Практическое использование модели «кривые безразличия – бюджетная линия» в стратегии бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является - исследовать такой вопрос как практическое использование модели «кривые безразличия – бюджетная линия» в стратегии бизнеса.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: исследовать кривые безразличия и бюджетную линию, раскрывая их сущность и характерные черты, также проанализировать равновесное положение потребителя и излишек потребителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная линия: понятие и её основные черты.
Понятие бюджетной линии, её графическое представление…………..5
Свойства бюджетной линии. Реакция потребителя на изменение дохода…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Кривые безразличия.
Понятие кривых безразличия, их представление на графике.……….13
Характерные черты кривых безразличия. Предельная норма замещения.……………………………………………………………………..16
Глава 3. Равновесие в точке касания.
Равновесное положение потребителя………………………………….21
Излишек потребителя…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

   1. Кривая "доход-потребление" для  нормальных (полноценных) благ имеет  положительный наклон (рисунок 1.2), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

   

    Рисунок 1.2. Кривая "доход-потребление" качественного  товара. 

    На  рисунке 1.2 показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага. На рисунке 1.2 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.

    Увеличение  доходов дает возможность приобретать  такие блага, которые потребитель  прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой  точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.

    Таким образом, кривая "доход-потребление" иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.

    Кривая "доход-потребление" изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.

   2. Кривая "доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рисунок 1.3).

   

   Рисунок 1.3. Кривая "доход-потребление" некачественного  товара. 

    При рассмотрении потребителем некачественного  блага кривая "доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси  координат. После достижения определенного  уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая "доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

    Оценка блага как качественного или некачественного зависит от вкуса потребителя.

   3.Кривая "доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рисунок 1.4).

   

   Рисунок 1.4. Кривая "доход-потребление" на нейтральные товары. 

    Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых  остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту, расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.8

    Итак, при некотором заданном доходе и  заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия. 
 

Глава 2. Кривые безразличия

    1. Понятие кривых безразличия, их представление на графике.
 

    Кривая  безразличия - кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.

    Кривые  безразличия воплощают в себе "субъективную" информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукту X или продукту Y. По определению, кривые безразличия   демонстрируют   все   возможные комбинации продуктов X и Y, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. Также кривые безразличия используются при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем.9

    В таблице 2.1 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты X и Y. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность X и Y при любой их комбинации, показанной в таблице, следовательно, потребителю будет безразлично10, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.     

    Если  эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U (Рисунок 2.1). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит.

    По  осям откладывается количество продукта Х и продукта Y, между которыми делает выбор потребитель. Равновесие в потреблении этих товаров будет формироваться в пределах фиксированного для каждого данного момента времени личного денежного бюджета.

                                       

    Рисунок 2.1. Кривая потребительского безразличия. 

    Таблица 2.1

Таблица безразличия

    
Комбинация Единицы продукта X Единицы продукта Y
j 12 2
k 6 4
l 4 6
m 3 8

 
 
 
 

    Исходя  из величины собственного бюджета, потребитель  стремится:

  1. максимизировать полезность благ, приобретаемых за свой доход;
  2. руководствоваться собственными представлениями о полезности благ и предпочтениями при их выборе;
  3. осуществлять расходы в пределах собственного потребительского бюджета (бюджетной линии) с учетом рыночных цен на приобретаемые блага. При этом потребитель «безразличен» к выбору и сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность. Отказ от одного из товаров компенсируется потребителем путем замещения другим товаром в большем количестве. Могут существовать не один, а несколько вариантов количественного сочетания продуктов X и Y, которые приемлемы для данного потребителя, поскольку обладают равной полезностью.11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Характерные черты кривых безразличия.

Предельная  норма замещения. 

    Из  указанного выше можно выявить несколько характерных черт кривых безразличия:

  1. Нисходящий вид кривой.

    Кривые  безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт X, так и продукт Y обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта Y, тем самым увеличивая для себя совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта X. То есть, чем больше Y, тем меньше X, так что между количествами X и Y существует обратная связь. А любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

  1. Выпуклость по отношению к началу координат.

    Если  смотреть на график (Рисунок 2.1) из точки пересечения осей, нисходящая кривая может быть либо вогнутой, либо выпуклой. Наклон вогнутой кривой увеличивается (становится все круче) по мере продвижения вниз по кривой, тогда как наклон выпуклой кривой уменьшается (становится все более пологим). Кривая производственных возможностей является вогнутой, что отражает закон повышения издержек. На рисунке 2.1 кривая безразличия выпукла, если смотреть на нее от начала координат. То есть наклон кривой уменьшается, или становится более пологим по мере продвижения от точки j к точке k, точке l, точке m и так далее вниз вдоль кривой . Наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения (MRS), поскольку он показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заместить один товар другим (товар X товаром Y) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара X товаром Y уменьшается по мере перемещения вниз по кривой.

    Получается, что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта X в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы Y. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, то есть выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

    Выпуклость  кривой безразличия, то есть убывание MRS можно объяснить тем, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта X продуктом Y (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов X и Y. Если обратить внимание на таблицу 2.1 и рисунок 2.1, можно заметить, что потребитель имеет относительно большое количество продукта X и очень мало продукта Y. Это означает, что в пределе продукт Y весьма ценен (то есть имеет высокую предельную полезность), тогда как продукт X в пределе менее ценен (его предельная полезность низка). Отсюда следует, что потребитель с готовностью откажется от значительного количества продукта X, чтобы получить, скажем, 2 единицы Y. В данном случае потребитель готов обойтись без 6 единиц X, чтобы получить 2 дополнительные единицы Y; MRS равно 3. Однако в точке к потребитель имеет теперь уже меньше продукта X и больше продукта Y. Это значит, что предельная полезность продукта X будет теперь несколько больше, а предельная полезность продукта Y — несколько меньше. Следовательно, решая вопрос о перемещении из точки к в точку l, потребитель готов отказаться всего от 2 единиц X для получения 2 дополнительных единиц Y, так что MRS теперь составляет всего 1. Имея еще меньше продукта X и еще больше продукта Y в точке l, потребитель готов отказаться только от одной единицы X в обмен на 2 дополнительных единицы Y, и, следовательно, MRS падает до 1/2. В общем, чем больше количество продукта Y, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом чем меньше количество продукта X, тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта X в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы Y. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, то есть выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать еще, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

  1. Карта безразличия.

     Карта безразличия  представляет собой набор кривых безразличия. 

Рисунок 2.2. Карта безразличия 

    Кривая  безразличия на рисунке 2.1 соответствует некой постоянной (хотя точно не определенной) величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 2.2. Каждая кривая соответствует различной величине совокупной полезности. Точнее, каждая кривая, расположенная правее первоначальной кривой (обозначенной U2 на Рисунке 2.2), соответствует комбинациям продуктов X и Y, содержащим в себе большую полезность по сравнению с U2. Каждая кривая, расположенная левее U2, соответствует меньшей совокупной полезности по сравнению с U2. Другими словами, каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности. Это можно легко продемонстрировать, проведя прямую в первую четверть от начала координат и убедившись, что точки ее пересечения с каждой последующей кривой соответствуют большему количеству как товара X, так и товара Y и, следовательно, большей величине совокупной полезности.12

Рисунок 2.3. Невозможность пересечения кривых безразличия. 

    
  1. Кривые безразличия не могут пересекаться.

    Обратное  предположение нарушает предпосылки: на рисунке 2.3 набор А должен быть равноценен набору В, так как они  находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество товаров Х, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество товаров Y, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С.13

    Итак, карта безразличия - множество кривых безразличия (отвечающих свойствам 1-4) - дает нам полную информацию о системе предпочтений потребителя (не требуя даже присвоения полезностям наборов благ каких-либо численных значений).

    Выпуклый  характер кривой безразличия говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при это мна данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия) называется предельной нормой замещения (MRS)

Информация о работе Практическое использование модели «кривые безразличия – бюджетная линия» в стратегии бизнеса