Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:26, реферат
Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации. Он выполняет следующие важные функции: 1. Обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится; 2. Стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать?
Понятие и виды рынка. Формирование и развитие рыночной экономики.
Рынок — это
место, где продают и покупают.
Это самое простое, но одновременно
и самое поверхностное
Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации. Он выполняет следующие важные функции: 1. Обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится; 2. Стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли; 3. Снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство. Значит, можно выделить еще одну функцию рынка — стимулирование научно-технического прогресса; 4. дифференциация производителей. Рынок ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества; 5. забота производителя о качестве выпускаемой продукции. Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении. Лейтмотивом одной из популярных западных книг на тему «Как стать богатым?» является следующий рецепт: «Найди новую потребность и удовлетвори ее!» И этот рецепт совершенно реален, Действительно, многие люди стали богатыми, придумав и произведя какой-либо новый товар или услугу.
Рынок — это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система. Наиболее полно сущность рынка проявляется в модели так называемого «свободного» рынка или рынка совершенной конкуренции. Обычно в экономической литературе выделяются следующие признаки свободного рынка:
1. Наличие неограниченного числа конкурентов, свободный доступ на рынок и выход из него; 2. Абсолютная мобильность, подвижность всех видов ресурсов: трудовых, материальных и финансовых. Никто и ничто не должны сдерживать свободное перемещение ресурсов из сфер менее эффективных в более эффективные. Это свойство свободного рынка обеспечивает постоянное обновление структуры экономики, ее саморегулирование; 3.Наличие у каждого участника рынка полной информации (о ценах, спросе, предложении и т. д.). Это свойство позволяет каждому участнику рынка выбрать оптимальное экономическое поведение; 4.Ни один из участников рынка не может оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Особенно важно, что никто не может повлиять на рыночную цену. Цена устанавливается в результате согласования спроса и предложения. Невозможность влияния отдельного участника рынка на цену означает отсутствие монополиста. Понятно, что все признаки свободного рынка не могут проявиться в реальной жизни в полном объеме. То есть это модель «идеального» рынка, который никогда не существовал. Однако эта модель позволяет понять сущность рынка в его современном виде.
Различные виды рынков:
1. Рынок потребительских товаров - Это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер: путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров; путем поддержания малых и средних предприятий; налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления; переход к свободному ценообразованию на большинство товаров; постепенная отмена дотирования убыточных предприятий; радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления. Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
2. Рынок услуг - Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные. Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т. д.) и др.
3. Рынок капитала: Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал. Торговый капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового капитала был купеческий капитал. Ссудный капитал это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается. Рынок инвестиций, денежного капитала, есть особая форма денежного рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т. е. капиталовложения. Предприниматели не имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал. Акционерный капитал - это капитал акционерного общества. Акционерное общество - это такое предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции. Торговый капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товара. На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой. Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении средней прибыли. Торговая прибыль - это часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.
4. Рынок ссудного капитала - Формами функционирования СК является коммерческий и банковский кредит. Кредитный капитал - кредит предоставляемый функционирующими предприятиями при купле-продаже товаров (услуг). Инструментом кредитного капитала является вексель (долговое обязательство). Простой вексель - разовое обращение. Переводной вексель - много оборотов. Его может выписывать продавец, чтобы его должник оплатил Вам. Ссудный капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая выступает в форме денежного капитала, приносящего процент. Источником ссудного капитала являются временно свободные денежные средства всего класса предпринимателей. Ссудные предприниматели или банкиры получают свою долю прибыли в виде ссудного процента.
5. Рынок ценных бумаг - РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рыноки рынок капиталов (средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т. д.). На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т. д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг. Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Основными участниками РЦБ являются фондовые биржи и инвестиционные фонды. Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. ЦБ - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход. ЦБ - это такая форма фиксации денежных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений, т. е. заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче, или купле-продаже ЦБ в обмен на деньги или товар. ЦБ - представитель капитала, является фиктивным капиталом. При обслуживании фондовых операций многие услуги вспомогательного характера, нацеленные на обеспечение бесперебойного оформления сделок с ценными бумагами, четкости в доведении дивидендных и процентных платежей до адресатов и т. д., выполняют коммерческие банки.
6.
Рынок рабочей силы - важная сфера экономической
и социально-политической жизни общества.
На рынке труда получает оценку стоимость
рабочей силы, определяются условия ее
найма, в т. ч. величина заработной платы,
условия труда, возможность получения
образования, профессионального роста,
гарантии занятости. Рынок труда отражает
основные тенденции в динамике занятости,
ее основных структурах (отраслевой, профессионально-
Планирование розничного товарооборота. Методы планирования.
Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для: финансирования прироста основных фондов; финансирования собственных оборотных средств; создания финансовых резервов; погашения кредитов; приобретения ценных бумаг; уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли; поощрения и социального развития коллектива; других целей.
На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).
На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).
Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
Нормативный
метод или метод технико-
Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.
Методика
разработки плана по общему объему.
Обоснование общего объема товарооборота
начинают с определения ожидаемого
товарооборота за текущий год
и приведения его в сопоставимый
вид с товарооборотом предстоящего
периода. Расчеты производятся в
определении объема продажи товаров
населению и субъектам
Информация о работе Понятие и виды рынка. Формирование и развитие рыночной экономики