Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
Введение
Актуальность темы. Проблемы, связанные со становлением и развитием частной собственности в условиях трансформации экономики, поиском наиболее эффективных путей ее реализации все более привлекают внимание исследователей.
Вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории: в последнее время он все чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики, в том числе политики реформ в странах
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность частной собственности как экономической категории….6
Понятие и виды частной собственности……………………………..6
Исторические аспекты развития частной собственности…………..8
Преимущества и недостатки частной собственности………………12
Функции частной собственности………………………………….…13
Частная собственность, её место и роль в экономике………….…15
Глава 2. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России…………………………………………………………………………….19
2.1. Развитие частной собственности в России XX в…………………….19
2.2. Роль частной собственности в современной российской экономике……………………………………………………………………….24
2.3. Перспективы развития частной собственности в России…………26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы
Бесспорная защита частной
собственности, зафиксированная
Но если общество недостаточно
четко устанавливает права
Глава 2. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России
2.1. Развитие частной
Возрождение различных форм частной
собственности путем
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерная приватизация. Её основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную собственность. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
3. Приоритет социально-
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В России начиная с 1991 г. осуществлялись преобразования государственной собственности, занимающей монопольное положение в стране в ходе разгосударствления и приватизации. Приватизация проводилась в несколько этапов.
I. Ваучерный этап. Начальный его этап с 1991 по 1994 годы, завершение ваучерного этапа 1 июля 1994 - август 1995 года. Итоги ваучерного этапа приватизации в стране: аукционная продажа малых объектов, низкая доходи ость. Количество государственных предприятий снизилось до 57,2%. С августа 1995 - начала 1996г. доля государственных предприятий снизилась до 48,5%, приватизированных - возросла до 50,5%.
II этап - денежная приватизация
как способ получения денег
для бюджета. Вторая половина
1996 - начало 1997г. Доля государственных
предприятий уменьшилась до 43%, доля
приватизированных - соответственно
оставила 57%. В негосударственном
секторе России в этот период
производилось примерно 70% ВВП. Практика
свидетельствовала; массовые
III этап приватизация - с 1997г. К приватизации подходят по индивидуальным проектам.
Среди положительных моментов приватизации можно назвать следующие:
- заложены основы многоукладной экономики;
- создан фундамент формирования и развития отечественного фондового рынка;
- обеспечены некоторые предпосылки привлечения в экономику РФ иностранных инвесторов, а также вовлечения отечественных предприятий в мировые хозяйственные связи и т.п.
Проявились и определенные отрицательные
моменты приватизации в России: сверхвысокие
темпы приватизации, массовый охват
предприятий, обеспечиваемый за счет применения
жестких стандартных процедур, лучшее
имущество оказалось в руках
администрации и
Размер и доля госсобственности,
ступень охвата ею сфер экономики
определяются ее социально-экономической
целесообразностью в каждой отдельной
стране. Государство при этом выступает
как собственник, предприниматель
и регулятор социально-
5. Форсирование развития
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.
2.2. Роль частной собственности
в современной российской
Конституция, принятая 12 декабря 1993 года,
своего рода триумфальный успех института
частной собственности. Отныне право
частной собственности
Необходимо отметить, что законодатель, ставя частную собственность на первое место, сделал исключительно важный шаг в становлении правового государства, реабилитируя данный институт. К тому же тем самым законодатель отвел определяющее место частной собственности в развивающемся российском гражданском обществе в отношениях между людьми, выступающими как граждане, личности и собственники.
Институт права частной
2.3. Перспективы
развития частной
Любое государство структурирует
отношения собственности, исходя из
соображений экономической
Частная собственность, будет иметь значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что частная собственность будет полностью заменена на государственную собственность.
Прежде всего, частная собственность
не адекватна для использования
неделимых, уникальных или всеобщих
ресурсов, принадлежащих действительно
народу. Примером могут служить
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют частной поддержки этих сфер. При развитии частной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать частные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные частные ресурсы.
Что касается развития частной собственности,
то здесь, безусловно, широкие возможности
не оставляют традиционные развитые
индустриальные и постиндустриальные
технологические системы. Например,
мелкие предприятия, работавшие ранее
в рамках военно-промышленного