Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:15, курсовая работа
Проблема "институциональных ловушек" привлекла в последние десять лет пристальное внимание экономистов и ученых, занимающихся изучением экономических процессов в странах с переходной экономикой.
Рассмотрим в данной работе суть "институциональных ловушек" и возможность выхода из них.
1. Ведение
2.Понятие "Институциональной ловушки"
3. Причины институциональных ловушек
4. Выход из институциональной ловушки
5. Инвестиционная ловушка
6. Применение теории институциональных ловушек для анализа макроэкономической политики
7. Заключение
8. Использованная литература
В переходной экономике первой половине 1990-х гг. выгода экономических агентов от краткосрочных операций, в основном купли-продажи импортных товаров, намного превышала выгоды от инвестиций в производство, которые в большинстве случаев не окупались, поскольку в процессе многократного передела собственности последнее слово оставалось не у того, кто эффективнее управлял производством или вкладывал в него какие-либо средства, а у того, кто оказался "в нужное время в нужном месте". После нескольких неудачных попыток долгосрочного инвестирования добросовестные экономические агенты были вынуждены менять модель поведения и переориентировать свою деятельность на краткосрочные, но высокоприбыльные сделки. Налицо глобальная ловушка переходной экономики: превалирование краткосрочных инвестиций над долгосрочными. Причем само государство в своей экономической политике руководствовалось решением краткосрочных проблем, например, покрытие дефицита государственного бюджета (для этого получение "во что бы то ни стало" зарубежного кредита, продажа предприятий, имеющих для страны стратегическое значение, подписание не всегда экономически выгодных для страны соглашений и т.д.).
Формирование инвестиционной ловушки происходило за менее короткий срок, чем выход из нее. Это объясняется тем, что для понятия выгоды от долгосрочных инвестиций экономическим агентам требуется больше времени, чем для укоренения обратной модели поведения, причем значительный временной лаг существует между принятием решений и выгодой полученной новаторами и консерваторами, принимающими решение о долгосрочных инвестициях только после того, как новаторы будут получать не разовую, а постоянную прибыль.
Выход
из институциональной ловушки
Применение теории институциональных ловушек для анализа макроэкономической политики
Теория институциональных ловушек открывает перед учеными широкие возможности для применения принципиально нового подхода для анализа в различных сферах деятельности, и в частности, для оценки как состояния экономической системы, так и проводимой макроэкономической политики. Если посмотреть через призму теории институциональных ловушек на российскую экономику, то напрашивается вывод: она стала "заложницей" системы институциональных ловушек, явившейся во многом результатом макроэкономической политики.
Одна из глобальных ловушек нашей макроэкономической политики - это зависимость от траектории предшествующего развития, сформировавшейся в первой половине 1990-х гг., а именно от приверженности рекомендациям неоклассической школы, под влиянием которой происходило формирование и осуществление политики реформ. Несмотря на то, что во второй половине 1990-х гг. наступило всеобщее "прозрение" (см. например, статьи Дж. Стиглица, Я. Корнаи о необходимости институциональных реформ в журналах "Вопросы экономики") макроэкономическая политика и сегодня строится по неоклассическому сценарию: гипнотическое воздействие "непогрешимости" отдельных неоклассических моделей, которые не работают и не могут работать по институциональным причинам в российской экономике, мы ощущаем и сегодня:
1. Речь идет прежде всего об отрицании роли социальной политики и ее влиянии на политическую стабильность и экономическое развитие (см. основные реформы - монетизация льгот, реформа образования, здравоохранения), хотя математически рассчитана неустойчивость институциональной матрицы при недостаточном развитии одной из сфер общества - социальной, политической или экономической (8). В рамках институциональной теории социальная сфера во многом является определяющей при формировании "правил игры" в других сферах.
2. Копирование отдельных мер макроэкономической политики, к сожалению, приводит в российской экономике не к тем результатам, что в странах с развитой рыночной экономикой. Нам следует привыкнуть к тому, что коэффициент чувствительности нашей экономики в разы меньше макроэкономической политики значительно меньше чем в других странах. Проводя анализ денежно-кредитной политики ЦБ, в частности, приводящим к изменению денежной массы, мы забываем, что наш мультипликатор равен двум, а не восьми-двенадцати по отдельным агрегатам как в США, и поэтому все мероприятия направленные на изменение денежной массы следует проводить в большем объеме. Когда ЦБ говорит о корректировке курса доллара на 1-3%, то очевидно, что эта мера ни к чему не приведет из-за долларового навеса [1] и при либерализации курса доллара он будет стоить максимум 20 рублей.
3.
Еще одна ловушка в том, что
эффективными с точки зрения
развития "нормальной" экономики
процессы оказывают негативное
воздействие на состояние
4.
Еще одно подтверждение тому,
что российская экономика это
сплошная цепь
Выходом
или новой бифуркационной точкой может
стать финансовый кризис, вызванный "корректировкой"
искусственно сдерживаемого курса доллара.
Такая политика долго продолжаться не
может, поскольку последствия все больше
усугубляются: правительство привыкает
к растущему искусственно стабилизационному
фонду, ЦБ к росту золотовалютных резервов
и т.д. К хорошему привыкаешь легко, однако
мы уже знаем к чему приводит превалирование
краткосрочных интересов над долгосрочными.
Заключение
Теория институциональных ловушек, будучи нейтральной по отношению к идеологическим спорам, демонстрирует ошибочность радикальных позиций и дирижистского и либерального толка. Как показывают многочисленные примеры, именно радикальные решения чаще всего способствуют возникновению институциональных ловушек.
При
каждом институциональном
Одна из главных опасностей для реформы - превращение переходных норм в постоянно действующие и неэффективные в долгосрочной перспективе. Протекционистская политика, необходимая на определенном этапе, может породить неэффективную неконкурентоспособную структуру, поддерживаемую соответствующим лобби. Чтобы предотвратить появление институционной ловушки такого рода, следует с самого начала планировать постепенный демонтаж; института, не эффективного в долгосрочной перспективе - вводимая норма должна быть временной и предусматривать свою собственную автоматическую отмену.
Другой
важный универсальный принцип - поддержание
разнообразия институциональных форм.
Не всегда понимается, какую именно
роль играет тот или иной институт
в поддержании
Использованная литература
1. David P. Clio and Economics of QWERTY. American Economic Review. - 2005. - V.75. - №.2.
2.
Норт Д. Институты,
3.
Полтерович В.М.
4.
Балацкий Е. Теория
5.
Стиглер Дж. Многообразнее инструменты,
шире цели: движение к пост-
6.
Ляско А. Неденежные расчеты
в российской переходной
7.
Сухарев О.С.
8.
Дегтярев А.Н. Устойчивость и
развитие социально-