Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:39, доклад
Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.
Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов.
Понятие
труда, его роль, функции и виды
Труд – это целесообразная деятельность
человека и общества, направленная на
сохранение и приспособление сферы обитания,
создание материальных и культурных ценностей
для удовлетворения своих потребностей.
Процесс труда всегда связан с затратами
физической и психологической энергии,
а также ресурсов. Труд – один из главных
факторов производства, наряду с землей,
природными ресурсами, капиталом и предпринимательством.
Труд – это естественные условия человеческой
жизни. Он позволяет человеку стать личностью,
производить материальные и духовные
блага и получать прибавочную стоимость.
Трудовой процесс является самоуправляемым
и управляемым извне. Любой процесс труда
предполагает наличие предмета труда,
средств труда, технологии и самого труда,
как деятельности по приданию предмету
труда необходимых свойств. Труд имеет
технологическую, экономическую и социальную
сторону.
Предметы труда – это все то, на что
направлен труд, что претерпевает изменения
для приобретения полезных свойств и удовлетворения
тем самым человеческих потребностей.
Средства труда – это то, при помощи
чего человек воздействует на предмет
труда. К ним относятся машины, механизмы,
инструменты, приспособления, и другие
орудия труда, а также здания и сооружения,
создающие необходимые условия для эффективного
использования этих орудий.
Средства производства – это совокупность
средств труда и предметов труда.
Технология – это способ воздействия
на предметы труда, порядок использования
орудий труда.
В результате завершения процесса труда
образуются продукты
труда.
Основными формами
проявления труда являются:
1) Затраты человеческой
энергии. Психофизиологическая сторона
трудовой деятельности, выражающаяся
в расходовании энергии мускулов, мозга,
нервов и органов чувств. Затраты энергии
человека определяется степенью тяжести
труда и уровнем нервно-психологической
напряженности. Они формируют такие состояния,
как утомление и усталость. От уровня затрат
человеческой энергии зависят работоспособность
и здоровье человека, а также его развитие.
2) Взаимодействие
работника со средствами
производства. Это организационно-технологический
аспект трудовой деятельности. Он определяется
уровнем технической оснащенности труда,
степенью его механизации и автоматизации,
совершенством технологии, организацией
рабочего времени, квалификацией работника,
его опытом, применяемыми им приемами
и методами труда. Эти параметры деятельности
представляют требования к специальной
подготовке работников и их квалификационному
уровню.
3) Производственное
взаимодействие работников
друг с другом, как по горизонтали (коллектив),
так и по вертикали (начальник-подчиненный).
Оно определяет организационно-экономическую
сторону трудовой деятельности, которая
зависит от уровня кооперации труда, от
численности работающих, и т.д.
Роль труда в реальном развитие человека
и общества проявляется в том, что в процессе
труда не только создаются материальные
и духовные ценности, но и развиваются
сами работники, которые приобретают новые
навыки, раскрывают свои способности,
пополняют и обогащают свои знания.
Творческий характер труда находит свое
выражение в рождении новых идей, появлении
прогрессивных технологий, более совершенных
и высокопроизводительных орудий труда,
новых видов продукции, материалов, энергии,
которые в свою очередь ведут к развитию
потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности
становится, с одной стороны – насыщение
рынка товарами, услугами и культурными
ценностями, а с другой стороны – прогресс
производства, появление новых потребностей
и их последующее удовлетворение. Это
экономическая роль
труда.
Социальная роль труда проявляется
в развитии и совершенствовании производства,
благотворно сказывается на воспроизводстве
населения, повышении его материального
и культурного уровня.
Это идеальная схема воздействия труда
на человека и общество.
Содержание труда – это совокупность
его элементов, которые определяются профессиональной
принадлежностью работ, их последовательностью,
составом, структурой и целью.
Функции труда:
1) производство материальных и духовных
благ с целью удовлетворения личных и
общественных потребностей;
2) обеспечение безопасности жизни человека
и общества, сохранение природы, обеспечение
здоровой социальной среды;
3) формирование и накопление материального
и нематериального богатства, развитие
факторов производства, науки, техники
и культуры;
4) развитие самого человека, формирование
творческой личности.
Виды труда:
I.
По характеру и содержанию
труда:
1) наемный и частный;
2) индивидуальный и коллективный;
3) по желанию, по необходимости или по
принуждению;
4) физический и умственный;
5) репродуктивный и творческий;
6) по разной степени сложности.
II.
По предмету и продукту
труда
1) научный, инженерный, управленческий,
производственный, и т.д.;
2) промышленный, сельскохозяйственный,
транспортный, коммуникационный, и т.д.
III. По средствам и
способам труда
1) ручной (технически-невооруженный);
2) механизированный;
3) автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).
IV.
По условиям труда
1) стационарный и передвижной;
2) наземный и подземный;
3) по степени тяжести;
4) привлекательный и непривлекательный;
5) свободный и регламентированный, и по
степени регламентации.
Виды
труда человека могут анализироваться
по разным основаниям.
Различают
виды труда по продукту – создающие
материальные блага (производственная
сфера) и конструирующие новые идеальные
продукты-идеи, новые технологии, новые
системы управления, обслуживания населения
(непроизводственная сфера). Каждый вид
труда вносит свой важный вклад в общественный
прогресс, хотя их соотношение может со
временем меняться. Так, раньше узко производственная
сфера играла главную роль в общественном
прогрессе; производство зависело от затрат
физической и нервной энергии рабочих,
продукт был непосредственным результатом
технологических операций, в структуре
кадров преобладали непосредственные
работники – исполнители, так называемый
производственный персонал («синие воротнички»).
Удельный вес непроизводственного персонала
(«белых воротничков») был невелик.
Сейчас
в экономическом развитии общества
происходят новые процессы: расширение
роли интеллектуального компонента в
труде, вымывание машинного труда, возрастание
роли наукоемких производств, новых компьютерных
технологий, усиление значимости накопления
информации, усложнение организационной
структуры предприятий, необходимость
услуг по донесению уже изготовленного
продукта до потребителя в удобной для
него форме на основе рекламы. В этих условиях
представители так называемой непроизводственной
сферы могут вносить большой вклад в общую
производительность труда, экономичность,
эффективность. Производительность труда
– это взаимосвязь между использованием
ресурсов и его результатами. «Белые воротнички»
(инфраструктурный персонал) за счет сбора
и обработки информации, поиска новых
идей и технологий могут внести и вносят
существенный вклад в производственную
сферу. В особой мере это относят к новым
видам труда в производстве будущего –
программисты управляемых производственных
вычислительных комплексов, операторы
роботизированных производств, специалисты
по сверхновым материалам (так называемые
«золотые воротнички»).
По
содержанию труда различают труд
простой и сложный, ручной и автоматизированный,
строго регламентированный и свободный
творческий, а также требующий
высокой, средней, низкой квалификации.
При частичной автоматизации
механизации и труда требуется
средняя квалификация, при комплексной
механизации и автоматизации – высокая
квалификация работников.
Сопоставим
виды труда по степени включенности
в него активного творческого
человека.
–
Каждому человеку приходится выполнять
труд по самообслуживанию. Здесь человек
выступает как индивид.
–
Каждому человеку требуется также
осуществлять потребительный труд, направленный
на удовлетворение собственных потребностей.
Здесь человек – работник, создающий
(обычно опосредованно) продукт для
поддержания своей жизни. Человек
здесь на несколько шагов может опережать
ситуацию, но не отрывается от текущей
деятельности и насущной потребности.
Человек осуществляет такого рода труд,
чтобы заработать себе на хлеб насущный.
–
Люди так или иначе участвуют
в общественно-полезном труде, выступают
как социальные индивиды, добровольно
выполняя труд для общества.
–
Подавляющее большинство людей
включено в исполнительный производительный
труд (в производственной и непроизводственной
сфере). Здесь человек – деятель,
производящий реальный продукт (деятель
широкого или узкого профиля, то есть он
выполняет широкий или узкий круг исполнительных
трудовых действий). В этом труде человек
осуществляет требуемые от него и заданные
обществом обязательные трудовые действия,
где образец достаточно жестко задан,
а оригинальное выполнение может привести
к браку (9) В этом виде труда пока отсутствуют
условия для выражения («опредмечивания»)
человеком в продукте труда своей индивидуальности.
Труд в минимальной степени несет печать
индивидуальности человека. Всякому человеку
приходится участвовать в таком исполнительном
стандартизованном рутинном труде. Главное
– не сводить к нему всю свою трудовую
деятельность.
–
Значительная часть людей осуществляет
квалифицированный
Подавляющее
большинство людей осуществляет свою
работу, сопрягая свои усилия с другими
людьми, тем самым включаясь в совместный
организованный труд.
–
Многие люди стремятся участвовать
в свободном самостоятельном
производительном труде, где человек
сознательно ставит себе цели, выбирает
средства, достигает и оценивает результат.
Здесь человек – субъект труда, в своих
целях он начинает реализовывать («опредмечивать»)
свои индивидуальные потребности, цели,
задачи, средства.
–
Зрелая личность стремится участвовать
в профессиональном производительном
труде, где человек, освоив нормы профессии,
выполняет их на высоком уровне, превращая
тем самым труд в профессиональную деятельность,
стремится развивать себя средствами
профессии. Здесь человек выступает как
профессионал, компетентный деятель, при
этом его компетентность распространяется
на собственно профессиональную деятельность,
на профессиональное общение, на развитие
личности, индивидуальности.
–
Относительно небольшая часть работающего
населения участвует в
–
В отдельных случаях общество
включает человека в принудительный
исполнительный труд (например, в местах
лишения свободы, что не мешает некоторым
отдельным людям сочетать этот труд с
мастерством и даже творчеством).
Человек
в своей жизни осуществляет разные
виды труда – от простого труда
по самообслуживанию до сложных видов
творчества. Каждый из этих видов труда
вносит свой вклад в общечеловеческий
опыт, хотя разные виды труда в различной
степени развивают самого работника.
Труд
может стать для человека или
только средством поддержания
Перейдем
к изложению сторон труда. В каждом
из названных видов труда
Во-первых,
имеется нормативная структура
трудовой деятельности, не зависящая от
субъективных намерений и оценок человека.
Это объективно существующая и выработанная
обществом структура трудовой деятельности,
включающая относительно жестко фиксированный
по времени и пространстве целесообразный
ряд операций и функций. Эту сторону называют:
«объект труда», «нормативные показатели
операционально-технологической структуры
профессии», «структура профессии». Этот
объективный, не зависящий от конкретного
человека состав трудовой деятельности
включает следующие характеристики: предмет
труда (с чем работает человек), профессиональные
задачи, действия и операции, средства,
условия, результат труда. Все эти объективные
реальности сложились в обществе и существуют
до начала их освоения конкретным человеком.
Вместе с тем в разных видах труда человек
имеет различную возможность варьировать,
видоизменять состав труда.
Другая
сторона труда, называемая «субъект
труда», «психограмма», определяется с
учетом объективного анализа труда,
но не сводится к нему. Субъект труда
– это те психологические характеристики,
которые необходимы конкретному человеку
для усвоения и эффективного выполнения
труда. Сюда относится ряд профессионально-важных
качеств (ПВК): направленность личности,
мотивы и цели включения человека в данную
трудовую деятельность, потребности в
творчестве в ходе труда, профессиональные
притязания, удовлетворенность трудом,
а также профессиональное самосознание,
необходимые для осуществления труда
профессиональные способности, профессиональный
тип мышления. Эти психологические качества
являются как предпосылкой труда, так
и его результатом, ибо они меняются местами,
шлифуются у человека в ходе труда.
Объективный
состав трудовой деятельности (объект
труда - его предмет, задачи, условия,
результаты) определяется специалистами
в данной области и выражается в системе
правил и нормативных документов, квалификационных
требований, в функциональных обязанностях,
в должностных инструкциях, где указывается,
какие задачи ставятся в данном виде труда,
какими способами труда следует и не следует
пользоваться, каков должен быть результат
труда и каким не должен быть результат
труда. Психологическая сторона труда
(субъект труда, психограмма – мотивы,
способности, мышление и т.д.) может устанавливаться
только с участием психолога.
Источник:
Маркова А.К. Психология профессионализма
|