Понятие и виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:13, доклад

Описание

1. Понятие юридического лица (ст. 48). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные

Работа состоит из  1 файл

понятия и виды юрид.лиц.docx

— 19.93 Кб (Скачать документ)

Понятие и виды юридических лиц

Правоспособность и дееспособность юридических лиц.

1. Понятие юридического  лица (ст. 48). Юридическим лицом признается  организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное  имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде. Юридические  лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету.

2. Признаки юридического  лица:

- организационное единство;

- имущественная обособленность;

- самостоятельная имущественная  ответственность;

- самостоятельное выступление  в гражданском обороте.

3. Виды юридических лиц.  Юридические лица делятся:

I В зависимости от прав  учредителей в отношении юридического  лица и его имущества (ст. 48.2):

1) Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные  кооперативы (артели), потребительские  кооперативы (союзы, общества) –  обязательственные права учредителей  (участников) в отношении такого  юридического лица.

2) Государственные и муниципальные  унитарные предприятия, а также  финансируемые собственником учреждения  – право собственности или  иные вещные права участников (учредителей) на имущество юридического  лица.

3) Общественные и религиозные  организации (объединения), благотворительные  и иные фонды, объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы) –  имущественные (обязательственные  и вещные) права в отношении  юридического лица отсутствуют.

II В зависимости от цели  осуществления организацией деятельности (ст. 50):

1) Коммерческие организации  – преследуют извлечение прибыли  в качестве основной цели своей  деятельности:

а) хозяйственные товарищества:

a полные товарищества;

b товарищества на вере;g

б) хозяйственные общества:

a акционерные общества:

- открытые акционерные  общества;

- закрытые акционерные  общества;

b общества с ограниченной  ответственностью;

g общества с дополнительной  ответственностью;

г) производственные кооперативы (артели);

д) государственные и муниципальные  унитарные предприятия:

a основанные на праве  хозяйственного ведения;

b основанные на праве  оперативного управления (казённые  предприятия);

2) Некоммерческие организации  – не имеют основной целью  своей деятельности извлечение  прибыли и не распределяют  полученную прибыль между участниками  (учредителями). Могут осуществлять  предпринимательскую деятельность  лишь постольку, поскольку это  служит достижению целей, ради  которых они созданы, и соответствующую  этим целям:

а) потребительские кооперативы;

б) общественные и религиозные  организации (объединения);

в) учреждения;

г) объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы);

д) благотворительные и  иные фонды;

е) другие формы, предусмотренные  федеральными законами.

4. Правоспособность юридических  лиц возникает (ст. 49) в момент  создания и прекращается в  момент ликвидации юридического  лица:

- юридическое лицо может  иметь права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой  деятельностью обязанности;

- коммерческие организации,  за исключением унитарных предприятий  и иных видов организаций, предусмотренных  законом, могут иметь права  и обязанности, необходимые для  осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом (общая  правоспособность коммерческих  организаций; др. юридические лица  обладают специальной правоспособностью);

- отдельными видами деятельности, перечень которых определяется  законом, юридическое лицо может  заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии).

5. Дееспособность юридических  лиц. Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходима  не только правоспособность, но  и дееспособность – у юридических  лиц они возникают и прекращаются  одновременно. Наличие у юридического  лица дееспособности означает, что  оно своими действиями может  приобретать, создавать, осуществлять  и исполнять гражданские права  и обязанности.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей – прерогатива т.н. органа юридического лица. Данный правовой термин означает лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без  специальных на то уполномочий (без  доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое  лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности. Потому действия органа рассматриваются  как действия самого юридического лица.

Гражданские права и обязанности  для юридического лица могут приобретать  его представители на основе доверенности, выдаваемой органом юридического лица.

Осуществление прав и исполнение обязанностей (zB., выполнение заключённых  договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие  действия также рассматриваются  как действия самого юридического лица, за которые оно несёт ответственность (ст. 402).

9. Возникновение и прекращение  юридических лиц. Ликвидация и  реорганизация. Несостоятельность  (банкротство) юридических лиц.

1. Образование юридического  лица. В зависимости от характера  участия органов государственной  регистрации юридического лица  выделяют следующие способы образования  юридических лиц:

- распорядительный порядок  – лицо возникает на основе  распоряжения учредителя, специальной  государственной регистрации не  требуется (большинство государственных  предприятий и учреждений СССР);

- явочный порядок –  отсутствие специальной государственной  регистрации, лицо возникает в  силу факта волеизъявления учредителей,  выражения ими намерения действовать  в качестве юридического лица (вместо распорядительного порядка;  некоторое время так создавались  профсоюзы);

- разрешительный порядок  – создание организации разрешено  тем или иным компетентным  органом (в СССР – большинство  общественных и кооперативных  организаций; сейчас – редко);

- нормативно-явочный порядок  – согласия органа не требуется  – при регистрации лишь проверяется  соответствие учредительных документов  закону.

Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные  документы. Ими являются:

- учредительный договор  – консенсуальный гражданско-правовой  договор, регулирующий отношения  между учредителями в процессе  создания и деятельности юридического  лица;

- устав – утверждается (а не заключается) учредителями;

- общее положение об  организациях данного вида или  общий устав общественного объединения.

Учредительные документы  юридического лица (ст. 52):

1) Хозяйственные товарищества  – учредительный договор);

2) Хозяйственные общества:

а) АО – устав;

б) ООО – учредительный  договор, устав;

в) ОДО – учредительный  договор, устав;

3) государственные и муниципальные  унитарные предприятия – устав;

4) производственные кооперативы  (артели) – устав;

5) Потребительские кооперативы  (союзы, общества) – устав;

6) Общественные и религиозные  организации (объединения) – устав;

7) объединения юридических  лиц (ассоциации, союзы) – учредительный  договор, устав;

8) фонды – устав;

9) учреждения – устав  или общие положения об организациях  данного вида.

Учредительные документы  должны содержать следующие данные:

- наименование юридического  лица;

- место его нахождения;

- порядок управления деятельностью  юридического лица;

- предмет, цели деятельности (для некоммерческих организаций  и унитарных предприятий, а  в случаях, предусмотренных законом,  – для других коммерческих  организаций);

- другие сведения, предусмотренные  законом для юридических лиц  соответствующего вида.

Государственная регистрация  юридических лиц (ст. 51): юридические  лица подлежат государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации  юридических лиц. Отказ в государственной  регистрации возможен в случае, если:

- нарушен установленный  законом порядок образования  юридического лица;

- учредительные документы  не соответствуют закону.

Отказ в государственной  регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается.

2. Прекращение юридических  лиц. По последствиям различают  2 способа прекращения их деятельности:

- реорганизация;

- и ликвидация.

Реорганизация (ст. 57—60) осуществляется по решению:

- учредителей (участников);

- органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительным  документом;

- уполномоченного государственного  органа или суда (ст. 57.2) о разделении  или выделении.

Юридическое лицо считается  реорганизованным с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц (кроме присоединения  – в этом случае – с момента  внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединённого лица). Учредители (участники) юридического лица, приняв решение о реорганизации, обязаны  письменно уведомить об этом кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это  юридическое лицо, и возмещения убытков.

Виды реорганизации:

- преобразование (изменение  организационно-правовой формы юридического  лица): правопреемство осуществляется  на основе передаточного акта  к вновь возникшему лицу; в  установленных законом случаях  реорганизация происходит с согласия  уполномоченных государственных  органов;

- слияние нескольких лиц  с образованием одного: то же;

- присоединение к существующему  лицу: переход прав и обязанностей  происходит на основе передаточного  акта к присоединяющему лицу; в установленных законом случаях  реорганизация происходит с согласия  уполномоченных государственных  органов;

- разделение на несколько  новых лиц: переход прав и  обязанностей происходит на основе  разделительного баланса к вновь  возникшим лицам; в установленных  законом случаях регистрация  происходит по решению уполномоченных  государственных органов или  суда; если решение не выполняется  в установленный срок, может быть  назначен внешний управляющий;

- выделение нового лица  из остающегося: переход прав  и обязанностей происходит на  основе разделительного баланса  к вновь возникшим лицам; в  установленных законом случаях  регистрация происходит по решению  уполномоченных государственных  органов или суда; если решение  не выполняется в установленный  срок, может быть назначен внешний  управляющий.

В отличие от реорганизации  при ликвидации (ст. 61—64) нет никакого правопреемства. Ликвидация влёчёт прекращение  прав и обязанностей.

Происходит по решению  учредителей (участников) или органа юридического лица, в том числе  в связи:

- с истечением срока,  на который оно создано;

- с достижением цели  его создания;

- с признанием судом  недействительной регистрации юридического  лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  закона или иных правовых актов,  если эти нарушения носят неустранимый  характер.

По решению суда происходит в случаях осуществления деятельности:

- без лицензии;

- запрещённой законом  либо с неоднократными грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов;

- противоречащей уставным  целям общественной или религиозной  организации либо фонда.

Порядок ликвидации.

1) Ликвидационная комиссия (ст. 62.2) назначается учредителями (участниками)  юридического лица, принявшем решении  о ликвидации, по согласованию  с органом, осуществляющем госрегистрацию. При этом устанавливаются порядок  и сроки ликвидации.

2) Комиссия публикует сообщение  о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления  требований кредиторов (не менее  2 месяцев с момента опубликования)  в органе печати, публикующем  сведения о государственной регистрации;  принимает меры к выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности и письменно уведомляет  кредиторов.

3) Составляет промежуточный  ликвидационный баланс (по истечении  срока представления требований), утверждающем учредителями или  лицом, принявшем решение о  ликвидации, и согласуемый с органом,  осуществляющим госрегистрацию. При  недостаточности денежных средств  для удовлетворения требований  кредиторов осуществляет продажу  имущества с публичных торгов.

4) По утверждении промежуточного  ликвидационного баланса начинает  выплаты (кредиторам пятой очереди  выплаты начинаются только через  месяц со дня утверждения промежуточного  ликвидационного баланса).

5) По завершении расчётов  составляет окончательный ликвидационный  баланс. Оставшееся имущество передаётся  учредителям (участникам), имеющим  вещные или обязательственные  права.

Информация о работе Понятие и виды юридических лиц