Предмет и принципы экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:44, курс лекций

Описание

1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.

Работа состоит из  1 файл

ekonom_lekcii.doc

— 1.20 Мб (Скачать документ)

 Для того чтобы  из общего объема произведенной  продукции исключить промежуточную продукцию используют метод расчета «по добавленной стоимости».   

 Добавленная стоимость фирмы – представляет собой объем продаж фирмы (общая выручка) за вычетом стоимости сырья и материалов, купленных у других фирм для производства продукции.

(Добавленная стоимость  фирмы = амортизация + факторные доходы.)   

 Чтобы получить ВВП необходимо сложить добавленные стоимости всех фирм.   

 Хотя ВВП измеряет объем всей произведенной конечной продукции и услуг, на практике учесть все конечные товары и услуги невозможно, так как часть их не проходит через рынок (например, услуги домашних хозяек). Кроме того, во всех странах существует теневая экономика: производимые в ней товары и услуги проходят через рынок, но не могут быть учтены в ВВП, так как теневой бизнес не платит налогов.   

 Следует подчеркнуть, что ВВП учитывает только товары и услуги, произведенные в данном периоде. Сделки с ранее созданными активами не входят в ВВП данного периода. Например, цена дома, купленного в данном году, но построенного в прошлом году не войдет в ВВП данного года, а вот оплата услуг посредника – войдет. По этой же причине в ВВП не учитывается покупка подержанных товаров.  

 В ВВП не входят трансфертные платежи (так как это безвозмездные выплаты населению).   

 ВВП измеряет выпуск продукции, создаваемой на территории данной страны независимо от того, кому принадлежат ресурсы. Однако страна может иметь собственность заграницей, граждане данной страны выезжают на заработки в другие страны. С другой стороны, в данной стране могут функционировать иностранные предприятия и работать иностранные граждане. Для измерения объема товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны, используют показатель валового национального продукта (ВНП). До 1992 года именно ВНП служил исходным показателем системы национальных счетов. ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны за определенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство).

ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы   

 Для большинства  крупных стран ВВП»ВНП. ( Это не относится к России, где очень велика утечка капитала). Поэтому в дальнейшем анализе мы не будем принимать во внимание разницу между ними.   

 Исчисление ВВП (ВНП) по рыночным ценам означает, что в состав ВВП и ВНП входят чистые косвенные налоги. (Чистые косвенные налоги – это разница между общей суммой косвенных налогов и суммой дотаций фирмам).   

 Показатель ВВП часто используют для сравнения благосостояния людей в различных странах. Однако для этих целей показатель ВВП обычно дополняется системой социальных показателей оценки индивидуального благосостояния. Эти показатели сгруппированы в следующие блоки:

1.     образование;

2.     здоровье;

3.     работа и качество условий труда;

Существует два способа  измерения ВВП (и ВНП).   

 Первый способ связан с измерением потока расходов, необходимых для того, чтобы выкупить произведенные товары и услуги, входящие в состав ВВП (или ВНП). Он называется расчетом ВВП (или ВНП) по расходам.   

 Второй способ связан с измерением потока доходов, полученных собственниками факторов производства, использованных для производства тех же товаров и услуг, и называется расчетом ВВП (или ВНП) по доходам.   

 Очевидна взаимосвязь  двух способов измерения ВВП (ВНП): расходы покупателей товаров и услуг формируют доходы продавцов факторов производства, поэтому

ВВП по расходам = ВВП  по доходам.

ВНП по расходам = ВНП  по доходам.

ВВП по расходам. Валовые  и чистые инвестиции.

Чтобы рассчитать ВВП по расходам, необходимо суммировать расходы всех макроэкономических субъектов:

1.     домашние хозяйства покупают потребительские товары и услуги, т.е. осуществляют личные потребительские расходы (С);

2.     предпринимательский сектор (фирмы) покупает (и производит) инвестиционные товары, и товары для пополнения товарно-материальных запасов – осуществляют инвестиционные  расходы (Ig). (Сюда входит все строительство, включая жилищное.)   

 Валовые (внутренние, частные) инвестиции (Ig) представляют собой общую сумму расходов фирм данной страны, направленных в течение данного года на возмещение и увеличение основного капитала и прирост товарных запасов.   

 Чистые (частные, внутренние) инвестиции (In) измеряют величину прироста капитала и запасов за год

Чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за вычетом амортизации (затрат на потребление капитала):

3.  государственный сектор (государство) покупает различные товары и услуги (вооружение, здания для органов государственного управления, государственных учебных заведений, услуги государственных служащих и т.д.), то есть осуществляет государственные расходы для закупки товаров и услуг (G).    

4. остальной мир. Часть ВВП (ВНП) страны выкупается иностранными потребителями, фирмами и государствами, то есть они осуществляют расходы на экспорт (X). В то же время потребители, фирмы и государство осуществляют расходы на импорт (M) товаров из других стран. Разница между ними называется расходами на чистый экспорт:

Х – М = Xn.   

 Подведем итог.   

 ВВП по расходам состоит из суммы расходов (четырех макроэкономических субъектов), необходимых для того, чтобы выкупить весь объем произведенного в стране ВВП:

ВВП по расходам = С+Ig+G+Xn

(ВНП по расходам состоит из тех же частей: разница между ВВП и ВНП (чистые поступления из-за границы) скажется лишь на значении Xn.)  

 Чтобы рассчитать ВВП по доходам, нужно сложить все доходы, полученные от факторов, использованных внутри страны. В результате мы получим внутренний доход (ВД).   

 ВД можно получить и другим путем:

ВВП – амортизация = ЧВП (чистый внутренний продукт);   

 ЧВП - ЧКН (чистые косвенные налоги) = ВД (внутренний доход).   

 Следовательно, если  к внутреннему доходу прибавить чистые косвенные налоги, мы получим чистый внутренний продукт. Если к нему прибавить амортизацию, то получим ВВП по доходам, куда, очевидно, входят две недоходные величины: амортизация (это не доход, а часть издержек производства) и чистые косвенные налоги (доход государства, а не факторный доход).   

 Внутренний доход – это чистый внутренний продукт, измеренный в факторных ценах (без учета косвенных налогов).   

 Аналогичным образом  можно получить и ВНП по доходам:

ВНП – амортизация = ЧНП (чистый национальный продукт).

ЧНП - ЧКН = НД(национальный доход).   

 Таким образом,  мы получили одну из важнейших макроэкономических категорий – национальный доход (НД).

Национальный доход представляет собой сумму факторных доходов, полученных собственниками национальных факторов производства.

НД = сумма факторных  доходов= заработная плата (оплата труда наемных работников) + доход самостоятельно занятых (доходы неинкорпорированных производителей) + рента + процентные выплаты + прибыль корпораций :

ВНП по доходам = НД + чистые косвенные налоги + амортизация   

 В дальнейшем анализе  макроэкономических процессов мы не будем принимать во внимание разницу между ВВП и ВНП и будем рассматривать:

ВВП по расходам = C + Ig + G+ Xn

ВВП по доходам = НД + амортизация + чистые косвенные налоги.

В заключение приведем диаграмму, в которой показано соотношение важнейших показателей системы национальных счетов.

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).   

 В основе располагаемого  личного дохода лежит национальный  доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).   

 Прибыль корпораций, будучи частью национального  дохода, распадается на три части:

1.     налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

2.     нераспределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

3.     оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.   

 Если не принимать  во внимание существование государства,  а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним  хозяйствам в виде дивидендов  только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Личные потребительские расходы (С в системе национальных счетов) – расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров (исключая покупку недвижимости).

Процентные выплатыпредставляют в основном выплаты по потребительскому кредиту (очень небольшая доля в РЛД, поэтому в дальнейшем анализе мы будем ими пренебрегать).

Личные сбережения (S в системе национальных счетов) представляют собой часть личного располагаемого дохода, который люди используют для накопления (увеличения богатства). Формы личных сбережений: увеличение счета в банке, покупка ценных бумаг, покупка недвижимости, уплата старых долгов. Норма личных сбережений - это доля личных сбережений в РЛД. (Сбережения не входят в состав ВВП!)

 

Тема 9. Роль государства в экономике.

 

  1. Функции государства и методы государственного регулирования.
  2. Цели и объекты государственного регулирования экономики.
  3. Характеристика основных видов экономической политики государства (КДП, финансовая политика, социальная политика, перераспределительная политика).

 

1. Функции государства и методы государственного регулирования.

В обеспечении нормального  функционирования любой экономической  системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т. п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т. д. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является, по сути, экономикой смешанной уже в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве.

Роль государства в  экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение  правовой базы функционирования экономики  реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Отметим только, что в  связи с неразвитостью конкуренции  и чрезвычайно высоким уровнем  монополизации рынка, характерным  для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики  к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Информация о работе Предмет и принципы экономической науки