Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа
Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности. Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение и именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена. Несомненно, и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах. Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно лишь удовлетворяя потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги. Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес это дело.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
1. Регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
2. Контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);
3. Распределительную (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
4. Стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);
5. Информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
6. Санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:
1) принцип
свободы экономической,
2) принцип
свободного рыночного
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип
партнерства (на основе
5) принцип
государственного
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
1. Взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
2. Ответственности перед конечным потребителем;
3. Достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
4. Экономного ведения хозяйства;
5.
Соблюдения этического кодекса предпринимательства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс Российской федерации.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А.
Денежное обращение, кредит и банки. Статинформ, 2001.
3. Комментарий
части первой Гражданского
4. Основы
предпринимательской
5. Основы предпринимательского дела. п/р Осипова Ю.М. М.,1996 г.
6. Портфель
конкуренции и управления
7. Рубин Ю.Б. Бизнес и экономика. М., 2001 г.
8. Рыночная экономика. т.2, ч.I, гл. 1,2,3. М.: Соминтэк, 2000.
9. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.,2001 г.
10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993 г.
11. Экономическая
стратегия фирмы. Учебное
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики