Преимущества и недостатки частной собственности, развитие институтов частной собственности Российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Введение
Актуальность темы. Проблемы, связанные со становлением и развитием частной собственности в условиях трансформации экономики, поиском наиболее эффективных путей ее реализации все более привлекают внимание исследователей.
Вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории: в последнее время он все чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики, в том числе политики реформ в странах

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность частной собственности как экономической категории….6
Понятие и виды частной собственности……………………………..6
Исторические аспекты развития частной собственности…………..8
Преимущества и недостатки частной собственности………………12
Функции частной собственности………………………………….…13
Частная собственность, её место и роль в экономике………….…15
Глава 2. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России…………………………………………………………………………….19
2.1. Развитие частной собственности в России XX в…………………….19
2.2. Роль частной собственности в современной российской экономике……………………………………………………………………….24
2.3. Перспективы развития частной собственности в России…………26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по микроэкономике(частная собственность).docx

— 54.79 Кб (Скачать документ)

Бесспорная защита частной  собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через  юридические каналы, является непременным  условием рыночного обмена. Когда  собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Но если общество недостаточно четко устанавливает права собственности  и не обращает внимания на создание (или препятствует созданию) механизма, схожего с аукционом, посредством  которого имущество может быть перераспределено и использовано теми, кто предлагает самую высокую цену, то ресурсы  будут использованы неэффективно и  общество не получит максимальной выгоды.

 

 

 

 

 

Глава 2. Тенденции и перспективы  развития частной собственности  в России

 

2.1. Развитие частной собственности  в России XX в.

 

Возрождение различных форм частной  собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х  годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной  деятельности через развитие рынка  и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение  эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и  создание конкурентной среды, привлечение  иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный  хозяйственный комплекс с установившимися  связями был рывком брошен в рыночную стихию. Страна вступила в рынок  не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

В России приватизация началась в  октябре 1992 г. Первым ее этапом стала  так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

Второй этап – ваучерная приватизация. Её основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

  • 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу;
  • Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство;
  • Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали  залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

 

 

В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную собственность. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических  целей над экономическими целями. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В России начиная с 1991 г. осуществлялись преобразования государственной собственности, занимающей монопольное положение в стране в ходе разгосударствления и приватизации. Приватизация проводилась в несколько этапов.

I. Ваучерный этап. Начальный его этап с 1991 по 1994 годы, завершение ваучерного этапа 1 июля 1994 - август 1995 года. Итоги ваучерного этапа приватизации в стране: аукционная продажа малых объектов, низкая доходи ость. Количество государственных предприятий снизилось до 57,2%. С августа 1995 - начала 1996г. доля государственных предприятий снизилась до 48,5%, приватизированных - возросла до 50,5%.

II этап - денежная приватизация  как способ получения денег  для бюджета. Вторая половина 1996 - начало 1997г. Доля государственных  предприятий уменьшилась до 43%, доля  приватизированных - соответственно  оставила 57%. В негосударственном  секторе России в этот период  производилось примерно 70% ВВП. Практика  свидетельствовала; массовые продажи  показали бюджетную неэффективность.  Так, поступало в федеральный  бюджет от приватизации, наиная с 1992 по 1995г. ежегодно лишь 0,13 - 0,16% бюджетных доходов. Было принято решение обеспечить поступление средств в бюджет за счет нескольких крупных сделок.

III этап приватизация - с 1997г.  К приватизации подходят по  индивидуальным проектам.

Среди положительных моментов приватизации можно назвать следующие:

- заложены основы многоукладной экономики;

- создан фундамент формирования и развития отечественного фондового рынка;

- обеспечены некоторые предпосылки привлечения в экономику РФ иностранных инвесторов, а также вовлечения отечественных предприятий в мировые хозяйственные связи и т.п.

Проявились и определенные отрицательные  моменты приватизации в России: сверхвысокие темпы приватизации, массовый охват  предприятий, обеспечиваемый за счет применения жестких стандартных процедур, лучшее имущество оказалось в руках  администрации и коррумпированных чиновников. Из государственной собственности  был изъят ряд национально  значимых объектов, в том числе  и прибыльных, обладающих потенциалом  пополнения бюджета. Ссылки на отсутствие национального опыта приватизации Объектов государственной собственности  не оправдывает низкую финансовую эффективность  этого процесса. Например, компанию «Пурнефтегаз» с годовым сбором в 756 млн. долларов продали за сумму в 75 раз меньше. Такого рода безвозмездный характер приватизации заведомо не мог обеспечить притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

Размер и доля госсобственности, ступень охвата ею сфер экономики  определяются ее социально-экономической  целесообразностью в каждой отдельной  стране. Государство при этом выступает  как собственник, предприниматель  и регулятор социально-экономических  процессов, включая создание условий  для активной реализации потенциала рыночного механизма в стране и участия в мирохозяйственных  связях.

5. Форсирование развития фондового  рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка,

Несмотря на то, что пройдены крупные  этапы в процессе приватизации, перераспределение  прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

 

 

2.2. Роль частной собственности  в современной российской экономике

 

Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, своего рода триумфальный успех института  частной собственности. Отныне право  частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами. Никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда.

Необходимо отметить, что законодатель, ставя частную собственность  на первое место, сделал исключительно  важный шаг в становлении правового  государства, реабилитируя данный институт. К тому же тем самым законодатель отвел определяющее место частной  собственности в развивающемся  российском гражданском обществе в  отношениях между людьми, выступающими как граждане, личности и собственники.

Институт права частной собственности  в постсоветский период пережил  свое новое рождение. Начало данного  периода является точкой отсчета  коренного перелома законодательного закрепления частной собственности  в истории Российского государства. Так, частная собственность граждан  в правовых актах высшей юридической  силы заняла место впереди коллективной и государственной собственности, установлена неприкосновенность частной  собственности, были устранены ограничения  в составе и стоимости имущества, которое может находиться в собственности  граждан. Благодаря нормативным  актам, предоставившим гражданам право  иметь в собственности имущество, необходимое для самостоятельного ведения хозяйства, было реанимировано  частное предпринимательство, получившее свежее дыхание и бурный всплеск в своем развитии. Нормативные акты данного периода носили поистине революционный характер. Их реализация привела к образованию класса собственников в Российском государстве. Термин «частная собственность» получил официальный статус. Было регламентировано право собственности юридических лиц самой многочисленной организационно-правовой формы - акционерных обществ, что повысило надежность хозяйственных операций, зародился рынок ипотечного кредитования, установлены инструменты передела рынка собственности, получила реализацию Программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, впервые было введено понятие государственной регистрации возникновения, перехода и прекращения права собственности на недвижимость и сделок с ним. С уверенностью можно констатировать, что данный период является важным для института права частной собственности, который был существенно систематизирован и приобрел статус реального инструмента для достижения задачи построения правового государства.

 

2.3. Перспективы  развития частной собственности  в России

 

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами  к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности  становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические  факторы. Какой же будет структура  отношений собственности в России? Какова возможная сфера распространения  частной собственности в экономике?

Частная собственность, будет иметь  значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий  к расширению индивидуальной и групповой  форм собственности, не означает, что  частная собственность будет  полностью заменена на государственную  собственность.

Прежде всего, частная собственность  не адекватна для использования  неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно  народу. Примером могут служить невоспроизводимые  природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано  с большим риском для всего  населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической  системы, которая работает на население  непосредственно и создает творческий потенциал нации

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве  России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены  на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют частной  поддержки этих сфер. При развитии частной формы собственности  лишь в масштабах, гарантирующих  работнику указанных профессий  возможность свободно использовать частные средства для осуществления  своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя  определенные частные ресурсы.

Что касается развития частной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности  не оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Например, мелкие предприятия, работавшие ранее  в рамках военно-промышленного комплекса, не должны сохранять государственную  форму собственности.

Информация о работе Преимущества и недостатки частной собственности, развитие институтов частной собственности Российской экономики