Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:52, доклад
Корпоративное управление есть система деятельности по регулированию отношений между участниками корпорации - финансовыми инвесторами, советом директоров, как представителем интересов всех держателей акций, и наемной высшей администрацией (топ - менеджментом), а также между последней и остальными служащими в условиях распыления прав собственности среди множества акционеров.
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества,корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.
Корпоративное управление
не имеет непосредственного
Корпоративное управление есть система деятельности по регулированию отношений между участниками корпорации - финансовыми инвесторами, советом директоров, как представителем интересов всех держателей акций, и наемной высшей администрацией (топ - менеджментом), а также между последней и остальными служащими в условиях распыления прав собственности среди множества акционеров.
В рамках корпоративного управления отношения собственников между собой заменяются опосредованным отношением через корпорацию.
Корпоративное управление предполагает разделение прав собственности и контроля, что принципиально отличает его от не корпоративного управления (акционерное общество, в котором управляют собственники, строго говоря, корпорацией не является).
Корпоративное управление, КУ (англ.corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров.
В КУ главным объектом
управления выступают взаимоотношения
менеджмента фирмы и
Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но иногда включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.
Необходимость корпоративного управления
обусловлена тем, что бизнес как
собственность принадлежит
Постулаты корпоративного управления.
1. Цели и стратегии
корпоративного собственника и
механизмы их реализации не
должны противоречить
2. Эти стратегии реализуются профессиональными
действиями менеджеров при контроле со стороны собственников.
3. Экономическое поведение субъектов
корпоративного управления должно быть
оптимизировано с позиций отношений собственности
и корпоративной иерархии с целью достижения
синергии.
Корпоративное управление призвано обеспечить эффективную деятельность наемных менеджеров и работу корпорации в интересах собственников (инвесторов), вложивших в корпорацию свои средства, и не обладающих необходимой квалификацией или вообще возможностью (если они - юридические лица), управлять, соблюдение обязательств (ответственности) компании по отношению к правам заинтересованных лиц, увеличение стоимости капитала, достижение максимизации прибыли.
Оно определяет, каким образом акционеры контролируют работу высших должностных лиц, какую ответственность несут эти лица перед ними за достигнутые результаты.
Таким образом, основными
целями корпоративного управления являются.
1. Увеличение капитализации компании
(стоимости бизнеса за счет роста котировки
акций) в том числе при поглощениях и присоединениях.
2. Обеспечение баланса интересов собственников,
ее менеджмента, других финансово заинтересованных
сторон (аффилированных лиц).
Кроме того, в задачу корпоративного
управления входит оказание влияния
на такие стороны функционирования
и развития корпорации, как:
- формирование и реализация корпоративных
стратегий в области слияний и поглощений;
- определение дивидендной политики;.
- формирование организационной структуры;
- взаимодействие с рынком: ценных бумаг,
создание инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и создание условий
для формирования собственного капитала,
управление активами;
- совершенствование системы оплаты труда
высших менеджеров;
- формирование корпоративной культуры;
-завоевание доверия заказчиков, партнеров,
правительства,
- общественности к механизмам привлечения
инвестиций в компанию и на этой основе
повышение ее капитализации;
- проведение эффективной социальной политики.
Объектом корпоративного управления являются акции, доли, система стимулов, правил, сдержек, противовесов, применяемых к менеджерам и побуждающих их действовать в интересах собственников.
Описанная система представляет собой корпоративное управление в узком, или собственном смысле слова, и в англоязычных странах называется Corporate Governance. Ее особенности обусловлены спецификой корпоративного образования:
- отделением собственности
от управления (при определяющем
значении первой);
- наличием в структуре компании зависимых
и не зависимых лиц.
В широком смысле корпоративное
управление - система организационно-
Система корпоративного управления
в узком смысле слова характеризуется:
- составом участников;
- структурой акционерного капитала;
-полномочиями совета директоров и других
выборных и назначаемых органов;
-механизмами (совокупностью процедур)
воздействия на них со стороны заинтересованных
лиц (stakeholders).
Механизм корпоративного
управления включает:
- механизм контроля действий менеджеров и их замены;
- механизм перераспределения прав собственности
в пользу более эффективных экономических
агентов в том случае, когда собственники
не способны или не желают контролировать
управленцев.
- совокупностью норм корпоративного поведения;
- требованиями к раскрытию информации
и пр.
Решение задач корпоративного управления осуществляется с использованием различных методов. Методы, или технологии, управления включают:
• систему правил и процедур (инструментов)
решения различных задач управления с
целью обеспечения эффективного развития
корпорации;
• совокупность приемов и способов воздействия
на управляемый объект для достижения
поставленных компанией целей.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (сотрудник, отдел, подразделение, компания и т.д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.
Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
• организационно-
• экономические, обусловленные экономическими
стимулами;
• социально-психологические, применяемые
с целью повышения социальной активности
сотрудников.
Организационно-
• организационное проектирование;
• регламентирование;
• нормирование.
Организационно-
• приказа;
• постановления;
• распоряжения;
• инструкции;
• команды;
• программы действий и мероприятий;
• рекомендации.
Организационно-
Экономические методы управления — это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
В качестве основного метода
менеджмента здесь выступает
система заработной платы и премирования,
которая должна быть максимально
связана с результатами деятельности
исполнителя. Оплату труда менеджера
целесообразно связать с
Экономические методы включают также методы воздействия на коллективы работников, в том числе хозрасчет, ценообразование, финансирование и пр.
В отличие от организационно-административны
Это своего рода экономический
механизм в хозяйственных отношениях.
В результате повышения действенности
экономических рычагов и стимулов формируются
такие условия, при которых трудовой коллектив
и его члены побуждаются к эффективной
работе не столько административным влиянием
(приказами, директивами, указаниями и
т.п.), сколько экономическим стимулированием.
На основании экономических методов управления
должны развиваться и укрепляться организационно-
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы (компании). В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Несмотря на характерное для современного этапа
усиление роли экономических рычагов
и стимулов, не следует ограничивать организационно-
Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). К основным социально-психологическим методам относятся мотивирование исполнителей, социальное планирование, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.