Понятие об экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.1. Признаки международной интеграции 6
1.2. Формы международной интеграции 6
1.3. Основные виды интеграционного объединения 9
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2.1 Экономическая интеграция и интернационализация……………………..11
2.2 Противоречия международной экономической интеграции…………..
ГЛАВА 3
ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
3.1 Суть экономической интеграции и ее особенности в условиях СНГ……………………………………………………………………………
3.2 Противоречия интеграционных процессов
3.3 Два уровня интеграционного процесса

Работа состоит из  1 файл

Понятие об экономической интеграции.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ

3.1 Суть экономической интеграции
и ее особенности в условиях СНГ

 

В системе теоретико-методологических основ интеграционного развития представляется важным обеспечить необходимую определенность самого понятия экономической интеграции. В подготовленном проекте это сделано недостаточно четко. По-видимому, нельзя отождествлять понятия "экономическое сотрудничество" и "экономическая интеграция". Любая страна имеет, как правило, достаточно разветвленную систему сотрудничества со многими государствами. Однако само по себе это еще не означает интеграцию. Экономическая интеграция - качественно более высокая ступень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственного процесса отдельных стран. При этом в условиях сохранения их суверенитета и существования между ними рыночных отношений особую роль приобретает согласованное развитие сферы межстрановой кооперации и обмена. Количественным признаком интеграции может служить доля взаимного товарообмена между странами в их общем внешнеторговом обороте. Говорить о реальной интеграции можно тогда, когда взаимный обмен преобладает в структуре внешнеторгового оборота. Так, в ЕС доля поставок между странами-членами в 1997 г. достигла 62% экспорта и 61% импорта, в СНГ соответственно 32 и 43% (1998 г.). Следовательно, государства Содружества не интегрированы в общую экономическую систему. Особенно это относится к России - доля ее связей со странами СНГ в общем, объеме внешнеторгового оборота составляла всего 22%. Таким образом, проблему интеграции пока можно ставить лишь как задачу, решение которой в существенной мере зависит от внешнеэкономической ориентации России. Своеобразие интеграционного процесса государств Содружества не сводится к количественным показателям. Он имеет ряд качественных особенностей, отличных от других интеграционных образований, сложившихся и формирующихся в мировом сообществе, в частности от ЕС. Хозяйственные комплексы стран СНГ формируются на развалинах существовавшего прежде единого народнохозяйственного комплекса СССР, в то время как другие интеграционные сообщества мира представляют собой объединения ранее не зависимых друг от друга хозяйственных комплексов. Унаследованная производственно-технологическая, культурная и духовная общность до сих пор является важнейшим интегрирующим фактором государств Содружества. В этом смысле их интеграционный процесс носит характер реинтеграции. Вместе с тем реинтеграция постсоюзного экономического пространства не означает восстановления прежней структуры хозяйственных связей, характерной для союзных республик СССР, когда эти связи во многом строились на системе неэквивалентных отношений. В тот период, исходя из задач максимизации интегрального конечного результата экономики СССР и сближения уровней развития республик, осуществлялось межреспубликанское перераспределение значительной части их национального дохода. Активную донорскую роль играла Российская Федерация, передавая другим союзным республикам до 6% своего национального дохода. Определенные донорские функции выполняли Белоруссия, Азербайджан, Туркмения. В современных же условиях при ориентации стран на национальный суверенитет и рыночные критерии хозяйственной деятельности система экономических отношений между ними может строиться преимущественно на эквивалентной основе. Экономика большинства стран СНГ переживает сегодня значительный спад, тогда как формирование интеграционных образований мирового сообщества, в частности ЕС, происходило, как правило, в условиях стабильного и равновесного состояния экономик интегрирующихся государств. В России масштабы снижения валового внутреннего продукта, промышленного производства, капиталовложений в 1998 г. оказались более значительными, чем в 1997 г. Прогнозные исследования, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывают, что в ближайшие годы в России можно ожидать прекращения экономического спада. По-видимому, это относится и к другим странам СНГ. Однако наступающий стагнационный период, по нашему мнению, может стать весьма продолжительным, если на экономику не будет оказано сильного активизирующего воздействия. В этом контексте следует рассматривать проблему интеграции государств Содружества. В условиях спада интеграция вряд ли может иметь какие-либо перспективы. Только при его прекращении возникают предпосылки для развития интеграционных процессов, при этом реальная интеграция может стать одним из мощных факторов, содействующих преодолению фазы стагнационной депрессии и переходу к фазе подъема. Стремление к интеграции проявляется в условиях скрытого нарастания дезинтеграционных процессов внутри стран. Это относится, прежде всего, к России, где усиливается тенденция к дезинтеграции единого комплекса страны, превращению его в совокупность слабо связанных между собой региональных рынков, развитие которых ориентировано, прежде всего, на отношения с дальним зарубежьем. Аналогичная картина в той или иной мере наблюдается и в других государствах Содружества. Это отдельная проблема, однако, перспективы интеграции стран СНГ нельзя рассматривать без увязки с проблемой укрепления экономического единства хозяйственных комплексов каждой из стран, без преодоления внутренних дезинтеграционных тенденций. Наконец, существуют весьма мощные внешние силы, не заинтересованные в интеграции стран СНГ. Они противодействуют, и будут противодействовать развитию внутри Содружества интеграционных процессов. Думается, что активность противодействия будет нарастать по мере реального усиления интеграции. Все эти особенности необходимо учитывать при формировании интеграционной стратегии. Представляется, что их следовало бы отразить и в Концепции экономического интеграционного развития Содружества.[12]

 

3.2 Противоречия интеграционных процессов

 

Хотя экономическая интеграция отвечает коренным интересам всех стран СНГ, в реальной действительности преобладают дезинтеграционные тенденции. Во внешнеторговом обороте государств Содружества доля ближнего зарубежья сократилась с 69% в 1997 г. до 33% в 1999 г., в том числе в России с 57 до 22%, Белоруссии с 83 до 64%, на Украине с 78 до 57%, в Узбекистане с 83 до 40% и т.д. В большинстве стран (см. таблицу №2) указанный процесс носит достаточно устойчивый характер, исключение составляют Туркмения и Таджикистан, где в 1996 г. наметился некоторый перелом в этой области). Чем же объяснить данное противоречие? К сожалению, в проекте Концепции нет четкого ответа на этот вопрос, хотя, по-видимому, он имеет решающее значение для дальнейшего развития интеграции. По нашему мнению, корень противоречия заключается в несовпадении интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными. В современных условиях основные экономические процессы, в том числе и развитие связей между странами, определяются поведением хозяйствующих субъектов, которое диктуется, прежде всего, стремлением получения максимальной прибыли, желательно в твердой валюте. Развитие интеграционных процессов далеко не всегда отвечает этому критерию. Несовпадение интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными проявляется не только в области интеграционных отношений. Оно имеет место и в инвестиционной сфере, где, несмотря на объективную необходимость поддержания, достаточно высокого уровня активности фактическая незаинтересованность хозяйствующих субъектов в капиталовложениях привела к их резкому падению во всех государствах Содружества. Аналогичные процессы происходят и в сфере экономических связей с дальним зарубежьем. При объективной предпочтительности сбалансированного развития экспорта и импорта по большинству стран СНГ наблюдается быстрый рост положительного сальдо внешнеторговых балансов с государствами дальнего зарубежья. Это вызвано незаинтересованностью хозяйствующих субъектов в сбалансированном развитии экспортно-импортных отношений. Именно несовпадением интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными объясняется тот факт, что спад оказался значительно меньшим в тех странах, где социально-экономическая трансформация осуществлялась более умеренными темпами и был сохранен более высокий уровень управляемости экономики.

Из этого следует важный вывод: активизация процессов интеграции не может быть сведена только к формированию механизмов, устраняющих препятствия для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов (создание Таможенного и Платежного союзов и т.п.). Интеграционная политика должна быть направлена, прежде всего, на гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов с интересами народнохозяйственными. Более того, она требует создания и включения таких механизмов, которые подчиняли бы интересы хозяйствующих субъектов общенациональным.[13]

 

3.3 Два уровня интеграционного процесса

 

Исходя из изложенного понимания экономической интеграции, учитывая ее особенности в условиях СНГ и принимая во внимание несовпадение интересов хозяйствующих субъектов с коренными народнохозяйственными интересами, можно сделать ряд важных выводов о стратегии интеграционного процесса. Один из таких выводов заключается в том, что стратегия интеграции должна строиться, по крайней мере, по двум уровням.

С одной стороны, важное значение имеют интеграционные процессы на микроуровне. Это предполагает установление прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами государств СНГ, развитие кооперации между предприятиями разных стран, создание совместных предприятий и межстрановых финансово-промышленных групп, разработку и осуществление совместных инвестиционных проектов и т.п. Однако этого недостаточно для действительной интеграции. Данный процесс необходим и на макроэкономическом уровне. Макроэкономическая интеграция предполагает согласование на межгосударственном уровне целей социально-экономического развития стран, которые должны быть выражены в конкретной, количественно определенной форме. Исходя из этого должна формироваться согласованная структурная, научно-техническая, инвестиционная, социальная и внешнеэкономическая политика, обеспечивающая наиболее полную реализацию поставленных целей. Представляется, что осуществление макроэкономической интеграции стран СНГ должно стать одной из главных задач Межгосударственного экономического комитета. Между двумя уровнями интеграционного процесса нужно обеспечить необходимое единство. Было бы наивным полагать, что оно может автоматически достигаться функционированием рыночного механизма. Действительная интеграция может быть обеспечена лишь при условии радикального повышения регулирующей роли государства на национальном уровне и на уровне межгосударственных институтов. С помощью государственных и межгосударственных институтов могут быть определены и согласованы народнохозяйственные интересы стран и вытекающие из них цели развития, выработаны и согласованы основные направления экономической политики. Вместе с тем на базе разработанных направлений макроэкономической интеграции государственными и межгосударственными институтами должны формироваться интеграционные механизмы, обеспечивающие интенсификацию интеграционных процессов на микроуровне (такие как Таможенные и Платежный союзы и др.).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации. Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.
На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры. Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета. В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д. Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов.

Важным практическим шагом на пути к реальной интеграции, могла бы стать совместная разработка странами СНГ согласованного макроструктурного прогноза социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В его рамках должны быть согласованы цели развития, выявлены возможные масштабы основных народнохозяйственных ресурсов, определены наиболее целесообразные направления их межстранового и межотраслевого распределения с целью достижения максимального интегрального эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.                           Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. ” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.

2.                           Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Колесов В. П., М. Н. Осьмова.  М, 2000 г.

3.                           «История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

4.                           «Особенности экономического развития Западной Европы» - Шенаев В.Н. М., 1993.

5.                           Третье издание, переработанное и дополненное. Рыбалкин В.Е.  МЭО. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999.

6.                           Мировая экономика. М. Ломакин В.К.: «Издательство ЮНИТИ», 1998.

7.                           Международные экономические отношения. Авдокушин Е.Ф.

                       – 2000г.         

8.           Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции"  

               М., 2002.  С.8      

        9.          "Интеграционные процессы в странах СНГ". Ученые записки  

                       кафедр  общественных наук вузов С.-Петербурга. Политическая      

                       экономия. Вып. XXII. СПб., 1996. С.16 и др.

        10.         "Второй этап формирования Таможенного союза: современные

                       проблемы и задачи". Интеграционный Комитет. М., 1999.  

                      (Информационно-аналитический доклад).

11.                       Модели современных интеграционных процессов – Н.Е.    

              Овчаренко. Изд. Москва 1999г.

12.         Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов.  

              Проблемы теории и практики управления - Виктор Ивантер, 

              Феликс Клоцвог, номер 5/97.

13.          Интеграционное противоборство. Независимая газета, 

              Владимир Аксенов, номер 54 (2364) 28 марта 2001 г.

14.          Совершенствование институциональных и финансово-  

              экономических основ межрегиональной интеграции. Проект 

              Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на 

              сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"  

              Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И.

15.        «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» -  

                       Борко Ю. “МЭиМО”, №8, 2000.

        16.          Поблемы современной экономики – журнал №3 (3) – 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица №1. Формы и этапы интеграционных  процессов

 

 

Тип ин­те­гра­ции

При­зна­ки

1

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли

Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, АН­ЗСЕР­ТА, рань­ше ЕЭС.

2

Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

3

Об­щий ры­нок

Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

4.

Эко­но­ми­че­ский со­юз

Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.

 

 

 

5

Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

6

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.

Информация о работе Понятие об экономической интеграции