Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:57, доклад

Описание

Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане.docx

— 21.91 Кб (Скачать документ)

Правовое  регулирование предпринимательской  деятельности в Казахстане

Сегодня экономические  изменения в Казахстане намного  опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением  и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки  зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане:

- 11 декабря 1990 года принят Закон Казахской  ССР «О свободе хозяйственной  деятельности и развитии предпринимательства  в Казахской ССР», который является  одним из первых законодательных  актов, определившим основные  правовые, экономические и социальные  условия для свободной предпринимательской  деятельности. В указанном законе  предпринимательство трактуется  как инициативная или иная  деятельность за счет собственных,  заемных и других имущества  и средств, с целью получения  для всех участников этой деятельности  взаимовыгодных результатов и  дохода;

- 4 июля 1992 года  принят Закон Республики Казахстан  «О защите и поддержке частного  предпринимательства», который установил,  что государство обеспечивает  максимальную свободу частных  предпринимателей, охрану коммерческой  тайны и ответственность государственных  органов и должностных лиц  за нарушение прав частных  предпринимателей. Законом было  подтверждено положение об отказе  государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность. Впервые в одном законодательном акте были отражены вопросы государственной регистрации частной предпринимательской деятельности, хозяйственной деятельности частных предпринимателей, охраны коммерческой тайны;

- Государственная  программа поддержки и развития  предпринимательства на 1992-1994 годы;

- Государственная  программа поддержки и развития  предпринимательства на 1995-1996 годы;

- 6 марта 1997 г.  был принят Указ Президента  Республики Казахстан «О мерах  по усилению государственной  поддержки и активизации развития  малого предпринимательства». Поддержка  и развитие малого предпринимательства  провозглашаются приоритетной сферой  государственной экономической  политики. Главными задачами развития  малого предпринимательства названы,  в первую очередь, обеспечение  занятости населения, решение  его социальных проблем и развитие  трудовой активности, наполнение  потребительского рынка широким  ассортиментом товаров и услуг.  В указе были определены конкретные  меры по поддержке субъектов  малого бизнеса: создание фонда  развития малого предпринимательства,  строительство центров и инкубаторов  малого бизнеса, распространение  на субъекты малого предпринимательства,  занимающихся производством материального  продукта, льгот в области налогового  и таможенного обложения и  др.

Создание промышленных центров малого предпринимательства  предпочтительно в форме акционерных  обществ или консорциумов с привлечением внутренних и внешних инвестиций.

Основные мероприятия  по реализации Программы предусматривают  разработку проекта промышленного  центра малого предпринимательства  в городе Астане. В декабре 1998 года подписан протокол намерений между  Фондом развития малого предпринимательства  и компанией «Финтрако» на проектирование, менеджмент и строительство в городе Астане технопарка на 250 малых предприятий различных отраслей экономики с созданием более 12 тысяч новых рабочих мест. Турецко-казахстанская Ассоциация бизнесменов, совместно с Агентством Турции по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (КОСГЕБ), приступила к разработке проекта создания технопарка стоимостью от 40 до 60 миллионов долларов США, из которых 75% финансирует Эксимбанк Турции, 25% - заказчик [28];

- 19 июня 1997 года  приняты Закон Республики Казахстан  «Об индивидуальном предпринимательстве»  и Закон Республики Казахстан  «О государственной поддержке  малого предпринимательства», который  определил субъектов малого предпринимательства  с численностью работников не  более 50 человек и общей стоимостью  активов в среднем за год  не свыше 60000-кратного расчетного  показателя, а также основные  принципы и меры по государственной  поддержке малого предпринимательства  [12, С. 14];

- 7 июля 1992 года  Указ президента Республики Казахстан  «О приоритетах и региональных  программах поддержки и развития  малого предпринимательства в  Республике Казахстан»: установлены  приоритеты развития малого предпринимательства  по видам производства товаров  и услуг: создание новых и  развитие действующих производств  товаров народного потребления,  замещающих импорт строительных  материалов, малых видов оборудования, развитие сферы услуг, развитие  производства по дальнейшей переработке  продукции аграрного комплекса;

31 декабря 1998 года утверждена Государственная  программа развития и поддержки  малого предпринимательства в  Республике Казахстан на 1999-2000 годы. Основными результатами программы  к концу 2000 года определены: рост  числа субъектов малого предпринимательства  к концу 2000 года до 500 тысяч,  увеличение численности занятых  в сфере малого бизнеса до 2 миллионов человек, доля субъектов  малого предпринимательства в  Валовом внутреннем продукте  страны к концу 2000 года –  15%;

- 19 января 2001 года N 77 Постановление правительства  Республики Казахстан О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2005 годы [11].

Таким образом, в Республике Казахстан законодательная  база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для устойчивого  развития предпринимательства в  Республике, создали необходимые  предпосылки для становления  предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в последние  годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности [1; 2].

Новая ситуация потребовала радикальных изменений  в правовой основе экономической  деятельности. Гражданский кодекс РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил  принципиальные основы экономических  отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал  основные правила, нормы их правового  регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации  экономической жизни, возникшие  в последние годы.

В Гражданском  Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что  все без исключения действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским Кодексом нормами [2, С. 86].

Наряду с физическими  лицами, Гражданский кодекс РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом  признаётся организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

- юридическое  лицо имеет или может иметь  имущество, обособленное от имущества  его участников;

- юридическое  лицо обладает самостоятельной  волей, которая может не совпадать  с волей его отдельных участников;

- юридическое  лицо вправе совершать от своего  имени сделки, т. е. участвовать  в имущественном обороте;

- юридическое  лицо несёт самостоятельную ответственность  по своим обязательствам;

- юридическое  лицо может быть истцом и  ответчиком в суде;

- существование  юридического лица является, в  принципе, бессрочным и не зависит  от состава его участников [2, С. 88].

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в  их действия. Так, например, положение  об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.

Решая вопрос о  выборе формы деятельности в той  или иной сфере (осуществлять её как  гражданин - физическое лицо, или же создать организацию - юридическое  лицо), необходимо предварительно изучить  все особенности законодательства, определяющие положение юридических  лиц вообще (в качестве субъектов  гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с  юридическим лицом, чтобы правильно  определить его правовое положение, порядок и условия участия  его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо и/или  участники юридического лица будут  нести по его обязательствам. Например, ответственность товарищества с ограниченной ответственностью и акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им имуществом, между тем, как в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества на вере и товарищества с дополнительной ответственностью по их долгам будут отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники.

Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических  лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом, перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе. Кодекс же предусматривает следующие формы деятельности коммерческих (имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли) организаций:

- хозяйственные  товарищества – согласно Гражданскому  Кодексу (ст. 58), хозяйственным товариществом  признается коммерческая организация  с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным  капиталом. Имущество, созданное  за счет вкладов учредителей  (участников), а также произведенное  и приобретенное хозяйственным  товариществом в процессе его  деятельности, принадлежит товариществу  на праве собственности. Хозяйственные  товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества  с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной  ответственностью;

- акционерное  общество - юридическое лицо, выпускающее  акции с целью привлечения  средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;

- третья форма  организации предпринимательской  деятельности, предусмотренная ГК  РК, является производственный кооперативом, которым признается добровольное  объединение граждан на основе  членства для совместной предпринимательской  деятельности, основанной на их  личном трудовом участии и  объединении его членами имущественных  взносов. Членов кооператива должно  быть не менее двух. Члены производственного  кооператива несут по обязательствам  кооператива дополнительную (субсидиарную) ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Законом о производственном кооперативе;

- кроме трех  видов организации частного предпринимательства,  в РК разрешено государственное  предпринимательство. К государственным относятся предприятия: 1) основанные на праве хозяйственного ведения; 2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе, между работниками предприятия. Фирменное наименование государственных предприятий должно содержать указание на собственника его имущества. Государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа [2, с. 85].

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане