Причина инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:38, реферат

Описание

Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их.Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики.

Работа состоит из  1 файл

Причины инфляции.docx

— 25.63 Кб (Скачать документ)

Причины инфляции:

Инфляция зарождается  на денежном рынке. Именно там, в деформациях  денежного обращения, и следует  искать ее причины. Рассмотрим их.Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.Другой вариант —регулярные займы правительства в централь-пом банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы; Инфляция получает дополнительный импульс.Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объемов. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.

Инфляция и ее показатели:

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.В этом определении важны следующие слова:1) устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;2) общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП. Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции. Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation - p), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

Дефицит бюджета.

 Бюджет - это публичные  экономические отношения, о посредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местности и являющегося основным финансовым планом, утвержденным соответствующим представительным органом в правовой форме. Глава 13 БК РФ определяет вероятность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета. Бюджетный дефицит может образоваться в результате следующих причин: А) чрезвычайная ситуация в стране: махаловка, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и страна прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников; Б) подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;  В) как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии финансов, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране. Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего задолженности страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного задолженности Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Бюджетный дефицит можно сократить следующими способами: А) использовать различные формы государственного и муниципального кредита внутри и за пределами страны. Дефицит может быть покрыт путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Разрешение на кредитование и размещение займов утверждается представительным органом власти. Однако в соответствии со ст.93 БК РФ кредиты Центрального банка РФ, а также покупку им государственных и муниципальных ценных бумаг первичной эмиссии не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета; Б) изменить направление инвестиций, направив их в те отрасли народного хозяйства, где наиболее высокая финансовая отдача от вложенных финансов (нефте - и газодобывающие отрасли); В) продать на мировом рынке часть или всю дебиторскую задолженность; прекратить или сократить финансовую помощь другим государствам;  Г) конверсия (если позволяет политическая обстановка);  Д) привлечь в страну иностранный капитал. Для непосредственного покрытия дефицита бюджета запрещается использовать эмиссию финансовых средств.

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами  образования государственного долга  являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах: кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов; государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные  долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура  государственного внутреннего долга  приведены в Программе государственных  внутренних заимствований РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с  проектом бюджета на очередной финансовый год.

 Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта РФ; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ; иные меры. В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ. Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.); нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.). Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно: на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С"); начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

Налоги являются необходимым условием достаточности государственного бюджета. Если расходы на содержание бюджетных организаций, социальные выплаты составляют государственные расходы, то налоги — доход в казну государства.

Налоги — это регулярные отчисления от дохода всех экономических субъектов, которыми выступают индивиды, домашние хозяйства и фирмы. Необходимым условием процесса налогообложения является процесс определения ставки налога, т. е. его размер на единицу облагаемого объекта. Налоги, как правило, связаны с производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью субъектов. В соответствии с этим выделяют акцизы, налоги на прибыль, и на недвижимость и пр. Налоги изымаются на основании ст. 57 Конституции РФ и классифицируются следующим образом.

1. Прямые налоги  подлежат уплате теми экономическими  субъектами, которые являются владельцами  какой-либо налогооблагаемой собственности  (движимое или недвижимое имущество). Например, подоходный налог, налог  на прибыль коммерческих и  производственных организаций, налог  на имущество, а также налог  на полученное наследство. С налогом  на прибыль тесно связано понятие  теневой экономики. Очень часто  предприниматели, дабы избежать  уплаты налога, скрывают доходы  организации. Это позволяет им  большую часть выручки пустить  на дальнейшее развитие и нужды  фирмы. Долю теневого производства  можно рассчитать, используя показатель  совокупного потребления всех  экономических субъектов.

Косвенный налог  платит конечный потребитель товаров  и услуг, которые подлежат налогообложению. Таким образом, данный налог заранее  входит в стоимость реализуемой  на рынке продукции, тем самым  определяя розничную цену продаж. Бремя налога в итоге ложится  на потребителя, а производитель  избавляет себя от излишних затрат. Таможенные пошлины, налог на добавленную  стоимость (НДС), налог с продаж —  все это примеры косвенных  налогов. Налог на добавленную стоимость  представляет собой изъятие части  вновь созданной стоимости, разницу  между суммой налога, полученной предприятием посредством реализации товаров  и услуг, и суммой налога, которую  он был вынужден заплатить за приобретение необходимых сырья и материалов.

2. Прогрессивные  налоги непосредственно связаны  с величиной объекта налогообложения.  Иными словами, налоговая ставка  растет пропорционально увеличению  данного показателя. Например, чем  выше доход, тем большую сумму  налога в относительном выражении  должен выплатить его владелец. Если средняя заработная плата составляет около 25 тыс. руб., то предельная налоговая ставка составляет общепринятые 13%. Когда заработная плата или иные источники дохода начинают расти, экономический субъект, помимо 13%, платит дополнительный процент от той суммы сверхприбыли, которая получается в результате вычета из текущего дохода прежних 25 тыс. руб. Сбор налогов данным способом позволяет добиться более эффективного распределения и перераспределения доходов в экономике, однако опять же существует риск не учесть все доходы вследствие наличия теневого бизнеса.

Информация о работе Причина инфляции