Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:44, лекция
Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия» и состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Возникла экономическая наука в древней Греции в 3 в. до н. э., основоположником науки является древнегреческий философ Аристотель.
Предметом изучения современной экономической науки является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального дохода.
Предмет, методы экономической науки.
Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия» и состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Возникла экономическая наука в древней Греции в 3 в. до н. э., основоположником науки является древнегреческий философ Аристотель.
Предметом изучения
современной экономической
Основные экономические
аксиомы свидетельствуют о том,
что потребности людей
Задача экономики – максимально эффективно использовать и распределить эти ограниченные ресурсы между субъектами экономики, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей каждого члена общества. Экономика как наука при изучении своего предмета использует следующие методы (метод – это путь, способ).
1. Методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и аналогия).
2. Методы
материалистической диалектики (базируются
на основных философских
3. Методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического).
4. Методы
моделирования и экспериментов
(математический, функциональный, графический
методы, а также метод создания
математических моделей и
Экономические законы – это объективные зависимости, они действуют помимо воли человека и характеризуют связи между субъектами или процессами. Экономические законы имеют причинно-следственный характер и действуют лишь в том случае, если соблюдены определенные условия.
Выделяют два вида экономических законов:
- общие (действуют
на всех стадиях развития
- специальные (действуют
на нескольких стадиях
- специфические (свойственны
только одной общественной
Функции экономической науки.
1. Познавательная.
Заключается в том, что
2. Мировоззренческая.
Заключается в том, что на
основе экономических знаний
формируется новое
3. Практическая.
Заключается в применении
Структура экономической науки.
Экономическая наука включает следующие разделы:
1. Микроэкономика
– это раздел экономической
науки, изучающий поведение
3. Мировая экономика - рассматривает экономические взаимосвязи между различными странами. Экономическая деятельность людей состоит в производстве и рациональном использовании недостаточных для полного удовлетворения потребностей благ. Результативность этой деятельности определяется, с одной стороны, количеством и качеством имеющихся факторов производства – труда, природных ресурсов, производственных фондов и уровня научно-технических знаний, с другой – общественным разделением труда.
После того, как А.Смит доказательно включил общественное разделение труда в число основных источников богатства наций, экономика стала наукой о функционировании национального хозяйства, представляющего собой строго скоординированную деятельность большого числа участников по удовлетворению личных и коллективных потребностей.
Если в пределах
фирмы согласованность работы ее
сотрудников обеспечивается штатом
менеджеров, то как координируются действия
значительно большего числа людей в пределах
национальной или даже мировой экономики?
Это один из основных вопросов, на которые
отвечает экономическая наука. И микроэкономике
как составной ее части в этом принадлежит
решающая роль.В национальных и мировом
хозяйствах вопросы – что, как и для кого
производить? – решается в ходе взаимного
приспособления множества частных интересов
конкурирующих и сотрудничающих между
собой субъектов. Основным средством такого
приспособления является торг. Совокупность
условий и средств, обеспечивающих возможность
осуществления торговых сделок, называется
рынком. В этом смысле рынок определяет
степень использования производственного
потенциала, объемы и ассортимент производимых
благ и их распределение между участниками
национального и мирового хозяйств. Государство
в лице национального правительства может
оказывать существенное влияние на ход
и результаты экономической деятельности
в стране. Но при этом оно тоже использует
механизмы рынка, устанавливая и гарантируя
основные правила его функционирования
и выступая в качестве участника сделок
при размещении своих заказов частному
сектору. В XX в. в ряде стран так называемого
“реального социализма” была предпринята
попытка существенно ограничить роль
рынка и расширить роль государства в
решении вопросов – что, как и для кого
производить? В результате эти страны
по уровню экономического развития оказались
намного позади сопоставимых с ними по
экономическому потенциалу стран с рыночной
экономикой.
Преимущества рыночного
механизма при координации
Упрощение объекта исследования посредством абстрагирования от части его свойств позволяет выявить присущие ему глубинные процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями. Например, в случае снижения цены на некоторое благо с большой вероятностью можно предсказать, что и скупец, и расточитель, и бухгалтер, и художник увеличат объем покупок этого блага, обнаруживая, тем самым, действие закона спроса. Распространенным средством упрощения при изучении сложных экономических процессов является “частичный анализ”. Его суть состоит в том, что многие влияющие на объект исследования факторы принимаются заданными и неизменными; меняются лишь те, воздействие которых на изучаемый объект желательно установить. Так, упомянутый выше закон спроса выводится в предположении, что бюджет потребителя и цены всех благ, кроме данного, остаются неизменными. К частичному анализу (выявлению некоторой зависимости “при прочих равных условиях”) особенно часто приходится прибегать в первых темах учебного курса. Полученные в ходе такого анализа данные используются затем при проведении “общего анализа”, учитывающего комплексное воздействие всех основных факторов на формирование исследуемого явления. Общий анализ позволяет также установить, не являются ли полученные в ходе частичного анализа выводы взаимоисключающими. Экономическая модель изучаемого объекта содержит две группы элементов: известные и неизвестные к моменту построения модели параметры и зависимости. Первая группа элементов (экзогенные переменные) формируется в результате наблюдения за объектом и путем выдвижения определенных постулатов (гипотез) о его свойствах. Вторая группа (эндогенные переменные) получается в результате анализа (решения) модели.
К числу исходных
постулатов микроэкономического анализа
относится предположение о том,
что экономические субъекты ведут
себя рационально, т.е. стремятся достигнуть
намеченных целей с наименьшими
издержками или при заданных издержках
получить наибольший результат. Цель производителей,
в большинстве случаев, состоит
в максимизации прибыли – разницы
между выручкой от продажи произведенной
продукции и связанными с этим
расходами. То, к чему стремятся потребители,
экономисты называют максимизацией
индивидуального
Как результат решения
таких моделей поведение
Модели поведения
экономического субъекта являются оптимизационными.
Их решение определяет, при каких
значениях эндогенных переменных целевая
функция субъекта в заданных условиях
принимает экстремальное
При статическом
анализе рассматривается
Современное преподавание экономики, как и большинства других научных дисциплин, основано на применении одновременно трех взаимодополняемых способов изложения изучаемого материала: вербального, алгебраического и графического. Словесное описание сути проблемы и умственное извлечение выводов из существующих фактов и принятых гипотез – традиционный путь научного познания. Однако, как правило, широта и сложность системы взаимосвязей изучаемых явлений таковы, что люди не могут мысленно охватить их полностью. И здесь на помощь приходит математика как мощное средство “экономии мышления”. Графические методы анализа изучаемых феноменов позволяют наглядно представить, что происходит в “черном ящике” математических моделей.
3. Логическая структура
курса
Логическая структура
микроэкономики как учебного курса
отображает логику своего предмета –
механизма рыночного