Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:22, доклад
В первой половине 2010 года в Греции сложилось тяжелейшее финансовое положение. Страна оказалась на грани государственного банкротства. Дефолт(невозможность погашать свои долги по принятым обязательствам) из предполагаемого мог стать реальным. Греция оказалась в наиболее сложной экономической ситуации из всех 16 стран-членов еврозоны и других 9 государств, использующих евро. Дефицит государственного бюджета составил, по уточненным данным, 13,6% или 36,8 млрд. евро, а совокупный государственный долг около 115,1% валового внутреннего продукта (ВВП) страны или более чем 300млрд. евро. Только в 2009 году государственный долг вырос на 80 млрд. евро. Кроме возврата указанной суммы заемщикам, нужно выплачивать проценты по ней, также составляющих немалую величину. Причем, 54 млрд. евро необходимо было погасить уже в этом году, а 8,5 млрд. евро - до 19 мая текущего года. Такими средствами Греция не располагала.
Предистория
В
первой половине 2010 года в Греции сложилось
тяжелейшее финансовое положение. Страна
оказалась на грани государственного
банкротства. Дефолт(невозможность погашать
свои долги по принятым обязательствам)
из предполагаемого мог стать реальным.
Греция оказалась в наиболее сложной экономической
ситуации из всех 16 стран-членов еврозоны
и других 9 государств, использующих евро.
Дефицит государственного бюджета составил,
по уточненным данным, 13,6% или 36,8 млрд.
евро, а совокупный государственный долг
около 115,1% валового внутреннего продукта
(ВВП) страны или более чем 300млрд. евро.
Только в 2009 году государственный долг
вырос на 80 млрд. евро. Кроме возврата указанной
суммы заемщикам, нужно выплачивать проценты
по ней, также составляющих немалую величину.
Причем, 54 млрд. евро необходимо было погасить
уже в этом году, а 8,5 млрд. евро - до 19 мая
текущего года. Такими средствами Греция
не располагала.
Причины, стимулировавшие возникновение финансового кризиса в этой стране.
Одна из них связана с падением темпов и абсолютных размеров прироста ВВП в мировой экономике и Греции, в частности. Особенно сильно это сказалось на одном из главных секторов экономики страны - грузовых морских перевозках, занимавших до недавнего времени первое место в списке 35 самых развитых морских держав и контролировавших более 18% мирового судоходного тоннажа. Торговый флот страны оказался в исключительно трудном положении вследствие резкого снижения тарифов на фрахт по причине сокращения мировой торговли. В течение нескольких месяцев суточная стоимость фрахта рухнула с $240 тыс. до $7 тыс. Падение доходов от морских перевозок, помимо прочих негативных обстоятельств, привело к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет и ухудшению экономического состояния страны.
Другое обстоятельство связано с тем, что расходы на содержание социального сектора стали превосходить экономические возможности страны. Их доля в государственных расходах оказалась гораздо больше, чем в США, Германии и ряде других стран, находящихся в несравненно лучшем экономическом положении. Достаточно сказать, что пособия по безработице составляли до 90% зарплаты, и продолжительность их выплаты не стимулировала поиск работы. Скорее наоборот. Пенсии предоставлялись с 58 лет против 65 в США и 67 в Германии. Размер же их составлял 14 месячных выплат. В Греции, по официальным данным, лишь 2% населения живут за чертой бедности. Это намного меньше, чем во многих европейских странах, США, Израиле и других с высоким уровнем жизни.
Финансовые трудности Греции усугублялись не только высокими расходами государственного бюджета приуменьшающихся доходах, но и несовершенной системой налогообложения, особенно в торговле, сельском хозяйстве, среди индивидуальных предпринимателей и владельцев мелкого бизнеса, составляющих большую часть населения страны. Среди части предпринимателей и населения, включая не только таксистов, владельцев небольших ресторанов, но и инженеров, архитекторов, адвокатов, врачей и др., сложилось мнение, что платить налоги со всех заработанных сумм просто неприлично. Данные многочисленных исследований, в том числе и прошлогоднего отчета Греческой федерации промышленности, указывают на то, что из-за уклонения от уплаты налогов бюджет страны ежегодно недосчитывается около 30 млрд. долларов. Но уклонение от уплаты налогов — лишь один из аспектов глубоко укоренившейся в греческом обществе коррупции и взяточничества. Несмотря на то, что в Греции существует система общедоступного здравоохранения, при каждом посещении врача принято приносить в конверте гонорар, «факелаки». А подкуп чиновников ради решения необходимых вопросов является настолько распространенной практикой, что размер «таксы» известен всем. Например, за прохождение теста на содержание СО2 в выхлопных газах автомобилисты платят по 300 евро. Как сообщала греческая печать, налоговики берут взятки охотнее других. Несовершенство налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов и высокий уровень теневой экономики несомненно сыграли существенную роль в возникновении долгового финансового кризиса.
Свою роль в углублении финансовых трудностей сыграл также иностранный капитал, имеющий значительные интересы во многих отраслях экономики Греции. Инвесторы из США, Германии, Франции и Швейцарии владеют контрольными пакетами акций в более чем200 высокомонополизированных государственных компаниях. На их долю приходилось около 50% прибыли, получаемой в стране. Отрицательную роль сыграли и действия международных спекулянтов, в том числе американских, скупавших резко подешевевшие акции. Указанные здесь и другие обстоятельства привели к огромным, без преувеличения, негативным последствиям. Что делать и что сделано Перед Грецией, в первую очередь, а также государствами еврозоны и Международным валютным фондом (МВФ) встал вопрос:«что делать», как выйти из создавшегося положения.
Правительство премьер-министра Георгоса Папандреу пришло к выводу, что мобилизация только внутренних ресурсов необходимое, но недостаточное условие. Нужна зарубежная помощь. В каком объеме и на каких условиях? Могли ли страны еврозоны, еще не оправившиеся от финансового кризиса, и МВФ отказать Греции в предоставлении кредитной помощи? В принципе, конечно, могли. Но в новой конституции Европейского союза обязательность такой меры не указана. И последствия такого шага имели бы столь разрушительные последствия для экономики этих стран и всего Европейского союза, что они должны были от него отказаться. Однако ряд государств и прежде всего самая богатая Германия заявили, что прежде чем оказать Греции столь масштабную финансовую поддержку, она должна представить свой план выхода из сложившейся ситуации и, прежде всего, экономии государственных средств. Об этом недвусмысленно и неоднократно говорила канцлер А. Меркель. По ее мнению, Греция должна добиваться снижения бюджетного дефицита за счет всемерного использования собственных ресурсов и проведения курса на их всемерную экономию. Помимо этого, возникло вполне обоснованное опасение: как бы финансовые проблемы Греции не распространились на другие страны, в том числе за пределы еврозоны, не поставили бы вопрос о возможном отказе от евро и сохранении самой организации. В такой ситуации, первоначальное решение (от 15февраля 2010г.) о выделении Греции кредита в 45 млрд. евро было пересмотрено. Европейский союз и МВФ приняли решение о выделении ей кредита в110 млрд. долларов на три года по ставке ниже рыночной. Причем, доля ЕС составит80 млрд. долларов и МВФ - 30. Для получения такого кредита Греция должна была жестко сократить бюджетные расходы и восстановить финансовую стабильность. Такой план в виде пакета законопроектов был разработан в начале мая и получил одобрение 172 депутатов из300.
План финансового восстановления Греческой экономики:
Так же втечении этого года Греция должна выполнить 38 различных условий:
Для этого Греция располагает рядом привлекательных активов. Государству принадлежит 77% Агробанка и 34% Почтового банка, блокирующие или контрольные пакеты акций в электрической и телефонной монополиях. Кроме того, государству принадлежит национальная газовая компания DEPA и оператор газотранспортной системы DESFA. Наконец, правительство владеет грузовыми портами страны и и горной монополией OPAP, а также недвижимостью. Контрольный пакет, принадлежащих государству акций (формально 51%,практически может быть намного ниже) останется лишь в некоторых компаниях, наиболее важных с точки зрения безопасности, инфраструктуры и предоставления услуг населению. Правительство полагает, что в этом году за счет приватизации будет собрано до 2,5 млрд. евро.
Лондон. 19 октября. Крупнейшие греческие профсоюзы намерены организовать со среды 48-часовую всеобщую забастовку, в которой примут участие как госслужащие, так и сотрудники частного сектора, сообщает ВВС.
Акция проводится в качестве протеста против мер жесткой экономии, вводимых правительством страны.
Ожидается, что в среду и четверг система транспорта страны будет практически полностью парализована. Забастовка, вероятно, приведет к приостановке работы аэропортов, вокзалов. Кроме того, бастовать намерены и водители такси и грузовиков.
Закрыты будут как госучреждения, так и многие офисы частных компаний. Решение присоединиться к забастовке приняли даже владельцы малых предприятий, ранее не проявлявшие особого интереса к акциям протеста в стране.
Кроме
того, в среду утром планируется
провести демонстрацию около греческого
парламента.
Внеочередной саммит ЕС 26-27 октября преподносился европейскими политиками как прорыв в деле спасения Греции и всей еврозоны, но не прошло и недели, как звуки фанфар уступили место хору скептиков и недовольных. Под напором острого общественного недовольства премьер-министр Г. Папандреу предложил провести всенародный референдум об экономическом курсе страны…
Фактически на референдум должны быть вынесены решения европейского саммита, и в европейских столицах восприняли это плохо. Правительство Германии пока что воздержалось от официальных комментариев, а министерство финансов охарактеризовало решение греческого премьера как внутриполитическое. Зато Райнер Брюдерле, возглавляющий парламентскую фракцию Свободной демократической партии Германии (младший партнер ХДС/ХСС по правящей коалиции), а до весны сего года – министр экономики Германии, в интервью радиостанции Deutschlandfunk выразил недовольство «странным поведением» Г. Папандреу. В случае проведения греками референдума, заявил Р. Брюдерле, Евросоюзу надлежит прекратить выделение денежной помощи Греции. Социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, напротив, поддержал греческого премьера. Он считает, что социалист Г. Папандреу решился на «рискованный, но мужественный шаг», и призывает федеральное правительство оказать давление на консервативную оппозицию в греческом парламенте, которая добивается отставки правительства. ХСС в лице председателя союза Хорста Зеехофера, как всегда, решительно против выделения Греции помощи, предостерегая от превращения ЕС в «союз должников». Получая столь разнонаправленные сигналы со стороны немецкой политической элиты, Ангела Меркель будет согласовывать свою позицию с прочими лидерами ЕС, в первую очередь – президентом Франции. Франция и Германия являются крупнейшими кредиторами Греции: соответственно 56,3 и 34,2 млрд. евро из 340-миллиардной греческой задолженности. При этом в структуре французских кредитов основная часть долговых обязательств приходится на банковский сектор (более 70%), а немецких – на государственные займы (около 2/3). Таким образом, по объему предоставленных государственных кредитов Германия – главный кредитор греческого правительства.
Жители Греции сомневаются в том, могут ли они доверять человеку (премьер-министру Г. Папандреу) за которого они в 2009 г. голосовали, который обещал социально ориентированную политику, а теперь он вновь согласился на сокращение бюджетных расходов в обмен на очередной кредитный транш от Евросоюза. Греческая программа экономии включает сокращение зарплат и пенсий, массовые увольнения в так называемый «рабочий резерв» в условиях, когда уровень безработицы составляет 18% трудоспособного населения (данные Евростата на июль). Естественным следствием тяжелейшего кризиса стало падение популярности правительства. По опросам, проведенным месяц назад, правительством Греции недовольны 92% населения, а 85% считают, что страна движется по неверному пути. Без энтузиазма отнеслись греки и к решениям, принятым на саммите ЕС: менее 13% рады списанию долга. Кроме предстоящих мер по экономии бюджетных расходов, греков беспокоит сугубо финансовое наполнение решений саммита при отсутствии экономической составляющей. Необходимость стимулирования экономического роста очевидна, но экономисты прогнозируют положительную динамику ВВП не ранее 2013 г. Дополнительным раздражающим фактором стало учреждение постоянной комиссии Евросоюза для контроля за выполнением бюджетной программы, что в Греции ощущают как частичную утерю суверенитета.
26 октября Выступая в германском бундестаге с правительственным заявлением в связи с предстоящим саммитом, Ангела Меркель высказалась вполне определенно: «Нам предстоит еще в течение некоторого времени сопровождать Грецию. Я думаю, недостаточно того, чтобы каждые три месяца тройка приходила и снова уходила. Было бы желательно, чтобы в Греции имел место постоянный контроль». Как известно, в состав «тройки» входят представители Европейского Центрального банка, Международного валютного фонда и Еврокомиссии. В своем выступлении А. Меркель специально отметила, что представительство Еврокомиссии возглавляет немец Хорст Райхенбах. Это высокопоставленный чиновник, который в течение 36 лет работает на различных должностях в европейском бюрократическом аппарате. По словам канцлера, команда Х. Райхенбаха работает над улучшением предпосылок для инвестирования в Греции. Упомянула А.Меркель и о визите в Грецию делегации федерального министра экономики Филиппа Рёслера (6 октября 2011 г.). Между тем накануне отъезда в Афины Ф. Рёслер дал интервью газете Handelsblatt, в котором весьма нелицеприятно отозвался об инвестиционном климате в Греции: «От Афин не стоит ждать никаких чудес. Греции необходимы глубокие перемены, которые смогут улучшить инвестиционный климат». Немецкий министр открыто сказал о разочаровании немецких инвесторов, их недовольстве необязательностью, отсутствием правовых гарантий и слишком долгой процедурой согласований. Одной из важных проблем остается коррупция. Как пишет немецкая пресса, в Греции нельзя вести дела без взяток; по данным Transparency International, ежегодная сумма взяток в расчете на каждого жителя Греции составляет 1,356 евро (2009 г.). Sueddeutsche Zeitung недавно писала: «Как только в Германии обнаруживаются международные коррупционные связи, следы ведут в Афины. От Siemensдо MAN, от Daimlerи теперь до Ferrostaal AG, которая совместно с верфью HDW и дочерней фирмой стального гиганта Thyssen Krupp экспортировала в Грецию подводные лодки». Безусловно, журналисты сгустили краски: громкий скандал вокруг концерна Siemens касался взяток не только в Греции, но еще и в России, и в Нигерии. Тем не менее такого рода статьи характеризуют и отчасти формируют отношение немцев к проблеме долгового кризиса в Греции и в других странах европейского юга. Сама Ангела Меркель на съезде ХДС (май 2011) порекомендовала грекам, испанцам и португальцам, чтобы они «чуточку напряглись». А в ходе последнего саммита в Брюсселе А. Меркель и Н. Саркози позволили себе небрежные высказывания в адрес Италии, возмутившие политиков на Апеннинах.