Понятие, объекты и субъекты международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Работа состоит из  1 файл

1 djghjc.docx

— 20.99 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие, объекты и субъекты международной торговли

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических  отношений, которая возникла еще  в эпоху рабовладения, т.е. была исторически  первой, и наиболее развита сегодня.

     Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между  продавцами и покупателями разных стран.

     Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

     Международная торговля связывает национальные экономики  в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

  1. на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;
  2. действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);
  3. он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);
  4. решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т.п.);
  5. расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

     В процессе международной торговли возникает  два направления товаропотоков – экспорт и импорт.

     В зависимости от происхождения и  назначения товаров экспорт и  импорт имеют следующие виды:

Таблица 1

     Классификация видов экспорта и импорта

ЭКСПОРТ ИМПОРТ
1) вывоз товаров, изготовленных  (произведенных и переработанных) в данной стране; 1) ввоз из-за  границы товаров, технологий для  реализации на внутреннем рынке  импортера, а также возмездное  получение от иностранного импортера  услуг производственного и потребительского  назначения;
2) вывоз  сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 2) ввоз сырья,  п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3) реэкспорт  – вывоз товаров, ранее ввезенных  из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах,  товарных биржах и т.п.; 3) реимпорт –  обратный ввоз из-за границы  ранее вывезенных национальных  товаров;
4) временный  вывоз за границу национальных  товаров (на выставки, ярмарки)  с последующим возвратом или  вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки); 4) временный  ввоз товаров на международные  выставки, ярмарки, аукционы;
5) вывоз  продукции в порядке прямых  производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках  ТНК. 5) ввоз продукции  в рамках ТНК.
 

     Учет  экспортных поставок осуществляется в  ценах FOB; учет импортных поставок – в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

  • стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определить ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;
  • товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговле организации, насчитывается более 600 видов услуг;
  • географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международная торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).

     Ориентируясь  на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура  субъектов, участвующих в ней, и  классификация объектов, являющихся предметов международной купли-продажи.

     Субъектами  международной торговли выступает  все государства мира, которые  в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов  на душу населения, в т.ч. «большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с  низким и средним уровнем доходов  на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

     Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает  в качестве одного из важнейших субъектов  международной торговли транснациональные  и многонациональные компании (ТНК  и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную  торговлю ТНК приходится более 40% международной  торговли.

     Развитие  же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов  международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

     Таким образом, субъектами международной  торговли выступают:

  1. страны мира;
  2. ТНК и МНК;
  3. региональные интеграционные группировки.

     В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека –  товары и услуги.

     Товар в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный  для обмена. В рамках этого определения  товаром могут считаться и  услуги.

     В более узком понимании, товар  – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий  видимую и осязаемую форму.

     Услуга  – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный  для обмена, но принимающий форму  невидимого, неосязаемого продукта.

     Однако  не все товары и услуги могут стать  объектом международного обмена. Поэтому  возникает необходимость в разграничении  сущности торгуемых и неторгуемых товаров.

     Торгуемые товары – товары, которые могут  передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием  спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.

     Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т.е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

     Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся подробно в дальнейшем.

     Учитывая, что объектами международной  торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную  торговлю товарами и международную  торговлю услугами.

     Международная торговля товарами (МТТ) – это форма  связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую  зависимость.

     Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая  форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

     Развитие  МТТ началось еще в эпоху рабовладения, о чем свидетельствуют международные  торги, проводимые в Римской империи. Существовала она и при феодализме, но в силу натурального типа хозяйства  в международный обмен поступала  только небольшая часть производимых товаров, как правило, предметы роскоши (драгоценности, пряности, дорогие ткани  и т.п.). Возникновение капитализма  предопределило более интенсивное  развитие МТТ. А с созданием национальных государств и возникновением машинного  производства начинается специализация  стран на производстве того или иного  вида продукции. Тем не менее, в международном  товарообороте на этой стадии преобладают  продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового экспорта). Появление крупных  индустриальных предприятий на этапе  позднего капитализма привело к  массовому производству готовых  изделий и увеличению товаропотоков между странами. Промышленный переворот конца XIX –начала XX веков повлек за собой развитие инфраструктуры (транспорт, связь и т.п.), что, в свою очередь, дало импульс к новому развитию мирохозяйственных связей и МТТ. В период между двумя войнами происходит замедление темпов развития МТТ, но с середины XX в. на базе развернувшейся НТР развитие МТТ вновь набирает темп. На протяжении всего послевоенного периода объемы МТТ быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В целом в период 1950 – 1996 гг. мировой торговый оборот вырос в 16 раз.

     Развитие  МТУ началось значительно позже. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам. Однако развитие НТП, усилившееся с 50-х годов XX века, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики. Так, в период с 1965 по 1990 гг. доля сектора услуг в ВВП возросла с 55% до 64% в ПРС и с 42% до 47% в РС. На современном этапе рост МТУ на 25% опережает рост МТТ, и она оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг: начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

Информация о работе Понятие, объекты и субъекты международной торговли