Принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как уже говорилось, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России. Во-вторых, Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического, правового государства

Содержание

Введение 3
1.Понятие общих принципов местного самоуправления 4
2. Содержательные аспекты принципов местного самоуправления 6
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Принципы местного самоуправления.docx

— 43.04 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет»

 

 

 

Кафедра менеджмент

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Муниципальное управление и местное  самоуправление»

на тему: «Принципы местного самоуправления»

 

 

 

Работу выполнил:

студент 1 курса группы ГМУМ-111

специальности 081100.68

Гвоздев Геннадий Иванович

Работу проверил:

к.э.н., доцент

Л.Н. Панькова

Защищена с оценкой

_______________

Ставрополь

2012

Содержание

 

Введение 3

1.Понятие  общих принципов местного самоуправления 4

2. Содержательные аспекты принципов местного самоуправления  6

Заключение 25

Список использованных источников 26

 

Введение

 

Объективной потребностью правового  обеспечения местного самоуправления является развитие муниципального права.

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как уже говорилось, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России. Во-вторых, Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического, правового государства. Развитие местной демократии, местного самоуправления обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению вопросов их жизнедеятельности. В-третьих, Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны и для России — члена Совета Европ Иными словами, муниципальные образования получили (кроме федеральных гарантий своих прав) и международные гарантии. Наконец, Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех государств. Благодаря ей возможность эффективно взаимодействовать получили не только государства, их центральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного самоуправления.

Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм самоуправления с учетом европейского опыта.

 

1. Понятие общих принципов местного  самоуправления

 

Общие принципы местного самоуправления — это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В принципах  местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей  и тенденций развития местной  власти. Для них характерно следующее:

1) они  предопределяют единые основы  построения и функционирования  муниципальной власти на всей  территории Российской Федерации;

2) являясь  теоретической основой муниципального  строительства, они помогают уяснить  сущность местного самоуправления, его отличительные черты и  признаки;

3)  они  выступают в качестве критерия  оценки действующей системы местного  самоуправления: насколько она отвечает  началам и идеям, выраженным  в принципах местного самоуправления;

4) отражая  сущностные признаки и черты  местного самоуправления, они способствуют  сохранению преемственности в  развитии  институтов местного  самоуправления.

Принципы  местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы. Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на положениях Хартии, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

По определению  К.Ф. Шеремета, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают»1. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим  принципам МСУ относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности местного самоуправления; и) гласность деятельности местного самоуправления; к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; л) государственная гарантия местного самоуправления.

2. Содержательные аспекты  принципов  местного самоуправления 

 

Рассмотрим  сущность вышеуказанные принципов  МСУ.

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное  самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности  местного самоуправления, выделяют следующие  основные черты, характеризующие его  содержание.

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные  формы осуществления местного самоуправления структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно.

К.Ф. Шеремет  выделяет следующие группы общих  принципов: 1) определяющие особые обязанности  и полномочия государства по организации  местного ; самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные  образования - главные структуры  в системе местного самоуправления; 3) определяющие демократические формы  организации местного самоуправления, порядок образования и содержанке функций органов местного самоуправления; 4) определяющие формирование необходимой  финансовой экономической основы местного самоуправления; 5) обеспечивающие самостоятельность  органов местного самоуправления при  осуществлении ими своих функций  и полномочий; 6) обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и  федеральными законами прав местного самоуправления; 7) согласно которым  органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; 8) гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. 

2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако  обеспечение реальной хозяйственной  самостоятельности муниципальных образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществлялась без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном  уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас).

3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают  общеобязательные правила по предметам  своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования.

4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциям и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

При этом ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, запрещается. Самостоятельность  муниципальных образований в  пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

Органы  местного самоуправления в пределах, установленных; законом, обладают полной свободой действий для осуществления  собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к  компетенции другого органа власти (ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления).

3. Организационное  обособление местного самоуправления, его органов в системе управления  государством и взаимодействие  с органами государственной власти  в осуществлении общих задач  и функций Основное содержание  рассматриваемого принципа раскрывает  ст. 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», самим «определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление» (ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления). В соответствии с данным положением ст. 131 Конституции РФ закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления должны определяться уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации.

Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой. Согласно ст. 6 Закона муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Указанный принцип не только обеспечивает организационную  самостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

Сочетание представительной демократии с формами  прямого волеизъявления граждан.

Местное самоуправление, являясь одной из главных основ демократического строя, обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией  представительной.

Как говорилось выше, в соответствии со ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, с помощью других форм прямого  волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Информация о работе Принципы местного самоуправления