Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:50, курсовая работа
В настоящее время предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль и рентабельность, важнейшие показатели эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности.
Введение
Глава 1.Прибыль предприятия по транспортировке газа 5
§ 1.1 Сущность, значение и функции 5
прибыли, факторы влияющие на ее величину.
§ 1.2 Виды прибыли. Система расчета чистой прибыли. Выручка. 10
§1.3 Принципы распределение прибыли 16
Глава 2. Рентабельность газотранспортирующего предприятия. 18
§ 2.1 Сущность, значение и факторы, влияющие на рентабельность. 18
§ 2.2 Показатели рентабельности и система их расчетов. 21
Глава 3. Расчет прибыли и рентабельности предприятия
по транспортировке и хранению газа АК «УзТрансГаз». 25
§3.1 Расчет и Анализ прибыли АК «Узтрансгаз» 25
§3.2 Расчет и Анализ рентабельности АК «Узтрансгаз» 30
Глава4.Анализ динамики прибыли и рентабельности АК «Узтрансгаз» 33
§4.1 Анализ динамики показателей рентабельности и прибыли АК 33
§ 4.2 Способы снижения затрат на транспортировку газа 35
§4.3 Индексный метод снижения себестоимости газо- транспорта 38
§4.4 Мероприятия по снижению издержек на АК «Узтрансгаз» 40
Заключение
Список литературы
Поскольку
в себестоимости транспортиров
(4.1)
где С – изменение себестоимости транспорта газа , %
V – изменение объема транспорта газа , %
d – удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости транспорта газа .
Другим условием снижения себестоимости транспортировки газа является уменьшение эксплуатационных расходов. Один из основных путей их уменьшения – постоянный рост производительности труда и уменьшение численности обслуживающего персонала за счет автоматизации и телемеханизации производственных процессов и внедрения научной организации труда. Осуществление полной автоматизации газопроводов и внедрение научной организации труда.
Другой путь снижения эксплуатационных расходов - экономия материальных и особенно энергетических затрат, имеющих тенденцию к довольно резкому возрастанию при увеличении объема перекачиваемого газа . Кроме того в зимние периоды по сравнению с летними происходит дополнительное увеличение энергозатрат еще на 20-30% вследствие усиленного выпадения конденсата и снижения давления в газопроводе.
Снижение затрат на материалы и в первую очередь на метанол и диэтиленгликоль, применяемые в борьбе с гидратообразованиями, достигается качественной очисткой и осушкой газа на головных сооружениях и подачей в магистральные газопроводы только кондиционного газа . Причем улучшение подготовки газа к дальнему транспорту и подачей в магистральные газопроводы только кондиционного газа влияют на снижение себестоимости его транспортировке по нескольким направлениям: увеличивается пропускная способность газопроводов; уменьшается необходимое количество работающих газоперекачивающих агрегатов; снижается расход метанола и диэтиленгликоля для борьбы с гидратообразованиями; сокращаются трудовые затраты на сбор конденсата и ликвидацию гидратообразований; уменьшаются потери газа , связанные с повышением содержания влаги и конденсата.
Расход дорогостоящего одоранта может быть снижен за счет раздельной подачи одорированного и неодорированного газа промышленным и бытовым потребителям и точного соблюдения удельной нормы расхода одоранта.
Одним из путей экономии издержек транспортировки газа является сокращение расходов на содержание аппарата управления за счет рационализации организационной структуры управления газопроводами и устранения излишеств в аппарате, а также ликвидации непроизводительных расходов, вызываемых нарушениями плановой и финансовой дисциплины и договорных обязательств.
Система
планирования и экономического стимулирования
непосредственно материально
§ 4.3 Индексный метод снижения себестоимости газо- транспорта
Рассмотрим один из методов анализа снижения издержек – индексный метод. Данный метод позволяет определить роль каждого фактора в величине снижения затрат на базе определения индекса каждого вида ресурсов.
1. Индекс снижения себестоимости за счет экономии материалов, снижения цен и транспортных расходов по ним по формуле (4.2) :
Сн=(1 – IнIц)Дм (4.2)
где Сн – индекс снижения себестоимости за счет экономии; материалов, снижения цен и транспортных расходов по ним
Iн – индекс норм расхода материалов;
Iц – индекс цен на материалы, включая транспортные расходы;
Дм – удельный вес материалов в себестоимости.
2. Индекс снижения себестоимости за счет увеличения объема товаротранспортной работы при неизменных постоянных расходах, определяется по формуле(4.3):
Соп=(1 - ) Дпр (4.3)
где Соп – индекс снижения себестоимости за счет увеличения объема товаротранспортной работы при неизменных постоянных расходах;
Iпр – индекс постоянных расходов;
Iоп – индекс объема производства;
Дпр – удельный вес постоянных расходовв себестоимости транспорта газа.
3.
Индекс снижения себестоимости
за счет опережающего роста
производительности труда по
сравнению с повышением
Спт= (1 - )Дзп (4.4)
где Спт –индекс снижения себестоимости за счет опережающего роста производительности труда по сравнению с повышением средней заработной платы;
Iзп – индекс заработной платы;
Iпт – индекс производительности труда;
Дзп – удельный вес заработной платы в себестоимости транспорта газа.
4.
Большой удельный вес в объеме
издержек занимают затраты,
Суо= (1 - )Дуо (4.5)
где Суо – индекс снижения себестоимости за счет расходов по управлению;
Iуо – индекс расходов по управлению и обслуживанию;
Iоп – индекс объема;
Дуо – удельный вес расходов по управлению и обслуживанию производства в себестоимости транспорта газа.
§4.4 Мероприятия по снижению издержек на АК «Узтрансгаз»
Высокий уровень энергозатрат в транспорте газа является важнейшей причиной, приводящей к повышенным затратам.
Для АК «Узтрансгаз» как газотранспортного предприятия осуществление поставленной цели в 2004-2006 гг. видилось в решении следующих задач:
Приоритетной для АК «Узтрансгаз»была определена такая проблема, как потери газа на КС при продувках пылеуловителей. В результате этого нормы расхода газа на собственные нужды снизилось:
В период 2007—2010 гг. АК «Узтрансгаз» осуществлен целый ряд мероприятий направленных на экономию газа, основными из которых являются:
Годовой эффект экономии газа ориентировочно составил 2 млн. м3 . оптимизация режима работы технологических объектов (загрузка оптимального количества ГПА, выработка газа из участков газопроводов при проведении ремонтных работ , перепуск газа из отключаемого участка в соседний) позволил сэкономить от 0,05 до 2% объема газа собственных нужд. Планируется ежегодная экономия газа в объеме от 1 до 5 млн. м3 . замена пластинчатых регенераторов на трубчатые даст экономию топливного газа 72 млн. м3.
Основной вклад в экономию газа в транспорте газа обеспечивают следующие направления: оптимизация технологических режимов магистрального транспорта (около 30% от общей суммы экономии газа ) . реконструкция и модернизация компрессорных агрегатов (около 21%) . мероприятия по сокращению технологических потерь газа (около 18%) . мероприятия, связанные с сокращением затрат газа на технологические нужды (около 16%) . мероприятия, связанные с улучшением технического состояния компрессорных агрегатов за счет их ремонта (около 14%).
В условиях постоянного увеличения объема транспортировки газа , создания подземных хранилищ и закольцованной системы магистральных газопроводов выбор оптимальных режимов становится затруднительным без применения электронно-вычислительной техники. Только при ее помощи по созданным универсальным программам для каждой КС могут быть рассчитаны оптимальные режимы работы агрегатов и соответствующий им экономический эффект. Использование электронно-вычислительной техники позволяет диспетчерской службе УМГ быстро решать задачи по изменению режимов работы КС в зависимости от условий подачи газа , вычислять расчетное давление в любой точке газопровода и централизованно управлять процессом транспортировки газа . Это дает возможность рационально и полноценно использовать пропускную способность газопровода при наименьших материальных и трудовых затратах.
Заключение
Прибыль как
экономическая категория
1. Расчет валовой прибыли
2. Расчет прибыли от основной деятельности
3. Расчет прибыли от общехозяйственной деятельности
4. Расчет прибыли до уплаты налога на прибыль
5. Расчет чистой прибыли
Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.).
На практике
рассматривают следующие
В расчетной части данной курсовой работы автор на примере АК «Узтрансгаз» высчитал показатели доходности и рентабельности предприятия за периоды с 2008 по 2009 годы. Пранализировав полученные данные можно сделать выводы о том, что АК «Узтрансгаз» является сверхприбыльным предприятием, т.к. общая рентабельность составляет более 30%, однако в 2009 году она упала на 1.5%. За счет увеличения тарифов на транспортировку газа величина выручки от реализации услуг вырослан на 705986210 тыс.сум, что в процентном отношении составило 29.8%. В 2008 году предприятие имело прибыль (убыток) от основной деятельности в размере 982370303 тыс. сум. Величина себестоимости увеличилась на 231854518 тыс. сум. Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки увеличился до 47.4% . Валовая прибыль в 2009 году увеличилась на 474131692 тыс.сум. Чистая прибыль в 2009 г увеличилась на 84050391 тыс. сум, и составила 702759976 тыс. сум. Рентабельность продукции за период увеличилась на 4.6%. Показатель рентабельности основной деятельности увеличился на 4.6% . Рентабельность производства увеличилась на 9,27% . Рентабельность общая снизилась на 1.7% .
Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия по транспортировке газа