Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:54, статья
Вторая половина ХХ и начало XXI века характеризуются многими важными явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одним из самых значимых течений нашего времени можно назвать феноменально бурное расширение сферы услуг. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть отнесена к развитым странам мира, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА
УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Романова В.А.
Вторая половина ХХ и начало XXI века характеризуются многими важными явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одним из самых значимых течений нашего времени можно назвать феноменально бурное расширение сферы услуг. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть отнесена к развитым странам мира, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП[1].
В то же время, экспорт услуг является одним из главных факторов, оказывающих значительное влияние на развитие и формирование конкурентоспособной, эффективной национальной экономики, при этом под экспортом услуг понимается оказание услуги иностранному гражданину, даже если он находится на таможенной территории, что определяет актуальность данной проблемы.
Мировой рынок услуг в настоящее время развивается очень динамично, объём экспорта услуг за 2010 год оценивается в 3,7 триллиона долл. США [2]. Следует отметить, что эта цифра является заниженной, так как очень часто услуги представляются в контексте с товарами и поэтому в статистических сборниках представляются как товары. По некоторым данным за 2011 год он составил около 4 триллионов долл. США. Положительное сальдо в торговле услугами характерно для развитых стран (иногда для стран с переходной экономикой), которые составляют примерно70% всего рынка услуг. У развивающихся стран наблюдается отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.
В таблице 1 приведена динамика изменения мирового экспорта услуг за период с 1990 до 2010 г.
Таблица 1 – Экспорт услуг, млрд. долл. США, % [2]
Страны |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||
Мир |
827 |
100% |
1532 |
100% |
2564 |
100% |
3910 |
100% |
3455 |
100% |
3765 |
100% |
Развив. |
145 |
17,5% |
320 |
20,9% |
558 |
21,8% |
889 |
22,7% |
810 |
23,5% |
952 |
25,3% |
Развитые |
670 |
81% |
1156 |
75,5% |
1877 |
73,2% |
2777 |
80,4% |
2420 |
70% |
2650 |
70,4% |
Перех. эк. |
12 |
1,45% |
56 |
3,65% |
129 |
5% |
244 |
6,2% |
225 |
6,5% |
163 |
4,3% |
Беларусь |
- |
- |
1 |
0,06% |
2,1 |
0,08% |
4,26 |
0,11% |
3,5 |
0,1% |
4,5 |
0,12% |
Эти данные отражают тенденцию доминирования на рынке услуг развитых стран, в первую очередь США, Великобритании, Германии, Франции. Это явление связано с тем, что для развития и поддержания сферы услуг необходима зрелая экономика, высокий уровень жизни и повышенный спрос на услуги.
В соответствии с «Руководством по составлению платежного баланса» МВФ в состав торгуемых услуг входят: транспорт (пассажирский, грузовой), поездки (деловые, личные), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти или лицензионные платежи, другие бизнес услуги.
Стоит отметить, что около половины всего рынка услуг занимают транспорт и поездки, что говорит о значимости данных услуг для мирового сообщества.
На данный момент, экономика Республики Беларусь носит ярко-выраженный транзитивный характер, что способствует развитию сферы услуг. За 2010 год экспорт услуг в Беларуси составил 4,48 млрд. долл. США, а импорт – 2,79 млрд. долл. США. В отличие от развивающихся стран сальдо внешней торговли услугами у Беларуси положительное и составляет 1,69 млрд. долл. США по данным на 2010 год, что позволяет частично компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли товарами [3].
Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг. Остальной экспорт приходится на туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти услуги активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.
Транспортные, строительные и компьютерные услуги развиваются несколько быстрее, чем другие услуги. По данным за 2011 г. экспорт транспортных услуг в Беларуси вырос на 17,5% и составил 2 млрд 303,7 млн долл. США, экспорт строительных услуг увеличился в 1,9 раза (до 127 млн долл. США), экспорт компьютерных и информационных услуг вырос на 40,1% и составил 157 млн долл. США. [4].
Большое внимание со стороны правительства уделяется проблемам развития международного туризма. Начало решению этих проблем положило принятие Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 г. от 24.08.2005 г. На данном этапе развития этой отрасли выделяется материальные средства, в первую очередь, для улучшения инфраструктуры и развития перспективных видов туризма для нашей страны: «зелёного», агроэкотуризма и военно-исторического туризма.
Необходимо отметить, что некоторые виды услуг развиты слабо, чтобы занимать значительную долю рынка услуг и быть конкурентоспособными на нем. Среди таких услуг в Беларуси можно выделить, например, образовательные, имеющие огромный потенциал, и финансовые, которые хоть и являются очень перспективным направлением, но развиваются достаточно медленными темпами. Исследования показали, что по результатам 2010 года экспорт финансовых услуг вырос по сравнению с 2009 годом на 32,2% и составил 11,9 млн. долл. США. Увеличения экспорта финансовых услуг можно добиться благодаря открытию филиалов заграницей, что может привлечь инвестиции и иностранную валюту в страну. К примеру, ОАО «АСБ Беларусбанк» уже имеет своё представительство в Китае, приносящее денежные доходы в государственный бюджет.
Дальнейшее развитие и повышение эффективности экспорта услуг заложено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. от 11.04.2011 года № 136, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь. Согласно данной программе основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. [5]
Для повышения эффективности
Литература
Информация о работе Повышение эффективности экспорта услуг в Республике Беларусь