Предмет, методы экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:44, лекция

Описание

Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия» и состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Возникла экономическая наука в древней Греции в 3 в. до н. э., основоположником науки является древнегреческий философ Аристотель.
Предметом изучения современной экономической науки является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального дохода.

Работа состоит из  1 файл

Предмет.docx

— 24.93 Кб (Скачать документ)

Предмет, методы экономической  науки.

Слово «экономика»  происходит от древнегреческого «ойкономия» и состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Возникла экономическая наука в древней Греции в 3 в. до н. э., основоположником науки является древнегреческий философ Аристотель.

Предметом изучения современной экономической науки  является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального  дохода.

Основные экономические  аксиомы свидетельствуют о том, что потребности людей безграничны, а ресурсы общества, необходимые  для производства товаров и услуг  ограничены и редки, отсюда вытекает основная задача экономики.

Задача экономики  – максимально эффективно использовать и  распределить эти ограниченные ресурсы между субъектами экономики, чтобы добиться наиболее полного  удовлетворения потребностей каждого  члена общества. Экономика как  наука при изучении своего предмета использует следующие методы (метод  – это путь, способ).

1.     Методы  формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и  аналогия).

2.     Методы  материалистической диалектики (базируются  на основных философских законах:  закон отрицания отрицания, переход количественного в качественное, единства и борьбы противоположностей).

3.     Методы  диалектической логики (восхождение  от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического).

4.     Методы  моделирования и экспериментов  (математический, функциональный, графический  методы, а также метод создания  математических моделей и экспериментов).

Экономические законы – это объективные зависимости, они действуют помимо воли человека и  характеризуют связи между  субъектами или процессами. Экономические  законы имеют причинно-следственный характер и действуют лишь в том  случае, если соблюдены определенные условия.

Выделяют два вида экономических законов:

- общие (действуют  на всех стадиях развития общества, во всех видах экономических  систем);

- специальные (действуют  на нескольких стадиях развития  общества);

- специфические (свойственны  только одной общественной формации  или одному виду экономической  системы).

Функции экономической  науки.

1.     Познавательная. Заключается в том, что экономика  как наука помогает человеку  познавать происходящие явления  и окружающий мир. 

2.     Мировоззренческая.  Заключается в том, что на  основе экономических знаний  формируется новое экономическое   мировоззрение человека.

3.     Практическая. Заключается в применении результатов  научных исследований на практике  и в прогнозировании процессов  и явлений, с целью предотвращения  негативных результатов и последствий.

Структура экономической  науки.

Экономическая наука  включает следующие разделы:

1.     Микроэкономика  – это раздел экономической  науки, изучающий поведение одного  субъекта (человека, предприятия), функционирование  одного, отдельно взятого рынка.2.     Макроэкономика - рассматривает экономические процессы в рамках всей национальной экономики.

3.     Мировая  экономика - рассматривает экономические  взаимосвязи между различными  странами. Экономическая деятельность людей состоит в производстве и рациональном использовании недостаточных для полного удовлетворения потребностей благ. Результативность этой деятельности определяется, с одной стороны, количеством и качеством имеющихся факторов производства – труда, природных ресурсов, производственных фондов и уровня научно-технических знаний, с другой – общественным разделением труда.

После того, как А.Смит доказательно включил общественное разделение труда в число основных источников богатства наций, экономика стала наукой о функционировании национального хозяйства, представляющего собой строго скоординированную деятельность большого числа участников по удовлетворению личных и коллективных потребностей.

Если в пределах фирмы согласованность работы ее сотрудников обеспечивается штатом менеджеров, то как координируются действия значительно большего числа людей в пределах национальной или даже мировой экономики? Это один из основных вопросов, на которые отвечает экономическая наука. И микроэкономике как составной ее части в этом принадлежит решающая роль.В национальных и мировом хозяйствах вопросы – что, как и для кого производить? – решается в ходе взаимного приспособления множества частных интересов конкурирующих и сотрудничающих между собой субъектов. Основным средством такого приспособления является торг. Совокупность условий и средств, обеспечивающих возможность осуществления торговых сделок, называется рынком. В этом смысле рынок определяет степень использования производственного потенциала, объемы и ассортимент производимых благ и их распределение между участниками национального и мирового хозяйств. Государство в лице национального правительства может оказывать существенное влияние на ход и результаты экономической деятельности в стране. Но при этом оно тоже использует механизмы рынка, устанавливая и гарантируя основные правила его функционирования и выступая в качестве участника сделок при размещении своих заказов частному сектору. В XX в. в ряде стран так называемого “реального социализма” была предпринята попытка существенно ограничить роль рынка и расширить роль государства в решении вопросов – что, как и для кого производить? В результате эти страны по уровню экономического развития оказались намного позади сопоставимых с ними по экономическому потенциалу стран с рыночной экономикой. 

Преимущества рыночного  механизма при координации хозяйственной  деятельности множества экономических  агентов, преследующих собственные  цели, основаны на том, что он наиболее оперативно снабжает всех участников национального хозяйства необходимой  информацией о структуре потребностей и степени ограниченности возможностей их удовлетворения. Носителями такой информации являются цены.Процесс установления рыночной цены и ее роль в координации общественного хозяйства находятся в центре внимания микроэкономического анализа. Поскольку рыночное ценообразование есть одновременно и результат, и средство взаимного приспособления экономических целей участников рыночного хозяйства, то микроэкономика лежит в основе современного учения о функционировании национальной и мировой экономики. 2. Методы анализа  Специфика микроэкономического анализа состоит в том, что изучение механизма функционирования национального хозяйства начинается с исследования поведения первичных звеньев этого хозяйства – отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Основным методом исследования служит экономико-математическое моделирование. Модель – это упрощенное представление действительности. Упрощение достигается за счет абстрагирования от несущественных для целей исследования свойств наблюдаемого объекта. Так, вместо реального человека, поведение которого примерно в равной мере определяется и разумом и чувством, в экономической теории рассматривается  Homo economicus – человек, всегда принимающий решения на основе скрупулезного сопоставления ожидаемых выгод и потерь от совершаемых поступков.

Упрощение объекта  исследования посредством абстрагирования  от части его свойств позволяет  выявить присущие ему глубинные  процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями. Например, в случае снижения цены на некоторое  благо с большой вероятностью можно предсказать, что и скупец, и расточитель, и бухгалтер, и  художник увеличат объем покупок  этого блага, обнаруживая, тем самым, действие закона спроса. Распространенным средством упрощения при изучении сложных экономических процессов является “частичный анализ”. Его суть состоит в том, что многие влияющие на объект исследования факторы принимаются заданными и неизменными; меняются лишь те, воздействие которых на изучаемый объект желательно установить. Так, упомянутый выше закон спроса выводится в предположении, что бюджет потребителя и цены всех благ, кроме данного, остаются неизменными. К частичному анализу (выявлению некоторой зависимости “при прочих равных условиях”) особенно часто приходится прибегать в первых темах учебного курса. Полученные в ходе такого анализа данные используются затем при проведении “общего анализа”, учитывающего комплексное воздействие всех основных факторов на формирование исследуемого явления. Общий анализ позволяет также установить, не являются ли полученные в ходе частичного анализа выводы взаимоисключающими. Экономическая модель изучаемого объекта содержит две группы элементов: известные и неизвестные к моменту построения модели параметры и зависимости. Первая группа элементов (экзогенные переменные) формируется в результате наблюдения за объектом и путем выдвижения определенных постулатов (гипотез) о его свойствах. Вторая группа (эндогенные переменные) получается в результате анализа (решения) модели.

К числу исходных постулатов микроэкономического анализа  относится предположение о том, что экономические субъекты ведут  себя рационально, т.е. стремятся достигнуть намеченных целей с наименьшими  издержками или при заданных издержках  получить наибольший результат. Цель производителей, в большинстве случаев, состоит  в максимизации прибыли – разницы  между выручкой от продажи произведенной  продукции и связанными с этим расходами. То, к чему стремятся потребители, экономисты называют максимизацией  индивидуального благосостояния, или  индивидуальной полезности. Полезность блага в экономическом понимании  – это его пригодность для удовлетворения потребностей человека. Ее следует отличать от полезности в физиологическом смысле. Так, общепризнанно, что сигарета вредна для здоровья, но для курильщика она желательна и в этом смысле полезна с экономической точки зрения. В экономике полезность – не объективная, а субъективная категория.Наличие у экономических субъектов формализуемых целей позволяет предсказывать их реакцию на изменяющиеся условия сделок: колебания рыночных цен, стратегию конкурентов или экономическую политику государства. Для этого создается модель поведения субъекта, посредством которой выявляется, в какой мере те или иные действия субъекта способствуют достижению его цели.

Как результат решения  таких моделей поведение производителей на рынках благ в обобщенном виде представляется их функциями предложения, выражающими  зависимость количества предлагаемого  блага от определяющих его факторов. Соответственно поведение потребителей на этих рынках характеризуется их функциями спроса, выражающими зависимость  количества спрашиваемого блага  от определяющих его факторов. На рынках факторов производства, наоборот, активность домашних хозяйств отображается их функциями  предложения, а активность фирм –  функциями спроса.

Модели поведения  экономического субъекта являются оптимизационными. Их решение определяет, при каких  значениях эндогенных переменных целевая  функция субъекта в заданных условиях принимает экстремальное значение. Для анализа взаимного приспособления спроса потребителей и предложения  производителей применяются равновесные  модели. В отличие от оптимизационных в равновесных моделях нет целевого показателя, значение которого максимизируется или минимизируется. Решение равновесной модели определяет те значения эндогенных переменных, при которых объемы спроса и предложения совпадают, т.е. устанавливается рыночное равновесие. Эндогенными переменными в равновесных моделях являются цены и объемы производимых благ. Современная экономика очень динамична. Постоянно растет население, появляются новые потребности и технологии, меняется окружающая среда. В результате большинство экономических параметров меняет свое значение в промежутках времени. В зависимости от того, как фактор времени отображается в экономическом анализе, различают методы сравнительной статики, статического и динамического анализа.

При статическом  анализе рассматривается ситуация на определенный момент времени; напр., как при существующих спросе и предложении формируется цена. Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени; например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и t – 1. Для объяснения характера динамики экономического показателя между двумя моментами времени и выявления факторов, ее определяющих, служит динамический анализ. Если посредством метода сравнительной статики можно установить, что цена зерна через месяц будет в 1,5 раза выше нынешней, то выяснить, будет ли она повышаться монотонно или колебательно, позволяет лишь динамический анализ, при котором все факторы, формирующие цену зерна, представляются функциями времени. Постоянно меняющаяся экономическая реальность приводит к тому, что экономическим субъектам в большинстве случаев приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска. В таких случаях экономический анализ проводится с использованием вероятностных (стохастических) моделей, содержащих достаточно сложный математический аппарат. В данном кратком курсе микроэкономики проблемы учета неопределенности и риска не рассматриваются. В нем будут использованы только детерминистские модели, в которых значения эндогенных переменных однозначно определяются экзогенными переменными.  

Современное преподавание экономики, как и большинства  других научных дисциплин, основано на применении одновременно трех взаимодополняемых способов изложения изучаемого материала: вербального, алгебраического и графического. Словесное описание сути проблемы и умственное извлечение выводов из существующих фактов и принятых гипотез – традиционный путь научного познания. Однако, как правило, широта и сложность системы взаимосвязей изучаемых явлений таковы, что люди не могут мысленно охватить их полностью. И здесь на помощь приходит математика как мощное средство “экономии мышления”. Графические методы анализа изучаемых феноменов позволяют наглядно представить, что происходит в “черном ящике” математических моделей.

3. Логическая структура  курса  

Логическая структура  микроэкономики как учебного курса  отображает логику своего предмета –  механизма рыночного ценообразования. Число факторов, определяющих цену и объем продаж на конкретном рынке, огромно: технология производства и  вкусы потребителей, погодные условия  и политический климат в стране, налоговая политика властей и  обменный курс национальной валюты. Практически  любое социально-экономическое событие  в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а, следовательно, и на цене. Однако каждый из множества  ценообразующих факторов воздействует на цену либо через спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процесса формирования цены и ее роли необходимо выяснить, что стоит за каждым из этих феноменов рынка. Схематически процесс рыночного ценообразования представлен на рис. 1. Рис 1. Схема рыночного ценообразования

Информация о работе Предмет, методы экономической науки