Последствия инфляции и антиинфляционные государственные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Интерес к инфляции, инфляционным процессам, возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и основные теории инфляции……………………………..4
ГЛАВА 2. Причины и способы измерения инфляции…………………………6
ГЛАВА 3. Виды инфляции……………………………………………………...11
ГЛАВА 4. Последствия инфляции и антиинфляционные государственные меры………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Инфляция.docx

— 40.11 Кб (Скачать документ)

    Второй  способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и  более короткие периоды (месяцы или  кварталы) или более длинные (десятилетия).

    Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение  цен).

    Третий  способ - это вычисление «по правилу  величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых  для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.  
 
 

                                      Глава 3. Виды инфляции

 

    Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В  данной работе дается классификация  инфляции по нескольким параметрам: с  позиции темпа роста цен, с  точки зрения сбалансированности роста  цен,  с позиций предсказуемости  инфляции и исходя из степени вмешательства  государства в рыночные процессы.

    С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

    1) Ползучая (умеренная) инфляци

    2) Галопирующая инфляции

     3) Гиперинфляция

     1) Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год.

    2)  Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз):3

    1. Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом

исчислении  более 10000%.). Такая инфляция действует  разрушительно на экономику, уничтожая  сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.  Цены растут астрономически, расхождение цен  и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию  сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 4. Последствия инфляции и антиинфляционные государственные меры 

      1) ускоренная материализация денежных  средств;

      2) скрытая государственная конфискация  денежных средств через   налоги;

      3) перераспределение доходов и  богатства;

      4) отставание цен государственных  предприятий от рыночных;

      5) обратная пропорциональность темпа  инфляции и уровня безработицы; 

      6) падение реального процента;

      7) нестабильность экономической информации.

      Рассмотрим  каждое из последствий более подробно:

      Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.

      Население и корпорации стремятся материализовать  свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают  планы по активизации использования  денежных ресурсов. Стимулируется слабо  продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов  впрок. Дефицит нарастает параллельно  с «затовариванием» складских помещений  предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

      Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

      Еще одним последствием можно назвать  перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

      Полностью избавиться от подобного негативного  эффекта нельзя в силу непредсказуемости  и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в  долг надолго не только по фиксированной  ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком  высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той  же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению  друг к другу растут цены, тем  лучше для одних и хуже для  других.

      Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим.  В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как  государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

      Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

      Реальная  денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

      Рост  инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального  производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная  стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и  значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

      Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

      Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная  для бизнеса.  Недостаточность  и нестабильность экономической  информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно  меняются, продавцы и покупатели товаров  все чаще ошибаются в выборе оптимальной  цены. Падает уверенность в будущих  доходах, население утрачивает экономические  стимулы, снижается активность бизнеса.

      Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше  — адаптироваться к  инфляции или ликвидировать ее путем  радикальных мер. В разных странах  этот вопрос решается по разному, с  учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. Например, в США и  Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда  как некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

      Если  оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней  два подхода, один из которых разрабатывают  современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.

        В рамках первого (кейнсианского)  подхода предусматривается активная  бюджетная политика — маневрирование  государственными расходами и  налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос. 

      В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет  сокращения спроса, снижаются  темпы инфляции. Но одновременно сокращается  и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

      Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится  бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются  в отношении получателей средних  и невысоких доходов, которые  обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

      Неоклассицисты, которым принадлежит авторство  второго подхода,  выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить  дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

        Такое регулирование проводит  Центральный банк, который  формально  не находится под контролем  правительства. Банк воздействует  на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

      В современной рыночной экономике  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и  предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.), поэтому ее считают  инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью  ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства  стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать  умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить  ее совсем.

      В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и  краткосрочную политики. Вот примерный  комплекс мер антиинфляционной политики.

      Долговременная  политика включает в себя несколько  задач. В том числе погашение  инфляционных ожиданий населения, которые  нагнетают текущий спрос. Для  этого правительство должно проводить  четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать  своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так  как его финансирование посредством  займов у Центрального банка ведет  к инфляции) за счет повышения налогов  и снижения расходов государства.  
 
 
 
 

                                                         Заключение 

       В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми  основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них.

Информация о работе Последствия инфляции и антиинфляционные государственные меры