Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности. Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение и именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена. Несомненно, и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах. Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно лишь удовлетворяя потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги. Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес это дело.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Экономические факторы. К основным факторам этой среды  принадлежат: рост и спад промышленного  производства, уровень и темпы  инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

     Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

В настоящее  время две трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.

     Политические  факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно  сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

     Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

     3.3. Рынок и поведение на нем  субъектов хозяйствования

     Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных  форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

     Рынок выполняет следующие функции:

     1. Регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

     2. Контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

     3. Распределительную (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

     4. Стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

     5. Информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

     6. Санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).

     Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

     Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:

1) принцип  свободы экономической, хозяйственной  и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип  свободного рыночного ценообразования; 

3) принцип  главенства потребителя;

4) принцип  партнерства (на основе договоров  и контрактных отношений);

5) принцип  государственного регулирования  рыночных отношений (на основе  государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

     Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:

     1. Взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

     2. Ответственности перед конечным потребителем;

     3. Достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

     4. Экономного ведения хозяйства;

     5. Соблюдения этического кодекса предпринимательства.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Гражданский кодекс Российской федерации.

2. Антонов  Н.Г., Пессель М.А.

 Денежное  обращение, кредит и банки.  Статинформ, 2001.

3. Комментарий  части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд Правовая культура, 1995г.

4. Основы  предпринимательской деятельности. п/р Власовой В.М. М: Финансы и статистика, 1995 г.

5. Основы  предпринимательского дела. п/р Осипова Ю.М. М.,1996 г.

6. Портфель  конкуренции и управления финансами  (книга конкурента). М.: Соминтэк, 1996 г.

7. Рубин Ю.Б. Бизнес и экономика. М., 2001 г.

8. Рыночная  экономика. т.2, ч.I, гл. 1,2,3. М.: Соминтэк, 2000.

9. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.,2001 г.

10. Хоскинг  А. Курс предпринимательства.  М.: Международные отношения, 1993 г.

11. Экономическая  стратегия фирмы. Учебное пособие.  Под ред. Градовая А.П. С.-П.: Специальная литература, 2001.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики