Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:00, контрольная работа
Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Формы правового статуса предпринимателя
1.1. Индивидуальное предпринимательство………………...4
1.2. Юридические лица: коммерческие и
некоммерческие организации…………………………………6
2. Хозяйственное общество
2.1. Общество с ограниченной ответственностью
(ООО)……………………………………………………….…….7
2.2. Акционерное общество…………………………….……....8
3. Корпорация ……………………………………………………….………11
4. Производственные кооперативы……………………………………….14
5. Государственные предприятия…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литература………………………………………...19
4. Производственные кооперативы
Производственным кооперативом является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.
В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. В России кооперативы получили распространение, прежде всего, в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные и жилищные кооперативы.
Собственность такого кооператива складывается из паев (пай – долевая собственность).
Деятельность кооператива
строится на личном участии его членов
в производственной (хозяйственной)
деятельности, хотя в кооперативах
допускается участие и
Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.
Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Компетенцией общего собрания является:
изменение устава
- образование и прекращение
деятельности наблюдательного
- прием и исключение членов кооператива;
- утверждение годовых
отчетов, бухгалтерских
- решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Если членов кооператива больше 50, то может быть создан наблюдательный совет.
Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее правление и подотчетны наблюдательному совету.
Членом наблюдательного совета, правления и председателем кооператива могут быть только члены кооператива.
Производственный кооператив может быть ликвидирован или преобразован в хозяйственное товарищество и общество по единогласному решению его членов.
Наилучшим примером таких кооперативов являются сельскохозяйственные кооперативы. Первоначально фермеры объединились для того, чтобы получать более выгодные цены за свою продукцию. Со временем кооперативы расширились и сейчас также покупают и продают удобрения, сельскохозяйственные машины, семена и прочие товары, необходимые на фермы. Кооперативы сейчас владеют многими заводами. Кооперативы не платят таких налогов, как корпорации, и поэтому имеют преимущества на рынке.
Недостатком кооперативной формы (по аналогии с товариществом) выступает неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Принятие решения в кооперативе обычно осуществляется по принципу «один человек — один голос», т.е. не учитывается размер имущественного или трудового вклада члена кооператива в дело. В связи с этим кооператив не следует рассматривать как целесообразную организационно-правовую форму без серьезных дополнительных причин.
5. Государственные предприятия
Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их.
Вторая касается мотивов
функционирования государственного предприятия.
В своей деятельности оно руководствуется
не только поиском наибольшей прибыли,
но также и стремлением
Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:
• если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности;
• имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;
• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.
Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В данном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны (автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне, их устав утверждается Правительством РФ.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Казенное предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Российская Федерация
несет субсидиарную ответственность
по обязательствам казенного предприятия
при недостаточности его
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.
Заключение
Все организационно-экономические формы предприятий не идеальны, имеют как сильные, так и слабые стороны в своей деятельности. Так, например, государственные предприятия, обладая такими сильными сторонами, как возможность концентрации ресурсов, мобильность в развитии базовых отраслей промышленности, страдают от монополизации и бюрократизма, низкой экономической эффективности, слабой конкурентоспособности, медленной реакции на требования рынка. Следовательно, многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности соответствует уровню развития производительных сил, характеру экономических отношений, объективно обусловлено ими. Многоукладная (смешанная) социально-ориентированная рыночная экономика доказала свои преимущества перед моноукладной экономикой, поскольку в ней уживаются, взаимодействуют и конкурируют разные уклады, более полно и эффективно удовлетворяются потребности людей.
Выбрав организационно-правовую форму предприятия, его права и обязанности и закрепив их в уставе, предприниматель может определить имя или наименование, под которым он будет выступать в хозяйственном процессе. Фирменное наименование обеспечивает «собственное лицо» предпринимателя. Оно может быть представлено именем или фамилией (Philips, Довгань), отражать предмет деятельности предприятия («Газпром», «Норильский никель»), быть совершенно произвольным, в том числе и вымышленным
Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Список используемой литературы
ред. Ю.М.Осипова. – М.:Бек,1998.
4. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. /Под ред.
В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика,1997.
5. Основы предпринимательства: Учебное пособие/ Под. ред. И.Н.Евсеева. – М.
«КОНСЭКО», 2000
Информация о работе Преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательства