Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:17, реферат
Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все
же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.
Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная,
духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами,
не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство
необузданного экономического произвола.
против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно
она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно
опровергнуть. На деле рыночная система является - или по крайней мере может
быть - довольно эффективной.
РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ.
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень
трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не
пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна
жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или
существовала в тисках государственной идеологии. Предпологалось, что это
даст возможность существованию огромной очень централизованной
государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности,
кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах,
преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой,
государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла
воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения
продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала
система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не
давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и
это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей
части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по
количеству запросам потребителей.
Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого
эффективного механизна регулирования и контроля не было. Неэффективность в
использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону,
дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно,
что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже,
чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло
привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а
купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И
в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики
путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости
на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические
изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны
консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом
провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого
СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и
республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были
интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много
раз количество экономических проблем. После провала "социализма с
человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при
переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или
иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических
условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам
России можно отнести следующие.
Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части
населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций
и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:
- исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части
населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей,
крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого
населения и соответствующие ему культурные традиции (правда,
существенно искаженные в последние несколько десятилетий);
- особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле
антирыночность мышления;
- глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила
практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении
заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в
безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией
населения (насильственным лишением его реальной собственности), в
значительной степени квазиинформативности информационных систем
(особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства),
отсутствии заинтересованности существенной части населения в
получении правдивой информации, в неспособности или нежелании
критического анализа и практического использования информации.
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-
географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего
огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в
том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных
этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных
связей - социальных, политических, экономических и др.
Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них
производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с
большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме
восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.
Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
- укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства,
носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская
диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление -
накопление", "военная - гражданская сферы производства",
"промежуточный - конечный продукт" и др.;
- низкие технический и технологический уровни гражданского
производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью
хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их
физический и моральный износ (последнее связано с
ресурсорасточительством и экологическо безопасностью);
- доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы,
выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных
разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и
весьма опасном экологическом состоянии среды;
- политическая нестабильность, особенно характерная для последнего
времени, отсутствие практических основ для достижения социального и
национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия
вертикальной ответственности в политической, экономической и
социальной сферах жизни.
Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности
России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может
вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и
затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.
Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не
действуют потому, что существует монополия государства почти во всех
отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например,
неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие
организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не
оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но
проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской
экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к
рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества
и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за
покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство
товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные
отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет
способствовать повышению значения рынка для экономики.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать
гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать
определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: лбготные
кредиты, эффективное налогообложние и др. Нужно обуздать инфляцию и
укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной
источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную
внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных
предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы
ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж -
как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к
рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на
проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно
вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их
дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г.
экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать
духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем
недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных
производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя
увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамид» привели страну к
мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически
отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в
глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора
экономики. Это объективно идет на руку реакционным силам, мечтающим о
реставрации тоталитарного режима в России. Тем более это опасно в условиях
приближающихся выборов.
Когда-то канцлер Германии Бисмарк, прочитав «Манифест коммунистической
партии» Маркса и Энгельса, заметил: «Очень интересно. Теперь надо найти
страну, которую не жалко, чтобы провести эксперимент». Россию жалко. До
слез.
Информация о работе Принципы и признаки существования рыночной экономики