Правовые основы экономической деятельности военных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:07, реферат

Описание

Военные финансы, базируясь на движении фондов денежных средств, обслуживают в той или иной мере процесс производства, распределения и потребления совокупного военного продукта на всех организационных уровнях военной экономики и тем самым выступают универсальным инструментом стоимостного контроля за военно-экономической деятельностью и состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина - это соблюдение обязательного для всех участников военно-экономической деятельности порядка ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

Работа состоит из  1 файл

57132.rtf

— 180.13 Кб (Скачать документ)

      По функциональному признаку выделяются следующие виды финансовых органов:

      - довольствующие финансовые органы;

      - финансовые органы служб материально-технического обеспечения;

      - финансовые органы воинских частей и иных военных организаций.

      К довольствующим финансовым органам, в частности, относятся финансовые органы, подчиненные распорядителям бюджетных средств, осуществляющие свои обязанности и права по планированию и использованию денежных средств, необходимых для финансируемых ими войск по всей номенклатуре бюджетной классификации сметы Министерства обороны. В состав Министерства обороны входят главные и центральные управления. Например, Главное квартирно-эксплуатационное управление, Центральное продовольственное управление, Центральное вещевое управление, Главное военно-медицинское управление и т.д. В составе военного округа имеются соответствующие управления, службы или отделы: квартирно-эксплуатационное управление военного округа, продовольственная, вещевая, медицинская службы военного округа и т.д., которые наряду с другими функциями занимаются обеспечением войск вооружением, техникой, военным имуществом, продовольствием и т.д., в связи с чем они называются довольствующими службами или службами материально-технического обеспечения (органами управления материальным обеспечением).

      Конечным звеном финансов Вооруженных Сил, обеспечивающим боевую готовность войск, социальную защиту личного состава, являются финансы военных организаций.

      Финансирование военных организаций осуществляется в сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета. В военно-бюджетных правоотношениях они предстают как получатели бюджетных средств.

      Получателями бюджетных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации являются органы военного управления, соединения, квартирно-эксплуатационные органы, воинские части, заказчики и группы финансирования капитального строительства, учреждения, военно-учебные заведения, военные комиссариаты, а также организации, федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Вооруженных Сил, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

      В воинских частях составляются сметы расходов, а в военных организациях, имеющих иные, кроме сметы Министерства обороны Российской Федерации, доходные источники, - сметы доходов и расходов, в которых должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной собственности, закрепленной за бюджетополучателем на праве оперативного управления, и иной деятельности.

      Бюджетополучатель использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой, которая представляет собой документированный план поступления и расходования денежных средств для финансирования расходов предприятий и организаций.

      В основе расчетов сметы лежат количественные (объемные) показатели деятельности военной организации в плановом периоде (год, с разбивкой по кварталам), технико-экономические нормы, нормативы, тарифы, цены, расценки и другие удельные показатели.

      Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм.

      Смета действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган федерального казначейства.

      Сметно-бюджетное финансирование военных организаций организуется на принципах: плановости; законности; финансовой дисциплины; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджета; расходования средств в соответствии со сметой; соблюдения режима экономии.

      Федеральное казначейство Российской Федерации совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права военной организации по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

      Военные организации используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации. Лицевой счет - регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и органами федерального казначейства.

      В ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации четко сформулированы пять последовательно осуществляемых обязательных процедур санкционирования расходов:

      - составление и утверждение бюджетной росписи;

      - утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

      - утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

      - принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

      - подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

      Помимо сумм, получаемых из федерального бюджета, в военной организации могут обращаться и внебюджетные средства. Правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений, определенный Положением о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. N 527, получил свое дальнейшее подтверждение и развитие в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Названное Положение определяет три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям.

      Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

      Суммы по поручениям - это средства, полученные от других организаций для выполнения определенных поручений. После выполнения поручения бюджетное учреждение обязано выслать предприятию, организации, учреждению, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Отчет предоставляется не позднее 31 декабря соответствующего финансового года.

      Депозитные суммы - средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителями или передаче по назначению. Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока: для передачи физическим лицам - три года; юридическим лицам - один год; бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

      Специальные средства представляют собой самую большую и наиболее значимую для бюджетного учреждения группу внебюджетных средств. Их можно определить как доходы, получаемые бюджетными учреждениями сверх ассигнований, выделяемых из бюджета, являющиеся дополнительным источником их финансирования. В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к таким доходам относятся:

      - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

      - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

      - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные для возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

      В соответствии с бюджетным законодательством бюджетные учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако в соответствии с положениями ст. ст.42, 161, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять в органы федерального казначейства сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, т.е. по всем внебюджетным средствам, которые должны учитываться на специальных лицевых счетах.

      Арбитражное судопроизводство - это урегулированная нормами права деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.

      Главной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

      Порядок арбитражного судопроизводства определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), АПК РФ и некоторыми другими законами.

      В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает некоторые категории дел по первой инстанции и проверяет судебные акты в порядке надзора. Федеральные арбитражные суды округов рассматривают дела в кассационной инстанции. Арбитражные апелляционные суды рассматривают дела в апелляционной инстанции. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции.

      Основными принципами арбитражного судопроизводства являются законность, осуществление правосудия только судом, равенство всех перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

      Подведомственность дел арбитражным судам определяется двумя критериями: предметом дела и составом субъектов дела, причем оба критерия должны "действовать" одновременно.

      Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Это, во-первых, дела искового производства, т.е. споры, возникшие из гражданских правоотношений. Во-вторых, это дела административного судопроизводства, т.е. по спорам, возникшим из публичных правоотношений (об оспаривании некоторых нормативных актов, об оспаривании действий и решений государственных и иных органов, об административных правонарушениях, связанных с экономической деятельностью, о взыскании обязательных платежей и санкций). В-третьих, это дела особого производства, дела о несостоятельности (банкротстве) и некоторые другие дела.

      Основными субъектами дел, подведомственных арбитражным судам, являются организации, являющиеся юридическими лицами, и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В некоторых случаях субъектами могут быть и иные лица, например государственные органы, органы местного самоуправления, обычные граждане.

      Расширились возможности участия военнослужащих в арбитражном процессе. Ранее военнослужащие могли участвовать в арбитражном процессе в достаточно редких случаях. Например, дело было возбуждено в арбитражном суде с участием гражданина-предпринимателя, который затем стал военнослужащим, или военнослужащий мог выступать заявителем в деле о банкротстве. В настоящее время, кроме таких дел, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием акционеров, участников хозяйственных товариществ и обществ, которыми могут быть и военнослужащие.

      Что касается военных организаций, то проблема состоит в том, что не все из них обладают статусом юридического лица и прошли государственную регистрацию. В первую очередь это относится к воинским частям, которые формально отвечают многим признакам юридического лица (имеют закрепленное за ними обособленное имущество, обладают признаком организационного единства и т.д.), однако не имеют законной государственной регистрации. Данное положение неопределенности материально-правового статуса воинских частей иногда затрудняет определение их процессуального статуса. В некоторых случаях суды признавали право воинских частей быть субъектами процесса. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 сентября 1996 г. N 803/96 было указано: "Суд первой инстанции признал, что войсковая часть N 44414 не является юридическим лицом. Апелляционная инстанция это решение отменила, обоснованно полагая, что заказчик в соответствии со статьями 48 и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает всеми признаками юридического лица и действует на основании Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР, утвержденного приказом министра обороны СССР от 22.02.77 N 105". Однако во многих случаях суды отказывались признавать воинские части истцами, ответчиками и третьими лицами в деле.

Информация о работе Правовые основы экономической деятельности военных организаций