Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:56, курсовая работа
Проблема бедности во многих странах была и остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано по данному вопросу, да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного этим разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим. В данном курсовом проекте будут последовательно рассмотрены причины бедности в России и способы борьбы с ней.
Введение 2
Глава 1: Бедность и ее причины 3
1.1 Коррупция 3
1.2 Проблема малого и среднего бизнеса 4
Глава 2: Пути решения проблемы бедности 10
2.1 Стратегия борьбы с бедностью: плюсы и минусы 12
Заключение 16
Список литературы и Интернет – источников 17
Для начала ознакомимся с общей информацией.
Многие страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.
Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.
Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:
1.
разработать комплексные
2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.
3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.
4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.
В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского Правительства. Правительства декларировали необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.
В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.
Для
более точного и
Следует
различать категории – «помощь
бедным» и «борьба с бедностью»
Борьба с бедностью – проблема гораздо сложнее. Здесь не ограничишься разделом средств – нужны меры по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Это и есть структурированная по группам социальная составляющая экономической политики, связанной с ростом доходов основной массы населения на базе оживления производством и включением механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных слоёв, охранительными мерами для среднедоходных, чтобы они не пополняли численность бедных.
Проверкой
любых правительственных
Факторы,
связанные с совершенствованием
механизмов распределения и
Кстати,
в цивилизованных странах, где в
социально-экономической
У нас же всё наоборот. Федеральный бюджет 2003 года скромно определил мероприятия по росту минимальной заработной платы: если его доходы увеличиваются на 80%, то минимум оплаты растёт всего лишь с июля до 300 рублей в месяц, что в 5 раз меньше прожиточного минимума, а ставки наименее оплачиваемых работников бюджетной сферы поднимутся только на 20%. В новом Налоговом кодексе при снижении налогов с богатых с 20-30% до 13% растут налоги на бедных и средних – с 12 до 13% с сокращением налоговых вычетов на себя и ребёнка: сейчас он составлен при доходах до 20000 рублей в год. А ранее его получали лица с доходом до 50000 рублей в год. Государство не заботится в расширении участия предприятий, благотворительных, общественных организаций, местных сообществ в решении социальных проблем.
Но
наибольшая наша боль – разрушение
системы социального
Наконец, намечаемая программа социальных льгот (как основа социально-экономической политики правительства до 2010 года) также представляется неудачной с позиции борьбы с бедностью, поскольку она провозглашает исключительный приоритет помощи бедным и максимальное сосредоточение в этих целях всех соответствующих средств бюджета. В них учтены и те, что до сих пор расходуются по категориальному принципу, не исключающему, по мнению чиновников, включение в неё среднеобеспеченных и даже богатых семей. Сюда же предполагается направить поступления населению в виде дотаций производителям хлеба, молока, транспортных, коммунальных и других социально значимых товаров и услуг. Подобная перестройка слишком серьёзна и, безусловно, требует глубоких проработок с учётом последствий.
В свете указанной программы, видимо, предполагается отменить все другие реформы помощи, предусмотренные Федеративным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ», и осуществить переход на единое пособие по бедности, возможно, включающее в себя жилищную дотацию и пособие на детей для малообеспеченных семей.
Мощным фоном намечаемой реформы льгот является жилищная реформа, способная в один миг превратить в обеспеченных пограничную по уровню доходов категорию граждан.
В сферах образования и здравоохранения введены некоторые амортизаторы налоговых льгот. Проблемой являются не столько получение скидки, сколько величина общей суммы, необходимой для учёбы, и допустимые здесь затраты, которые пока даже не пытаются регулировать. А если и пытаются, то своеобразным способом: так, дорогостоящие лекарства превратились в подлинное бедствие для пенсионеров, инвалидов, хронически больных, поскольку в списки жизненно важных лекарств с регулируемыми ценами и налоговыми скидками реально попадает самая дешёвая отечественная номенклатура.
Действующая система социальных компенсаций низкого уровня нуждается в упорядочении. Но рассматривать социальное пособие, введённое Федеральным законом «О государственной социальной помощи», как некую панацею неразумно. Справедливее было бы просто говорить о бюджетной экономии на социальные цели как способе экономического облегчения государственной финансовой нагрузки. Эта позиция в программе явно просматривается в тезисе перехода от социального к субсидирующему государству, помогающему исключительно тем, кто не получает минимума жизненных средств собственными силами.
Переход к приоритету адресного пособия по нуждаемости в общей системе социальной защиты, в свою очередь, означает радикальную реформу национального института самой социальной помощи, который на практике уже действует на местах.
Нужно быть крайне осторожным и осмотрительным при проведении намечаемого реформирования, оценить последствия в деталях, которые на глобальном уровне не так важны, но больно отражаются на положении личности.
Пока же с
непонятной поспешностью собираются осуществлять
преобразования. Настораживают их сугубо
централизованные подходы, игнорирование
отечественного и зарубежного опыта.
В частности, в отношении ожидаемого эффекта
от введения социального пособия не следует
забывать выявленный западной практикой
дестимулирующий его характер – «ловушку
бедности», особенно неприятную для России
с её известной традицией определённого
социального иждивенчества и крайней
потребностью в повышении всякой экономической
активности населения для определения
нынешнего кризиса.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ
СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ
(в процентах к итогу)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 |
До 2000 рублей | 12,3 | 7,1 | 4,3 | 2,6 |
2000-4000 | 28,1 | 21,9 | 16,2 | 11,9 |
4000-6000 | 21,1 | 20,3 | 17,7 | 14,9 |
6000-8000 | 13,4 | 14,8 | 14,7 | 13,6 |
8000-10000 | 8,4 | 10,3 | 11,2 | 11,3 |
10000-15000 | 10,0 | 13,8 | 17,1 | 19,1 |
15000-25000 | 5,2 | 8,6 | 12,7 | 16,5 |
Свыше 25000 | 1,5 | 3,1 | 6,1 | 10,1 |
В 90-е годы в экономике страны, и в частности, в распределительных отношениях, произошли негативные сдвиги, приведшие к снижению уровня жизни большинства населения, нарушению обоснованной дифференциации доходов по различным социальным слоям и регионам. В таких условиях важнейшим элементом политики в области распределения и доходов становится система социальных гарантий, защиты и поддержки населения, включающая механизмы долговременного действия, функционирующие на основе государственных законодательных актов в сфере заработной платы, пенсионного и социального обеспечения.