Правовой режим земель, коммерческих организаций, предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:00, реферат

Описание

Под понятием «режим» (в переводе с французского — «порядок») можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть установлен для всех земель Российской Федерации, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей.

Содержание

1. Правовой режим земель
2. Понятие и состав имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций
3. Имущество государственных и муниципальных предприятий
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

правовой режим земель,коммерческих организаций и предприятий.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Реферат по теме:«правовой  режим земель, коммерческих организаций, предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Пальчикова Алина  студентка 21 зо гр.

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Правовой режим земель

2. Понятие и состав имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций

3. Имущество государственных и муниципальных предприятий

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследуя понятие «правовой  режим земель» и раскрывая  его содержание, можно прийти к  следующим основным выводам.

1. Под понятием «режим»  (в переводе с французского  — «порядок») можно понимать  установленную законом систему  общественных отношений по использованию  земель. Этот режим может быть  установлен для всех земель  Российской Федерации, а может  быть особенным для определенных категорий земель и местностей. Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

2. Обязательным элементом  правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий. Так, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

В силу этого наличие  объекта правового режима, его  границ, определяющих пределы действия данного режима, является первым условием и элементом правового режима земель. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Объектом особого правового  режима являются земли сельскохозяйственного  назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и  иного назначения; земли особо  охраняемых территорий; земли лесного  фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Особый правовой режим  категорий земель носит общий  характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего  в данную категорию земель. Так, категория  «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

3. Важным элементом  правового режима земель является  порядок государственного регулирования  использования земель, в котором  можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это регулирование. К их числу относятся государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.                    

Данная градация основана на тех  видах функций, которые эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении земель. Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования земельных  отношений на конкретных землях. В  законе выделяются следующие формы регулирования:

установление правил получения  земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого  использования и правил прекращения  или приостановления такого использования. Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования государственными органами процедуры получения земельных участков в собственность и другие основания использования; пожизненно наследуемое владение; постоянное (бессрочное) пользование и т. д.; основания и порядок принятия участка к использованию; общие правила и обязанности лиц, использующих землю; основания прекращения прав на использование земли и т. п.;

 

 

 

Понятие и состав имущества  сельскохозяйственных коммерческих организаций

Все коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, по действующему законодательству являются собственниками своего имущества. Однако реформа в сельском хозяйстве начиналась в тот период, когда законодательством признавалось существование коллективно-долевой собственности на имущество юридических лиц. Но в дальнейшем от этой конструкции отказались.

 

Гражданский кодекс РФ однозначно называет собственником имущества  юридического лица само юридическое  лицо, которое и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Участники же хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов имеют лишь обязательственные права в отношении названных юридических лиц (то есть имеют право получать часть прибыли в соответствии с размером внесенного ими вклада, а при выходе из состава участников – стоимость этого вклада). Таким образом, доля в капитале общества, товарищества, пай в кооперативе – это- условная величина, которая определяет право участника требовать выплат в определенном размере доходов, дивидендов, получить часть имущества в случае ликвидации общества, товарищества и т. д. Не следует путать такие доли с земельными долями и имущественными паями в реорганизованных сельскохозяйственных предприятиях. 
 
Сельскохозяйственным организациям, являющимся собственниками своего имущества, принадлежит право владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Они могут совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, передавать в пользование и аренду другим лицам, отдавать в залог и распоряжаться иным образом. В отношении владения, пользования и распоряжения землей (которая относится к недвижимому имуществу) законом установлены некоторые ограничения.

 

Понятие и состав имущества  коммерческих организаций   
подтверждающие их права на земельные доли и имущественные паи. В судах растет количество дел, связанных со спорами по этому поводу. 
 
Моментом возникновения права на имущественный пай является дата принятия общим собранием участников (членов) сельскохозяйственной организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на этот пай. 
 
Моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). 
 
Следует обратить внимание на то, что в отношении имущества (в отличие от земли) права собственности у гражданина не возникает; речь идет лишь о праве требовать выделения соответствующего имущества в натуре в предусмотренных законом случаях или о праве передачи такого требования. Поэтому мы говорим о праве собственности на земельную долю, но о праве на имущественный пай. 
 
Соответственно различно и название выдаваемых гражданину документов: это свидетельство о праве на имущественный пай и свидетельство о праве собственности на земельную долю. 
 
Свидетельства собственникам земельных долей выдаются по форме, утвержденной Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. Однако и свидетельства, выданные до вступления в силу этого Указа, имеют такую же законную силу. Временным документом, который при реорганизации сельскохозяйственных предприятий может удостоверять право собственности на земельную долю, служит выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту). Эта выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, а при получении свидетельства о праве собственности на земельную долю подлежит сдаче. 

Имущество государственных  и муниципальных предприятий

 

Имущество, которое унитарное  предприятие приобретает, плоды, продукция  и доходы от использования закрепленного  за ним имущества также поступают в его хозяйственное ведение или оперативное управление. 
 
Собственник может принять решение изъять у предприятия имущество – на этом право хозяйственного ведения или оперативного управления прекращается. 
 
Государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, в установленных законом пределах владеет, пользуется и распоряжается им. А собственник осуществляет контроль за сохранностью этого имущества и использованием его по назначению. Он имеет право и на получение части прибыли от его использования. 
 
Предприятие не может без согласия собственника продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно. 
 
Казенное же предприятие (казенное хозяйство) вправе распоряжаться любым закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом только с согласия собственника. Собственник может изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Он же определяет порядок распределения доходов казенного сельскохозяйственного предприятия. Однако произведенную продукцию оно реализует самостоятельно. 
 
Любое унитарное предприятие действует на основании устава и имеет уставный фонд. ГК РФ определил особые требования к уставному фонду предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Минимальный размер этого фонда будет установлен законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До государственной регистрации такого предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, управомоченный создавать такие предприятия, обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие письменно уведомляет своих кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Указ Президента  РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О  реформе государственных предприятий"

2. Указ Президента  РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О  некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой"

3. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года «Об утверждении

Государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ»

4. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31 декабря 1992 г.)

5. Распоряжение Госкомимущества  России от 18 марта 1994 года №  542-р

6. Гражданский Кодекс РФ, Часть  I


Информация о работе Правовой режим земель, коммерческих организаций, предприятий