Причины бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание

Проблема бедности во многих странах была и остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано по данному вопросу, да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного этим разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим. В данном курсовом проекте будут последовательно рассмотрены причины бедности в России и способы борьбы с ней.

Содержание

Введение 2
Глава 1: Бедность и ее причины 3
1.1 Коррупция 3
1.2 Проблема малого и среднего бизнеса 4
Глава 2: Пути решения проблемы бедности 10
2.1 Стратегия борьбы с бедностью: плюсы и минусы 12
Заключение 16
Список литературы и Интернет – источников 17

Работа состоит из  1 файл

курсач по экономике.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2: Пути решения проблемы бедности

Для начала ознакомимся  с общей информацией.

    Многие  страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

    Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

    Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным  сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

    1.  разработать комплексные стратегии. 

    2.  улучшить для бедных общин  (социальных групп) доступ к  производственным ресурсам и  инфраструктуре. 

    3.  стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

    4.   укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

    В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского Правительства. Правительства декларировали необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

    В таком государстве в центр  развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

    Для более точного и систематического наблюдения за всеми социальными процессами Программой развития Организации Объединенных Наций с 1995 г. готовятся по Российской Федерации и другим странам СНГ ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала. Для определения общего уровня социального развития на основе человеческого потенциала в докладах используется так называемый индекс человеческого развития, который все чаще в нашей стране начинает использоваться не только исследователями, но и политиками и позволяет проводить любые международные сопоставления и проводить классификацию стран.

2.1 Стратегия борьбы  с бедностью: плюсы  и минусы

      Следует различать категории – «помощь  бедным» и «борьба с бедностью». Соответственно должны быть и различные  программы действий. Первая связана  с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах. Эта распределительная проблема, предполагающая выделения части национального дохода на соответствующие цели с разработкой наиболее эффективных программ доведения помощи до нуждающихся. Задачи здесь понятны: добыть нужные средства по всем возможным источникам (государственным, негосударственным, международным) и организовать наиболее дешёвые и адресные каналы поддержки.

      Борьба  с бедностью – проблема гораздо  сложнее. Здесь не ограничишься разделом средств – нужны меры по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Это и есть структурированная по группам социальная составляющая экономической политики, связанной с ростом доходов основной массы населения на базе оживления производством и включением механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных слоёв, охранительными мерами для среднедоходных, чтобы они не пополняли численность бедных.

      Проверкой любых правительственных программ должно стать увеличение размера  доли реальной заработной платы в ВВП (в зарубежных странах она составляет 50-60%, у нас со всеми досчётам – порядка 30%, без средств на страхование). Создание необходимого стратегического пространства для труда во всех его формах (наёмный, предпринимательский- кооперативный, фермерский, семейный и т.п.) позволит покончить с аргументом макрополитиков против роста личных доходов «нет денег». Труд производит доходы на собственное содержание и ещё на содержание общества и государства. Именно он является лучшим способом самозащиты, надо только сформировать справедливые стоимость труда, потребительские цены, налоги, надлежащие стимулу.

      Факторы, связанные с совершенствованием механизмов распределения и перераспределения, необходимы для того, чтобы успешные результаты труда направить в  пользу среднеобеспеченного и малообеспеченного населения. Коренной вопрос – восстановление права человека на минимальные социальные стандарты потребления (тепло, жильё, хлеб, образование, медицина и лекарства, средства коммуникации): минимум заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума; формирование заработной платы с учётом необходимости содержания детей; ликвидация государственной эксплуатации квалифицированного труда бюджетников посредством монопольно низкой цены их труда; введение минимального стандарта налогового вычета на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца; обеспечение доступности для населения товаров широкого потребления и социально значимых услуг.

      Кстати, в цивилизованных странах, где в  социально-экономической политике упор делается на способы личной самозащиты в противоположность методов государственной защиты, поощряются зарабатываемость доходов с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, корпоративная (внутрифирменная) социальная политика, расширение некоммерческого сектора общественных инициатив, участие граждан и бизнеса в благотворительности, заинтересованность всех членов общества в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций. Именно это способствует процветанию среднего класса и борьбе с бедностью.

      У нас же всё наоборот. Федеральный  бюджет 2003 года скромно определил  мероприятия по росту минимальной  заработной платы: если его доходы увеличиваются  на 80%, то минимум оплаты растёт всего  лишь с июля до 300 рублей в месяц, что в 5 раз меньше прожиточного минимума, а ставки наименее оплачиваемых работников бюджетной сферы поднимутся только на 20%.  В новом Налоговом кодексе при снижении налогов с богатых с 20-30% до 13% растут налоги на бедных и средних – с 12 до 13% с сокращением налоговых вычетов на себя и ребёнка: сейчас он составлен при доходах до 20000 рублей в год. А ранее его получали лица с доходом до 50000 рублей в год. Государство не заботится в расширении участия предприятий, благотворительных, общественных организаций, местных сообществ в решении социальных проблем.

      Но  наибольшая наша боль – разрушение системы социального страхования, которая в развитых странах играет важнейшую роль в борьбе с бедностью. В результате страдает именно адресная социальная защита работника и его семьи при утрате заработка. Копим страховые средства все, а получают их те, кто попал в кризисную зону: болезнь, травма, безработица. Передача этих денег в бюджет означает, что социально слабые категории населения теперь утрачивают право на целевые средства и встают в одну очередь с другими субъектами государственных нужд.

      Наконец, намечаемая программа социальных льгот (как основа социально-экономической  политики правительства до 2010 года) также представляется неудачной  с позиции борьбы с бедностью, поскольку она провозглашает исключительный приоритет помощи бедным и максимальное сосредоточение в этих целях всех соответствующих средств бюджета. В них учтены и те, что до сих пор расходуются по категориальному принципу, не исключающему, по мнению чиновников, включение в неё среднеобеспеченных и даже богатых семей. Сюда же предполагается направить поступления населению в виде дотаций производителям хлеба, молока, транспортных, коммунальных и других социально значимых товаров и услуг. Подобная перестройка слишком серьёзна и, безусловно, требует глубоких проработок с учётом последствий.

      В свете указанной программы, видимо, предполагается отменить все другие реформы помощи, предусмотренные  Федеративным законом «Об основах  социального обслуживания населения  в РФ», и осуществить переход на единое пособие по бедности, возможно, включающее в себя жилищную дотацию и пособие на детей для малообеспеченных семей.

      Мощным  фоном намечаемой реформы льгот  является жилищная реформа, способная  в один миг превратить в обеспеченных пограничную по уровню доходов категорию граждан.

      В сферах образования и здравоохранения  введены некоторые амортизаторы налоговых льгот. Проблемой являются не столько получение скидки, сколько  величина общей суммы, необходимой  для учёбы, и допустимые здесь затраты, которые пока даже не пытаются регулировать. А если и пытаются, то своеобразным способом: так, дорогостоящие лекарства превратились в подлинное бедствие для пенсионеров, инвалидов, хронически больных, поскольку в списки жизненно важных лекарств с регулируемыми ценами и налоговыми скидками реально попадает самая дешёвая отечественная номенклатура.

      Действующая система социальных компенсаций  низкого уровня нуждается в упорядочении. Но рассматривать социальное пособие, введённое Федеральным законом «О государственной социальной помощи», как некую панацею неразумно. Справедливее было бы просто говорить о бюджетной экономии на социальные цели как способе экономического облегчения государственной финансовой нагрузки. Эта позиция в программе явно просматривается в тезисе перехода от социального к субсидирующему государству, помогающему исключительно тем, кто не получает минимума жизненных средств собственными силами.

      Переход к приоритету адресного пособия  по нуждаемости в общей системе  социальной защиты, в свою очередь, означает радикальную реформу национального института самой социальной помощи, который на практике уже действует на местах.

      Нужно быть крайне осторожным и осмотрительным при проведении намечаемого реформирования, оценить последствия в деталях, которые на глобальном уровне не так важны, но больно отражаются на положении личности.

Пока же с  непонятной поспешностью собираются осуществлять преобразования. Настораживают их сугубо централизованные подходы, игнорирование  отечественного и зарубежного опыта. В частности, в отношении ожидаемого эффекта от введения социального пособия не следует забывать выявленный западной практикой дестимулирующий его характер – «ловушку бедности», особенно неприятную для России с её известной традицией определённого социального иждивенчества и крайней потребностью в повышении всякой экономической активности населения для определения нынешнего кризиса. 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ 
СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ 
(в процентах к итогу)
 

  2004 2005 2006 2007
Все население 100 100 100 100
До 2000 рублей 12,3 7,1 4,3 2,6
2000-4000 28,1 21,9 16,2 11,9
4000-6000 21,1 20,3 17,7 14,9
6000-8000 13,4 14,8 14,7 13,6
8000-10000 8,4 10,3 11,2 11,3
10000-15000 10,0 13,8 17,1 19,1
15000-25000 5,2 8,6 12,7 16,5
Свыше 25000 1,5 3,1 6,1 10,1
         

Заключение

      В 90-е годы в экономике страны, и  в частности, в распределительных  отношениях, произошли негативные сдвиги, приведшие к снижению уровня жизни  большинства населения, нарушению  обоснованной дифференциации доходов по различным социальным слоям и регионам. В таких условиях важнейшим элементом политики в области распределения и доходов становится система социальных гарантий, защиты и поддержки населения, включающая механизмы долговременного действия, функционирующие на основе государственных законодательных актов в сфере заработной платы, пенсионного и социального обеспечения.

Информация о работе Причины бедности в России