Повышение эффективности экспорта услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:54, статья

Описание

Вторая половина ХХ и начало XXI века характеризуются многими важными явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одним из самых значимых течений нашего времени можно назвать феноменально бурное расширение сферы услуг. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть отнесена к развитым странам мира, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП

Работа состоит из  1 файл

Повышение эффективности экспорта услуг в РБ.docx

— 28.89 Кб (Скачать документ)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА

УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Романова В.А.

 

Вторая половина ХХ и начало XXI века характеризуются многими важными явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одним из самых значимых течений нашего времени можно назвать феноменально бурное расширение сферы услуг. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть отнесена к развитым странам мира, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП[1].

В то же время, экспорт услуг является одним из главных факторов, оказывающих значительное влияние на развитие и формирование конкурентоспособной, эффективной национальной экономики, при этом под экспортом услуг понимается оказание услуги иностранному гражданину, даже если он находится на таможенной территории, что определяет актуальность данной проблемы.

Мировой рынок услуг в настоящее время развивается очень динамично, объём экспорта услуг за 2010 год оценивается в 3,7 триллиона долл. США [2]. Следует отметить, что эта цифра является заниженной, так как очень часто услуги представляются в контексте с товарами и поэтому в статистических сборниках представляются как товары. По некоторым данным за 2011 год он составил около 4 триллионов долл. США. Положительное сальдо в торговле услугами характерно для развитых стран (иногда для стран с переходной экономикой), которые составляют примерно70% всего рынка услуг. У развивающихся стран наблюдается отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

В таблице 1 приведена динамика изменения мирового экспорта услуг за период с 1990 до 2010 г.

Таблица 1 – Экспорт услуг, млрд. долл. США, % [2]

Страны

1990

2000

2005

2008

2009

2010

Мир

827

100%

1532

100%

2564

100%

3910

100%

3455

100%

3765

100%

Развив.

145

17,5%

320

20,9%

558

21,8%

889

22,7%

810

23,5%

952

25,3%

Развитые

670

81%

1156

75,5%

1877

73,2%

2777

80,4%

2420

70%

2650

70,4%

Перех. эк.

12

1,45%

56

3,65%

129

 5%

244

6,2%

225

6,5%

163

4,3%

Беларусь

-

-

1

0,06%

2,1

0,08%

4,26

0,11%

3,5

0,1%

4,5

0,12%


 

Эти данные отражают тенденцию доминирования  на рынке услуг развитых стран, в  первую очередь США, Великобритании, Германии, Франции. Это явление связано с тем, что для развития и поддержания сферы услуг необходима зрелая экономика, высокий уровень жизни и повышенный спрос на услуги.

В соответствии с «Руководством  по составлению платежного баланса» МВФ в состав торгуемых услуг  входят: транспорт (пассажирский, грузовой), поездки (деловые, личные), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти или лицензионные платежи, другие бизнес услуги.

Стоит отметить, что около половины всего рынка услуг занимают транспорт и поездки, что говорит о значимости данных услуг для мирового сообщества.

На данный момент, экономика Республики Беларусь носит ярко-выраженный транзитивный характер, что способствует развитию сферы услуг. За 2010 год экспорт услуг в Беларуси составил 4,48 млрд. долл. США, а импорт – 2,79 млрд. долл. США. В отличие от развивающихся стран сальдо внешней торговли услугами у Беларуси положительное и составляет 1,69 млрд. долл. США по данным на 2010 год, что позволяет частично компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли товарами [3].

Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.  Остальной экспорт приходится на туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти услуги активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.

Транспортные, строительные и компьютерные услуги развиваются несколько быстрее, чем другие услуги. По данным за 2011 г. экспорт транспортных услуг в Беларуси вырос на 17,5% и составил 2 млрд 303,7 млн долл. США, экспорт строительных услуг увеличился в 1,9 раза (до 127 млн долл. США), экспорт компьютерных и информационных услуг вырос на 40,1% и составил 157 млн долл. США. [4].

Большое внимание со стороны правительства уделяется проблемам развития международного туризма. Начало решению этих проблем положило принятие Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 г. от 24.08.2005 г. На данном этапе развития этой отрасли  выделяется материальные средства, в первую очередь, для улучшения инфраструктуры и развития перспективных видов туризма для нашей страны: «зелёного», агроэкотуризма и военно-исторического туризма.

 Необходимо отметить, что некоторые виды услуг развиты слабо, чтобы занимать значительную долю рынка услуг и быть конкурентоспособными на нем. Среди таких услуг в Беларуси можно выделить, например, образовательные, имеющие огромный потенциал, и финансовые, которые хоть и являются очень перспективным направлением, но развиваются достаточно медленными темпами. Исследования показали, что по результатам 2010 года экспорт финансовых услуг вырос по сравнению с 2009 годом на 32,2% и составил 11,9 млн. долл. США.  Увеличения экспорта финансовых услуг можно добиться благодаря открытию филиалов заграницей, что может привлечь инвестиции и иностранную валюту в страну. К примеру, ОАО «АСБ Беларусбанк» уже имеет своё представительство в Китае, приносящее денежные доходы в государственный бюджет.

Дальнейшее развитие и повышение  эффективности экспорта услуг заложено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. от 11.04.2011 года  № 136, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь. Согласно данной программе основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. [5]

Для повышения эффективности экспорта услуг государством создаются благоприятные  условия, которые уже в недалеком будущем смогут помочь национальному экспорту услуг занять более значимое место на мировом рынке услуг.

 

Литература

  1. Сфера услуг в современном обществе. – уч. пособие под редакцией Бурменко Т.Д. Иркутск: БГУЭП, 2004. - 281с.
  2. Unctadstat [Электронный ресурс.] – Режим доступа URL: http://unctadstat.unctad.org/ - Дата доступа: 20.02.2012
  3. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс.] – Режим доступа URL: http://www.mfa.gov.by/export/ - Дата доступа: 18.02.2012.
  4. Информационный портал [Электронный ресурс.] – Режим доступа URL: http://news.open.by/economics - Дата доступа: 21.02.2012
  5. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс.] – Режим доступа URL: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia - Дата доступа: 20.02.2012

Информация о работе Повышение эффективности экспорта услуг в Республике Беларусь