Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:47, реферат

Описание

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Работа состоит из  1 файл

Прибыль и рентабельность производственного предприятия.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений од­ного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или за­купки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и пе­ременные. Ряд затрат предприятия может содержать как пе­ременную, так и постоянную части — так называемые сме­шанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию обо­рудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учиты­вать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов произ­водства.

Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реаль­ной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение переменных издержек и объе­ма производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на поку­паемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнози­руемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производ­ственным циклом, что дает возможность широкого примене­ния анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникаль­ной продукции.

Основной составной частью анализа безубыточности яв­ляется определение «точки безубыточности» («порога рен­табельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, свя­занные с производством и реализацией продукции.

При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

Минимальный объем реализации Qmin покрывающий за­траты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

 

Qmin = F/(P-a) , шт.  или в денежном выражении:

 

Bmin=F/(1-b)

 

где Q — количество единиц продукции;

Р — цена единицы продукции;

F—расходы постоянные;

V— расходы переменные;

а — величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b — доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при запланированных объемах произ­водства и реализации будет равна:

 

EBIT=PQ – F - a * Q,

где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

 

Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный подход лежит в основе управленческих ре­шений, связанных с ассортиментной политикой, с продвиже­нием продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение пока­зателей маржинальной прибыли вызывает необходимость до­полнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

Удельная маржинальная прибыль (GMgm) — производ­ный показатель, который характеризует величину маржи­нальной прибыли в цене единицы продукции:

 

GMgm = р - а,

 

где GMgm — удельная маржинальная прибыль;

Р — цена единицы продукции;

а — переменные затраты в единице продукции.

Коэффициент маржинальной прибыли — это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он пока­зывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):

 

KGM = GM/S.

 

2.6. Запас финансовой прочности.

 

Необходимо раскрыть содержание этого термина, определить порядок расчета его величины.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объе­мом реализации и точкой безубыточности.

1. В абсолютном выражении:

 

Зфин = Qплан – Qmin

 

2. В относительном выражении:

 

Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан

 

Показатель финансовой прочности, рассчитанный в от­носительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки произ­водственного риска, т. е. потерь, связанных со структу­рой затрат на производство.

 

3. В стоимостном выражении:

 

Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р

где Р — цена изделия.

 

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиаль­ное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочис­ленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если  дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Главная цель работы – консолидация отдельных научно-методических материалов по поднятому вопросу, с намерением приобретения теоретических навыков по анализу финансово-хозяйственной деятельности производственного предприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия