Причины неудачи реформирования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание

Всю историю человечества можно разделить на отдельные составные части, которые мы назовем социально-экономические системы. Они, рождаясь, развиваясь и затем, отмирая, переходят из одной в другую. Такие системы ограничены во времени и пространстве, имеют только ей присущий набор признаков и механизмов взаимодействия между всеми ее субъектами. Как правило, главное отличие одной системы от другой, помимо культурных и технологических, заключается в способе распределения ресурсов. За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Введение. 

Всю историю  человечества можно разделить на отдельные составные части, которые  мы назовем социально-экономические  системы. Они, рождаясь, развиваясь и  затем, отмирая, переходят из одной  в другую. Такие системы ограничены во времени и пространстве, имеют только ей присущий набор признаков и механизмов взаимодействия между всеми ее субъектами. Как правило, главное отличие одной системы от другой, помимо культурных и технологических, заключается в способе распределения ресурсов. За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой. В начале века этот процесс прошел насильственным путем, когда над целым народом был поставлен эксперимент, который закончился неудачей, а точнее трагедией, и показал несостоятельность системы с плановой экономикой и насильственным (плановым) распределением ресурсов, которую пытались привить приверженцы коммунистических идей (или люди, прикрывавшие свою деятельность этими идеями - "деформированные социалисты"), поэтому закономерным стал процесс, свидетелями которому мы с вами являемся - процесс смены системы.

Очевиден тот  факт, что плановая экономика не смогла удовлетворить потребности  общества, ее “эффективность” не позволяла  стране не только сохранить ведущие  позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возникла потребность в реконструкции системы. В начале 90-х годов в России начался резкий переход к рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношений разрушена, а на ее остатках возводится новая.

Настоящее состояние  страны мы можем охарактеризовать как  переходная экономика.

   

    1 Перманентный переходный процесс. 

    Переходный  период в России  был болезненным  и непростым, его научная   оценка, осмысление и даже просто  описание потребовали создания принципиально новых для экономической науки  концепций, методов изучения и понятий, в связи с чем был создан специальный Институт экономики переходного периода.

    Права  собственности остаются плохо  защищенными, размытыми и не  вполне легитимными. Но при всем этом, экономическая система прибрела структурную, функциональную, семантическую целостность, и даже успела приобрести собственные рутины, т.е. традиции, устойчивые поведенческие стереотипы, привычный порядок ведения дел (way of doing things). Сложились хозяйственные связи между фирмами, финансовая система успешно выполняет свои функции, и, самое главное, население страны воспринимает рынок как привычную и понятную среду, в которой можно реализовать личные цели и устремления. Все эти черты отличают сложившуюся систему от системы переходной, и позволяют утверждать, что переходный период завершен.

    Система  сложилась, но не восприимчива  к инновациям, а значит, не способна  к эволюции, следовательно, беззащитна  перед внутренними и внешними  вызовами, т.к. только эволюционирующая система способна гибко изменяться и сохранять жизнеспособность в изменчивом мире. Экономика перестала быть транзитивной, но не стала приспособленной ни для развития конкурентного рынка, ни для осуществления эффективных социальных программ, а оба эти условия являются отличительными чертами развитых экономических систем на современном этапе. Переходный период завершен, но он не решил важнейших задач – формирования  эффективных институтов рыночной экономики. Из них важнейшим представляется институт частной собственности, как в стандартном толковании, то есть спецификация и защита прав собственности, так и в расширительном толковании, как защита специфических и неотчуждаемых ресурсов личности от их присвоения и отчуждения.  Институт частной собственности имеет решающее значение так как именно от его развития зависят два решающих свойства экономики – ее инновационный характер и ее внутренняя устойчивость.  Связь очевидна. Инновационное развитие невозможно без спроса на инновации со стороны бизнеса, побуждаемого к этому спросу условиями конкуренции. Свободная конкуренция невозможна без специфицированных и защищенных прав собственности. Внутренняя устойчивость системы требует в качестве необходимого условия общественного согласия по вопросу о легитимности прав собственности, уверенности в том, что собственность не будет насильственно отчуждаться и перераспределяться. Каждый факт такого отчуждения и перераспределения порождает, с одной стороны, неуверенность бизнеса в разумности долгосрочных проектов (а инновационные проекты долгосрочны). И, с другой стороны, порождает у некоторых людей надежды на обогащение без личного творческого и финансового вклада в производство, формирует в обществе запросы не на инновационное развитие, а на механизмы перераспределения. Такие запросы не только препятствуют инновационному развитию экономики, но и лишают ее внутренней устойчивости.

    До  тех пор, пока не будет сформирован  эффективный институт частной  собственности, экономическая система  будет нести потенциал саморазрушения, возможность  потери устойчивости  при  любом изменении внутренних  и внешних условий. Отложенное  решение этого вопроса превращает развитие экономики в последовательность состояний  бифуркации, придает процессу перехода перманентный характер. 1  

    Переходный  период от административно-командной  системы к рыночной экономике  завершен. Институты рыночной экономики  сформированы, механизмы рыночного регулирования действуют. Сложившаяся экономическая система не является устойчивой и способной к саморазвитию. Чем обусловлена такая незавершенность в становлении рыночной экономики в России? И чем объясняются ее институциональные дефекты?  В современных экономических системах институциональные процессы в экономике неразрывно связаны с процессами политическими. Не вызывает сомнений необходимость активного государственного вмешательства в конституирование институтов рыночной экономики. Но эффективность этой функции государства зависит от того, в какой степени его деятельность находится под контролем общества, интересы которого государство призвано представлять. Если такой контроль общества ограничен, слаб, недоразвит, то именно это служит почвой для искажения государственных функций в экономике, коррупции, создания и закрепления неэффективных экономических институтов. 2

   

    2 Причины неудачи реформирования России  

Главной причиной, по моему мнению, является неверно  избранный изначально курс реформ. Самое важное: некомпетентность руководства страны, иначе мне не объяснить того факта, что в области денежного обращения изначально создана неэффективная система денежного обращения, порождающая денежный дефицит и перманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на открытость экономики в условиях догоняющего развития никогда еще не способствовала экономическому подъему. Попытки копирования англосаксонского варианта налоговой системы привели к неадекватности этой системы русской экономике и практическому господству теневой экономики. Грамотно организовав функционирование фондового и даже товарного рынка, правительство не сумело выстроить эффективный механизм государственно-монополистического регулирования и вынуждено теперь "бороться с естественными монополиями" (нынешними олигархами).

Проведя передел  собственности не в пользу среднего класса, а в пользу вновь созданного класса крупной буржуазии, оно заложило неизбежную неэффективность и бесконтрольность управления этой собственностью. Не проводя сознательной структурной и инвестиционной политики, правительство породило ситуацию, когда спад пришелся, прежде всего, на отрасли, производящие предметы потребления, и посадило страну на невозможную зависимость потребительского рынка от импорта. Не организовав конверсию военно-промышленного комплекса, правительство лишило страну возможности производить высокотехнологические потребительские товары и оставило ее с грузом устаревших производственных мощностей.3

       Заключение

     

    Я согласна с автором что в современных условиях приоритетными по отношению к разного рода частным, конкретным улучшениях экономических институтов выступает задача качественного изменения функций государства в экономике. Речь должна идти не просто о декларировании роли гражданского общества, а о реальных шагах в этом направлении. Особое значение имеют формирование эффективной партийной системы, способной представлять интересы различных слоев населения, формирование институтов контроля над деятельностью власти через общественные организации, средства массовой информации, а также формирование независимой судебной системы для разрешения конфликтов.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Лекции по  дисциплине «Экономика (по выбору) Гордеева А.Г.

2. Дискуссионные проблемы современной обществоведческой и экономической мысли: Монография по материалам межрегионального Круглого стола «Переходный период завершен? Что дальше?». Ярославль, март 2008 года.

3. Свободная мысль, №10, 05.11.1999, Федотова В. Г. «Почему провалились реформы?»

Информация о работе Причины неудачи реформирования России