Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:36, курсовая работа
Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.1. Признаки международной интеграции 6
1.2. Формы международной интеграции 6
1.3. Основные виды интеграционного объединения 9
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2.1 Экономическая интеграция и интернационализация……………………..11
2.2 Противоречия международной экономической интеграции…………..
ГЛАВА 3
ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
3.1 Суть экономической интеграции и ее особенности в условиях СНГ……………………………………………………………………………
3.2 Противоречия интеграционных процессов
3.3 Два уровня интеграционного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3. ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
3.1 Суть экономической интеграции
и ее особенности в условиях СНГ
В системе теоретико-
3.2 Противоречия интеграционных процессов
Хотя экономическая интеграция отвечает коренным интересам всех стран СНГ, в реальной действительности преобладают дезинтеграционные тенденции. Во внешнеторговом обороте государств Содружества доля ближнего зарубежья сократилась с 69% в 1997 г. до 33% в 1999 г., в том числе в России с 57 до 22%, Белоруссии с 83 до 64%, на Украине с 78 до 57%, в Узбекистане с 83 до 40% и т.д. В большинстве стран (см. таблицу №2) указанный процесс носит достаточно устойчивый характер, исключение составляют Туркмения и Таджикистан, где в 1996 г. наметился некоторый перелом в этой области). Чем же объяснить данное противоречие? К сожалению, в проекте Концепции нет четкого ответа на этот вопрос, хотя, по-видимому, он имеет решающее значение для дальнейшего развития интеграции. По нашему мнению, корень противоречия заключается в несовпадении интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными. В современных условиях основные экономические процессы, в том числе и развитие связей между странами, определяются поведением хозяйствующих субъектов, которое диктуется, прежде всего, стремлением получения максимальной прибыли, желательно в твердой валюте. Развитие интеграционных процессов далеко не всегда отвечает этому критерию. Несовпадение интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными проявляется не только в области интеграционных отношений. Оно имеет место и в инвестиционной сфере, где, несмотря на объективную необходимость поддержания, достаточно высокого уровня активности фактическая незаинтересованность хозяйствующих субъектов в капиталовложениях привела к их резкому падению во всех государствах Содружества. Аналогичные процессы происходят и в сфере экономических связей с дальним зарубежьем. При объективной предпочтительности сбалансированного развития экспорта и импорта по большинству стран СНГ наблюдается быстрый рост положительного сальдо внешнеторговых балансов с государствами дальнего зарубежья. Это вызвано незаинтересованностью хозяйствующих субъектов в сбалансированном развитии экспортно-импортных отношений. Именно несовпадением интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными объясняется тот факт, что спад оказался значительно меньшим в тех странах, где социально-экономическая трансформация осуществлялась более умеренными темпами и был сохранен более высокий уровень управляемости экономики.
Из этого следует важный вывод: активизация процессов интеграции не может быть сведена только к формированию механизмов, устраняющих препятствия для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов (создание Таможенного и Платежного союзов и т.п.). Интеграционная политика должна быть направлена, прежде всего, на гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов с интересами народнохозяйственными. Более того, она требует создания и включения таких механизмов, которые подчиняли бы интересы хозяйствующих субъектов общенациональным.[13]
3.3 Два уровня интеграционного процесса
Исходя из изложенного
понимания экономической
С одной стороны, важное значение имеют интеграционные процессы на микроуровне. Это предполагает установление прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами государств СНГ, развитие кооперации между предприятиями разных стран, создание совместных предприятий и межстрановых финансово-промышленных групп, разработку и осуществление совместных инвестиционных проектов и т.п. Однако этого недостаточно для действительной интеграции. Данный процесс необходим и на макроэкономическом уровне. Макроэкономическая интеграция предполагает согласование на межгосударственном уровне целей социально-экономического развития стран, которые должны быть выражены в конкретной, количественно определенной форме. Исходя из этого должна формироваться согласованная структурная, научно-техническая, инвестиционная, социальная и внешнеэкономическая политика, обеспечивающая наиболее полную реализацию поставленных целей. Представляется, что осуществление макроэкономической интеграции стран СНГ должно стать одной из главных задач Межгосударственного экономического комитета. Между двумя уровнями интеграционного процесса нужно обеспечить необходимое единство. Было бы наивным полагать, что оно может автоматически достигаться функционированием рыночного механизма. Действительная интеграция может быть обеспечена лишь при условии радикального повышения регулирующей роли государства на национальном уровне и на уровне межгосударственных институтов. С помощью государственных и межгосударственных институтов могут быть определены и согласованы народнохозяйственные интересы стран и вытекающие из них цели развития, выработаны и согласованы основные направления экономической политики. Вместе с тем на базе разработанных направлений макроэкономической интеграции государственными и межгосударственными институтами должны формироваться интеграционные механизмы, обеспечивающие интенсификацию интеграционных процессов на микроуровне (такие как Таможенные и Платежный союзы и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение и развитие
интеграционных группировок суверенных
государств - процесс сложный и
противоречивый. Основным его противоречием является противоречие
между национальными, государственно
оформленными, и интернациональными экономическими
интересами. Первые - объективное следствие
возникновения и развития суверенных
государств и национальной экономики,
вторые - отличительная черта интернационализации
хозяйственной жизни, следствие возрастающей
целостности мирового хозяйства, возникновения
и развития международного производства,
экономической транснационализации и
глобализации. Указанное противоречие
- основное противоречие всего процесса
интернационализации хозяйственной жизни,
обнаруживающееся на каждой его стадии
в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции
это противоречие проявляется, во-первых,
в столкновении экономических интересов
государств внутри интеграционного образования,
во-вторых, как противоречие интересов
различных региональных интеграционных
группировок, в-третьих, как противоречие
интересов региональной интеграции и
международных экономических организаций
и корпораций.
На проявления основного противоречия
большое влияние оказывают: уровень социально-экономического
развития стран-участниц интеграции; масштабы
и темпы экономических и политических
преобразований; характер рыночных и политических
реформ; противоречия между экономикой
и политикой, обусловленные и субъективными
факторами (в том числе национальными
амбициями, стремлением к использованию
власти в личных целях руководящих элит
отдельных государств); состояние международных
экономических и политических отношений,
в частности, характер мировой рыночной
конъюнктуры. Экономические интересы
государств сталкиваются при определении
цен и таможенных пошлин на товары и услуги,
условий иностранного инвестирования,
кредитования проектов, при решении проблем
использования интеллектуальной собственности,
проблем развития международного производства,
создания свободных экономических зон,
при разработке и реализации международных
договоров и совместных законодательных
актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому
ограничению суверенитета. В то же время
национальные интересы зачастую вступают
в противоречие с интернациональными
интересами при решении глобальных проблем
экологии, развития транспорта и энергетики,
миграционных процессов, конверсии военного
производства, использования достижений
науки, научно-технического прогресса,
образования, здравоохранения и т.д. Для
последовательного разрешения всех этих
противоречий необходим механизм межгосударственного
сотрудничества, который обеспечивал
бы оптимальное сочетание национальных
и интернациональных интересов.
Важным практическим шагом на пути к реальной интеграции, могла бы стать совместная разработка странами СНГ согласованного макроструктурного прогноза социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В его рамках должны быть согласованы цели развития, выявлены возможные масштабы основных народнохозяйственных ресурсов, определены наиболее целесообразные направления их межстранового и межотраслевого распределения с целью достижения максимального интегрального эффекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
– 2000г.
8. Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции"
М., 2002. С.8
9. "Интеграционные процессы в странах СНГ". Ученые записки
кафедр общественных наук вузов С.-Петербурга. Политическая
экономия. Вып. XXII. СПб., 1996. С.16 и др.
10. "Второй этап формирования Таможенного союза: современные
проблемы и задачи". Интеграционный Комитет. М., 1999.
(Информационно-аналитический доклад).
Овчаренко. Изд. Москва 1999г.
12.
Подходы к научному
Проблемы теории и практики управления - Виктор Ивантер,
Феликс Клоцвог, номер 5/97.
Владимир Аксенов, номер 54 (2364) 28 марта 2001 г.
экономических основ
Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на
сокращение социально-
Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И.
Борко Ю. “МЭиМО”, №8, 2000.
16. Поблемы современной экономики – журнал №3 (3) – 2000г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица №1. Формы и этапы интеграционных процессов
Тип интеграции |
Признаки | ||
1 |
Зона свободной торговли |
Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. | |
2 |
Таможенный союз |
Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС. | |
3 |
Общий рынок |
Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. | |
4. |
Экономический союз |
Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. | |
5 |
Валютный союз |
Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. | |
6 |
Полная экономическая интеграция |
Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: общая налоговая система; наличие единых стандартов; единое трудовое законодательство; и т.д. |