитала, а также монополизации денежных ресурсов отдельных стран. ТНБ осуществляют международные операции через сложную сеть тесно связанных заграничных филиалов, отделений и агентств, находящихся в основных финансовых центрах мира, а также на национальных рынках ведущих капиталистических стран.

Особое значение приобретает  создание зарубежных отделений ТНБ в так называемых "налоговых гаванях" с целью сокрытия прибылей и операций от налогообложения и сделок, запрещенных законом. К таким "налоговым гаваням" относятся Сингапур, Панама, Бахрейн, острова Карибского моря, Гонконг и Каймановы острова, где ТНБ создал такое количество филиалов, которое почти не уступает их числу в Западной Европе.

Формирование заграничной  сети ТНБ в значительной степени отличается от филиального. В зависимости от системы акционерного контроля со стороны ТНБ дочерние и подконтрольные иностранные банки делятся на полностью контролируемые, контролируемые и контролируемые незначительной частью пакета акций. Если первая из них самостоятельна в правовом отношении, с собственным уставом и капиталом, то две другие разновидности, хотя и не имеют таких привилегий, но позволяют ТНБ быстро и с незначительными издержками освоиться на

незнакомых рынках, а  также получить прямой доступ к местным ресурсам и клиентам.

Наибольшее количество, т. е. более половины зарубежных подразделений, приходится на ТНБ США, Великобритании, Японии, Франции, ФРГ, Щвейцарии и Канады;

• для ТНБ характерны тесная взаимозависимость, переплетение капиталов, интересов, несмотря на острейшую конкуренцию между ними. Весьма типичной становится тенденция к усилению картелизации международной банковской деятельности, фактический раздел мирового рынка между несколькими десятками крупнейших банковских монополий, многомасштабная деятельность на мировом рынке по размещению евронот, еврооблигаций и евроакций.

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.[2] В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ


  1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

[править]Основные функции МВФ


  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

[править]Структура органов управления


Высший руководящий  орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Информация о работе Понятие и сущность мировой торговли