Понятие «мировой рынок» и теории развития мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 07:34, реферат

Описание

Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства. В основе мирового рынка лежит международное разделение труда.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ___________________________________________________________
ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА__________________________________________________
СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА________________________________________________
Новейшие теории международной торговли_________________________________________
Теории международной торговли__________________________________________________
1. Теории сравнительного преимущества____________________________________________
2. Теория абсолютного преимущества_ _____________________________________________
3. Теория международной торговли Хекшера — Олина________________________________
4. Теория международной торговли Леонтьева_______________________________________
5. Альтернативные теории международной торговли__________________________________
6. Теория эффекта масштаба_______________________________________________________
Литература_______________________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 33.08 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Понятие «мировой рынок» и теории развития мировой торговли. 
 

СОДЕРЖАНИЕ___________________________________________________________ 2
ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА__________________________________________________ 3
СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА________________________________________________ 3
Новейшие  теории международной торговли_________________________________________ 4
Теории  международной торговли__________________________________________________ 5
1. Теории  сравнительного преимущества____________________________________________ 5
2. Теория абсолютного преимущества_ _____________________________________________ 5
3. Теория  международной торговли Хекшера — Олина________________________________  
4. Теория  международной торговли Леонтьева_______________________________________ 8
5. Альтернативные  теории международной торговли__________________________________ 8
6. Теория  эффекта масштаба_______________________________________________________ 9
Литература_______________________________________________________________ 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА

     Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда  и других факторах производства. В  основе мирового рынка лежит международное  разделение труда.

     В узком смысле - совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Одна из предпосылок возникновения  мирового хозяйства. Масштабы развития мирового рынка отражают степень  развития процесса интернационализации  общественного производства.

     Дальнейшие  перспективы прогрессивного развития мирового рынка неразрывно связаны  с созданием на нём условий, способствующих укреплению мирного сосуществования  стран с различным общественно-политическим строем, улучшению возможности использования  всеми странами преимуществ взаимовыгодного  международного разделения труда.

     Мировой рынок является важнейшим элементом  внешнеэкономических связей между  государствами. Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции. Внешнеэкономические связи  включают в себя следующие направления  и формы:

     СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА

     Бесчисленное  множество наименований товаров  и услуг по их назначению, свойствам, особенностям ценообразования и  формам обмена привело к формированию на мировом рынке отдельных структурных  образований, секторов, специфических  рынков, составляющих структуру мирового рынка.

     В общем виде на мировом рынке можно  обособить:

     - рынок товаров;

     - рынок услуг;

     - рынок рабочей силы;

     - рынок капиталов.

     На  мировом рынке товаров различают  секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.

     Сырьем  или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные  богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными  материалами. Все виды сырья, которые  потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем. В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п. 
 

     Новейшие теории международной торговли.

     Современная теория МТ уделяет одинаковое внимание и спросу, и предложению товаров. Предложение характеризуется предельным уровнем трансформации, а спрос - предельным уровнем замещения. Баланс в условиях торговли основан на соотнесении  методом проб и ошибок относительной  цены товара внутри страны с его  ценой за рубежом и постепенном  продвижении в направлении цены равновесия. Каждая страна наращивает пр-во товара своего относительного преимущества и продаёт его в другую страну в обмен на товар относительного преимущества этой страны. Стандартная  модель МТ может проявляться через  частные случаи. В случае торговли между малой и большой странами разница заключается в том, что внутренние относительные цены малой и большой страны никак не влияют на мировую относительную цену, которая устанавливается под воздействием спроса и предложения больших стран, и в том, что малая страна получает все выгоды от торговли, не деля их со страной - торговым партнёром. В частном случае совпадения пр-венных возможностей стран-партнёров торговля основывается на различиях в предпочтениях потребителей, и выгоды получает каждая из торгующих стран.

     Мировой рынок обладает рядом специфических  черт по сравнению с национальным, к которым относятся:

     1) мобильность ресурсов, товаров и  услуг, которая на мировом рынке  значительно ниже, чем на национальном;

     2) движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;

     3) существование собственной системы  цен, называемых мировыми ценами;

     4) использование своей валюты каждой  страной в процессе расчетов  на мировом рынке, что требует  корректировки обменных курсов  национальных валют относительно  паритета покупательной способности.

     Меры, используемые государством или группой  государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Ее основными элементами выступают протекционизм, система свободной торговли, демпинг. Протекционизм — это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции.

     Современная система протекционистских мер  охватывает следующие основные направления:

     1) таможенное обложение, затрудняющее  ввоз и вывоз определенных  видов продукции;

     2) нетарифные барьеры, представляющие  собой совокупность прямых и  косвенных ограничений внешнеэкономической  деятельности при помощи системы  экономических, политических и  административных методов;

     3) средства государственного стимулирования  экспорта в виде прямых дотаций  и льготных экспортных кредитов.

     Свободная торговля — это торговля, не ограничиваемая какими-либо барьерами. Демпинг —  это экспорт по "бросовым" ценам, значительно ниже нормальных, целью  которого является подавление конкурентов.

     Международные экономические отношения Беларуси можно подразделить на две группы: 1) экономические связи со странами СНГ; 2) экономические связи с дальним  зарубежьем. Поскольку каждая из этих групп мирохозяйственных связей имеет свою специфику, кратко остановимся  на их характеристике и проблемах, возникающих  на пути их развития.

     Теории  международной торговли

     1. Теории сравнительного преимущества

     Основные  теории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

     При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы  — материальные, природные, трудовые и др. — распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное  производство различных товаров  требует различных технологий или  комбинаций ресурсов. При этом важно  подчеркнуть, что экономическая  эффективность, с которой страны способны производить различные  товары, может изменяться и действительно  изменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так  и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

     2. Теория абсолютного преимущества.

     Суть  теории абсолютного преимущества состоит  в следующем: если какая-либо страна может производить тот или  иной товар больше и дешевле, чем  другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

     Рассмотрим  условный пример: две страны производят два товара (зерно и сахар).

     Предположим, что одна страна обладает абсолютным преимуществом по зерну, а другая по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться  естественными факторами — особыми  климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в  сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации производства и т. д.

     В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит, а относительные  цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.

     Внутренние  цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами  производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д.

     Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот  же товар в стране-экспортере, и  ниже, чем в стране-импортере.

     Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.

     Итак, согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

     Закон сравнительного преимущества. В 1817 г. Д. Рикардо доказал, что международная специализация выгодна для нации. Это была теория сравнительного преимущества, или, как ее иногда называют, «теория сравнительных издержек производства». Рассмотрим эту теорию более подробно.

     Рикардо для простоты взял только две страны. Назовем их Америкой и Европой. Также для упрощения дела он принял в расчет только два товара. Назовем их продовольствием и одеждой. Для простоты все издержки производства измеряются рабочим временем.

Информация о работе Понятие «мировой рынок» и теории развития мировой торговли