Прибыль и факторы ее увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

В современных учебниках Запада по рыночной экономике понятие "прибыль" трактуется просто как разница между доходом товаропроизводителей и издержками производства без анализа ее сущности и происхождения. В политической экономии социализма, понятие "прибыль" вообще было исключено, так как в социалистическом обществе не было эксплуататоров, а значит и прибыли.
Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль».

Содержание

Введение………………………………………………………
1. Прибыль как экономическая категория………………………..
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее формирование…………..
1.2 Функции прибыли……………………………………………………
1.3 Факторы, влияющие на прибыль……………………………………
2. Виды прибыли…………………………………………………….
3. Планирование прибыли, факторы ее роста…………………………
3.1 Максимизация прибыли……………………………………………..
3.2 Рентабельность предприятия…………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. ПРИБЫЛЬ. ЭКОНОМИКА.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Прибыль связана  как с себестоимостью изделия, так  и с ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность  продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам14[14]:

П     П

Р = ---------- х 100 и Р = -------- х 100,

Сn Ц n

Где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, руб.;

Сn ¾ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

Цn ¾ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость НДС и акцизов), руб.

Факторы роста  любого показателя рентабельности зависят  от единых экономических процессов  и явлений15[15]:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансовокредитной и денежной системах;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетноплатежных отношений;
  • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а следовательно, ¾ росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости  должно стать главным условием роста  прибыльности и рентабельности производства.

 

Заключение.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.

Прибыль выполняет  ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

Воспроизводственная функция - один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

Стимулирующая - источник образования поощрительных  фондов и социального развития коллектива.

Контрольная - один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль - важнейшая  финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия.

Можно выделить следующие формы прибыли:

  1. общая прибыль отчетного периода - балансовая прибыль;
  2. прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
  3. прибыль от финансовой деятельности;
  4. прибыль от прочих внереализационных операций;
  5. налогооблагаемая прибыль;
  6. чистая прибыль;
  7. сверх прибыль и монопольная сверх прибыль.

Заинтересованность  предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Значение прибыли  заключается в том, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в  том числе государство, не имеют  права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также  работ по созданию, освоению и внедрению  навой техники; на совершенствование  технологии и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

Наряду с  финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения, но и используется в случаях  нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

 

Список  литературы.

1. Адам Смит  «Исследование о природе и  причинах богатства народов». Книга  1. Глава IX "О прибыли на капитал". М.: Дело,1991.

2. Батурина И., Непринцева Е. Производство и  предложение. Издержки и прибыль. // Ж. "Российский экономический журнал", №3, 1997, с.119-130.

3. Белобжецкий  И.А. Прибыль предприятия. // Жур."Финансы", №3, 1993, с.40.

4. Борисов Е.  Ф. Экономическая теория. Курс  лекций для студентов высших  учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. 1996.

5. Борисов. Е.  Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.

6. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Части первая и вторая. М.: Инфра-М., 1999.

7. Ильин, Васильева.  Экономика. Справочник студента. М.: Изд-во АСТ, 1999.

8. Кодацкий В.П.  Проблемы исчисления и планирования  прибыли.// Жур."Финансы",№9,1992,с.28.

9. Кодацкий В.П.  Проблемы формирования прибыли. // Жур."Экономист",№3,1993,с.49-60.

10. Курс экономической  теории. Под ред. Чепурина. Киров.: АСА, 1996.

11. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М.: 1999. – 456 с.

12. Самуэльсон  П. Анализ издержек. // Экономикс.  Гл.2,22,24. Жур. "Экономические науки",№7,1999.

13. Самуэльсон  П., Нордхаус В. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.21. Жур. "Экономические науки",№7,1990.

14. Экономическая  теория. Учебник. / Под ред. И. П.  Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.

15. Экономическая  теория: Учебник для вузов. / Под  ред. Камаева. М.: Владос, 2000.

 

1[1] Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов». Книга 1. Глава IX "О прибыли на капитал".

2[2] Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. // Ж. "Экономист", №3, 1993, с.49-60.

3[3] Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. М.: Владос, 2000.

4[4] Кодацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли.// Жур. "Финансы", №9, 1992, с.28.

5[5] Кодацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли.// Жур. "Финансы", №9, 1992, с.28.

6[6] Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. // Ж. "Экономист", №3, 1993, с.49-60.

7[7] Кодацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли.// Жур. "Финансы", №9, 1992, с.28.

8[8] Самуэльсон П. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.2,22,24. Жур. "Экономические науки",№7,1999.

9[9] Самуэльсон П. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.2,22,24. Жур. "Экономические науки",№7,1999.

10[10] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. 1996. – с. 252-256.

11[11] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. 1996. – с. 252-256.

12[12] Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. // Ж. "Российский экономический журнал", №3, 1997, с.119-130.

13[13] Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. // Жур."Финансы", №3, 1993, с.40.

14[14] Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. // Жур."Финансы", №3, 1993, с.40.

15[15] Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.


Информация о работе Прибыль и факторы ее увеличения