Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:57, доклад
Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.
Правовое
регулирование
Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.
Можно выделить
следующие основные этапы законодательного
обеспечения становления малого
предпринимательства в
- 11 декабря 1990
года принят Закон Казахской
ССР «О свободе хозяйственной
деятельности и развитии
- 4 июля 1992 года
принят Закон Республики
- Государственная
программа поддержки и
- Государственная
программа поддержки и
- 6 марта 1997 г.
был принят Указ Президента
Республики Казахстан «О мерах
по усилению государственной
поддержки и активизации
Создание промышленных
центров малого предпринимательства
предпочтительно в форме
Основные мероприятия по реализации Программы предусматривают разработку проекта промышленного центра малого предпринимательства в городе Астане. В декабре 1998 года подписан протокол намерений между Фондом развития малого предпринимательства и компанией «Финтрако» на проектирование, менеджмент и строительство в городе Астане технопарка на 250 малых предприятий различных отраслей экономики с созданием более 12 тысяч новых рабочих мест. Турецко-казахстанская Ассоциация бизнесменов, совместно с Агентством Турции по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (КОСГЕБ), приступила к разработке проекта создания технопарка стоимостью от 40 до 60 миллионов долларов США, из которых 75% финансирует Эксимбанк Турции, 25% - заказчик [28];
- 19 июня 1997 года
приняты Закон Республики
- 7 июля 1992 года
Указ президента Республики
31 декабря 1998
года утверждена
- 19 января 2001 года N 77 Постановление правительства Республики Казахстан О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2005 годы [11].
Таким образом, в Республике Казахстан законодательная база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.
Указанные акты обеспечили основу для устойчивого развития предпринимательства в Республике, создали необходимые предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.
Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности [1; 2].
Новая ситуация
потребовала радикальных
В Гражданском Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что все без исключения действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским Кодексом нормами [2, С. 86].
Наряду с физическими лицами, Гражданский кодекс РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.
Юридическим лицом
признаётся организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:
- юридическое
лицо имеет или может иметь
имущество, обособленное от
- юридическое
лицо обладает самостоятельной
волей, которая может не
- юридическое
лицо вправе совершать от
- юридическое
лицо несёт самостоятельную
- юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
- существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников [2, С. 88].
Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.
Решая вопрос о
выборе формы деятельности в той
или иной сфере (осуществлять её как
гражданин - физическое лицо, или же
создать организацию - юридическое
лицо), необходимо предварительно изучить
все особенности
Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом, перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе. Кодекс же предусматривает следующие формы деятельности коммерческих (имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли) организаций:
- хозяйственные
товарищества – согласно
- акционерное общество - юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;
- третья форма
организации
- кроме трех
видов организации частного
Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане