Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Цель работы - анализ структуры и тенденций развития Мировой экономики. Объект исследования - Мировая экономика. Предмет исследования - понятие "мировая экономика", этапы становления и показатели развития экономики, структура мировой экономики, тенденции её развития.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- рассмотреть современное мировое хозяйство, этапы его развития;
- рассмотреть показатели мировой экономики;
- перечислить формы международного сотрудничества;
- остановиться на тенденциях развития мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………….5
1.1. Этапы становления мировой экономики………………….………………...5
1.2 Показатели развития мировой экономики…………….………………….....8
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ………….15
2.1. Формы международного экономического сотрудничества….…………15
2.2. Структура мировой экономики………………………………………….....16
2.3. Современные тенденции развития мировой экономики…………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
В-третьих, в связи с невозможностью противостоять вероятным негативным внешним воздействиям вследствие ограниченности своих валютно-финансовых ресурсов национальные государства постепенно утрачивают роль регуляторов мирового рынка. В том числе это касается и стран-лидеров, стабильность экономического развития которых в условиях неолиберальной стратегии глобализации становится весьма сомнительной. Современный мировой финансовый рынок фактически разделен между мировыми финансовыми центрами, ТНК и международными финансовыми организациями, и на нем остается все меньше и меньше места для национальных государств с их традиционными рычагами регулирования. Формирующаяся метаэкономика все в большей степени приобретает черты системы, управляемой рынками капиталов, а не государствами - ее элементами, превращающимися во второстепенные величины.
В-четвертых, спекулятивный характер колоссальной по своим объемам виртуальной составляющей геофинансов вносит существенный элемент нестабильности и неопределенности в саму мировую экономическую систему, динамическое равновесие которой с ростом транснационального капитала становится все более шатким. В этом отношении современный транснациональный капитал является свидетельством проявления закона отрицания в экономической среде: по характеру своего поведения, свободе передвижения между отраслями и территориями и неконтролируемости он напоминает отдельные черты национального капитала периода свободной конкуренции, но на качественно новом, более высоком этапе развития общества, экономики, техники и технологии. Так же, как и его предшественник - национальный капитал того времени, он способен провоцировать экономические кризисы, но уже не локального, национального, а глобального характера, глубина и острота которых может быть жизненно опасной для взаимозависимых стран - элементов современной мировой экономической системы.
Следовательно, данная неустойчивость требует координации действий различных государств по созданию так называемого "мирового правительства" - наднациональных, надгосударственных международных организаций и институтов, способных объединенными усилиями переориентировать виртуальный капитал "из сфер разрушения в сферы созидания", направить его колоссальные ресурсы в благоприятном для развития направлении. Но очевидно также и то, что ныне действующие международные экономические организации - МВФ, Всемирный банк, ВТО, и т.д. - в их современном состоянии не способны осуществлять данные функции, поскольку, провозглашая на словах в своих уставах цели стабилизации международных финансов и мировой экономики, фактически они являются наднациональными институтами транснационального капитала и подконтрольны его интересам.
Именно международные финансовые организации, действующие на основе все тех же принципов неолиберализма, а не национальные государства являются сегодня третьим существенным регулятором мировой экономики. Национальные же государства все больше переходят в подчиненное, подконтрольное данным организациям положение. Огромные "ножницы" между реальным и фиктивным капиталом не дают возможности правительствам национальных государств, прежде всего периферийных и полупериферийных, осуществлять крупные инвестиции, способствовать экономической стабилизации и развитию тенденций роста. Это заставляет национальные правительства искать заемные источники покрытия своих расходов, обращаясь к международным организациям, выдающим им в качестве средств преодоления кризисных явлений радикальные неолиберальные рецепты, которыми обусловлено предоставление кредитов.
Следование подобным рецептам, как показывает практика и прежде всего опыт России, приводит к затягиванию этих государств в безысходную долговую яму. Долги развивающихся стран составляют 1,5 трлн. долларов и, по-видимому, уже никогда не будут погашены. Постоянное кредитование периферийных и полупериферийных стран, являющееся частью неолиберальной стратегии глобализации, глубоко деформирует социально-экономическую структуру этих государств, делает невозможной структурную перестройку их экономик в пользу более прогрессивных отраслей, активно эксплуатирует их аграрно-сырьевую направленность. Но это лишь одна сторона медали. Другой стороной является то, что под влиянием систематических кредитных вливаний в периферийных и полупериферийных странах возникают социальные группы (причем в большинстве случаев это - местная политическая элита и/или непосредственно сросшееся с ней криминальное лобби) и целые сектора экономики, интересами которых является не просто сохранение, но и постоянный рост внешней подпитки. Как правило, в большинстве случаев эти интересы опять - таки связаны с функционированием виртуальной составляющей геофинансов, а следовательно, речь идет о колоссальных сверхприбылях. Поэтому реализация данных интересов на практике напрямую угрожает экономической безопасности государства, поскольку придает проблеме внешней задолженности характер хронически неразрешимой.
Таким образом, на сегодняшний момент в условиях глобализирующегося мира существует как минимум три могущественных регулятора мировой экономики, чьи интересы лежат в области геофинансов и, прежде всего, их виртуальной составляющей: международные финансовые центры, транснациональные корпорации, международные финансовые организации. Их интересы достаточно тесно переплетены между собой, поэтому имеет смысл говорить о разделе между ними сфер влияния на современном мировом рынке. При этом следует иметь в виду также и то, что финансовые ресурсы с геоэкономической точки зрения являются сырьем, а следовательно, как и любому сырью, им свойственна ограниченность в каждый момент времени, поэтому в основе пользования ими лежит конкурентная борьба за их источники.
Национальные государства, сохраняя и даже усиливая свои властные функции благодаря совершенствованию аппарата и технологий власти, все больше утрачивают контроль над мировой экономикой, отдавая свои позиции транснациональным, мультинациональным, наднациональным образованиям, что ставит под вопрос саму возможность существования в условиях дальнейшего развития процессов глобализации моноцентризма, или однополярного мира. Более вероятной выглядит модель полицентризма, однако в качестве центров мировой экономики в ней будут выступать уже не наиболее экономически развитые государства и даже не интегрирующиеся группы государств, а поделившие сферы влияния и конкурирующие между собой наднациональные экономические структуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать вывод, что значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет. В 1996г. международная торговля товарами и услугами превысила 10,6 трлн. долл., а темпы ее ежегодного прироста (6--8%) значительно опережают рост производства (2--2,5%). Сегодня каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.
Важным показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. По небольшим развитым государствам, таким, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция, эта доля варьирует от 30 до 60%, по более крупным странам (Германия, Франция, Англия, Италия) - от 20 до 30%, у США этот показатель составляет около 9%.
Количественные
и качественные характеристики современных
мирохозяйственных связей показывают
нарастание взаимозависимости национальных
экономик, демонстрируя при этом преимущество
международного интеграционного развития.
ЛИТЕРАТУРА