В целях обеспечения экологической
безопасности, в конце 2006 года в законодательном
органе Кабардино-Балкарской республики
также прошли слушания по теме "Природные
ресурсы и природопользование в Кабардино-Балкарии".
Речь шла, главным образом, об экологических
проблемах, которые не решались, по крайней
мере, последние пятнадцать лет. Так, в
КБР отсутствует система наблюдения за
составом атмосферного воздуха. Основными
загрязнителями воздуха являются промышленные
предприятия и автомобильный транспорт.
Газо-пылеулавливающее оборудование технически
давно устарело. В реки ежегодно сбрасывается
до 47 млн. кубометров сточных загрязненных
вод. Но самая главная проблема в том, что
более 700 тысяч га лучших земель в республике
подвержено эрозии, сократилось в них
содержание гумуса, почва крайне истощена,
органические и минеральные удобрения
вносятся в гораздо меньших объемах, чем
требуется. Кроме того, было отмечено,
что русла рек в черте города Нальчик очень
загрязнены. В реки попадают не только
сточные воды, но и отходы от выпускаемой
продукции гидрометаллургического завода.
Из-за ветхости водопроводной сети в воду,
которую употребляют жители города, попадают
посторонние примеси.
На сегодняшний день остается
нерешенными и много вопросов
по проблемам сброса спиртовых отходов
в реки бассейна Терека. Власть и
общественность республики Северная Осетия-Алания
серьезно встревожены этими проблемами.
Из 26 спирт заводов, расположенных
на территории, только шесть имеют
лицензии и решили все правовые и
финансовые вопросы. Недавно делегация
из республики побывала во Франции, где
изучала опыт переработки и утилизации
отходов спиртового производства. Были
выбраны партнеры для поставок необходимого
оборудования. Но пока ситуация мало в
чем меняется. Бассейн Терека, по-прежнему,
серьезно загрязнен отходами спиртового
производства.
Еще одним важным аспектом
остается проблема сохранения и разведения
лесов на Северном Кавказе. Несмотря
на слабую залесенность территории, продолжающаяся
интенсивная заготовка ценной древесины
в предгорных и горных районах
привела к разрежению горных лесов,
высыханию родников, развитию эрозии
почв равнинной части, и особенно
в горах, в предгорьях и горных
долинах. Это создало угрозу мощных
селевых потоков и лавин. Поэтому
одной из важных задач охраны окружающей
среды региона является совершенствование
систем лесопользования и лесоразведения,
принятие мер по сокращению потерь леса
от пожаров, лесных болезней и вредителей,
усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению
и воспроизводству лесов и повышению их
продуктивности, а также сохранению пригородных
лесов. Эти меры должны учитывать средообразующее,
водоохранное, кислородообразующее и
гидрометеорологическое значение лесов,
их санитарную и эстетическую ценность.
Охрана лесных и водных ресурсов требует
особо строгого регулирования лесозаготовок
в водоохранных лесах. Все эти положения,
прежде всего, относятся к широколиственным
лесам основной части Кавказского заповедника
(Республика Адыгея), юго-восточного лесничества
Кавказского и Тебердинского биосферных
заповедников (Карачаево-Черкесская Республика),
районов бальнеологических курортов Кабардино-Балкарской
республики, Республики Северная Осетия-Алания.
Леса подвержены воздействию вредителей
и болезней, под угрозой исчезновения
многие редкие виды животных и растений.
Катастрофическая ситуация
сложилась в поясе горных, особенно
реликтовых буковых лесов в Чеченской
республике. Из-за недостатка твердого
топлива еще с довоенных времен
здесь осуществлялась и продолжается
сейчас бесконтрольная вырубка ценнейших
буковых древостоев. Дополнительными
и весьма существенными факторами
отрицательного влияния на горные леса
и экосистемы в целом явились
систематические бомбардировки, артобстрелы
из систем залпового огня, использования
бронетехники, трелевочной и другой
военной техники, минирование территорий,
загрязнение горюче-смазочными материалами.
Разрушительное их влияние уже привело
деструкции экологической обстановки
и многим другим негативным процессам.
Несравнимо больший ущерб
нанесен равнинной части республики.
В период предвоенной блокады (1993-1994
годы) и в результате военных действий
лесному хозяйству Чечни нанесен
невосполнимый материальный и экологический
ущерб. На площади 276 га проведена сплошная
рубка леса, более 430 га лесных массивов
уничтожено пожарами в результате артобстрелов
и бомбардировок. Слишком много израненных
и покалеченных деревьев. Кроме того, в
период конфликта производилась сплошная
рубка деревьев в районе Чернореченских
лесов и Дендросаде. Бесконтрольная хозяйственная
деятельность и разрушительные последствия
последнего десятилетия в Чеченской республике
привели к разрушению звеньев единой экологической
цепи взаимоотношений организмов, что
может привести к далеко идущим деструктивным
последствиям. Это, несомненно, сказывается,
прежде всего, на человеческом факторе.
Статус зоны с особо неблагополучной экологической
обстановкой имеет 40% территории республики,
а 30% - отнесено к зоне экологического бедствия.
Стратегическое значение
Северокавказского региона определяет
необходимость улучшения сети автомобильных
дорог. В настоящее время идет
подготовка проекта новой транскавказской
автодороги по маршруту Черкесск-Адлер.
Дорога эта, по замыслу инициаторов
проекта, должна связать горные курорты
Северного Кавказа с Черноморским
побережьем и будет проходить
по территории Кавказского биосферного
заповедника. В качестве приоритетного
определен вариант, маршрут которого
проложен через заповедные территории
– долину реки Дамхурц, озеро Дамхорс
(Инпси), озеро Кардывач и долину
реки Мзымты. Если по этому маршруту
будет построена магистральная
автодорога, она пройдет по уникальным
природным областям, расположенным
в особо охраняемых природных
территориях – Кавказскому заповеднику,
Сочинскому национальному парку, Сочинскому
государственному заказнику и заказника
"Дамхурц". Парадокс ситуации в
том, что проектирование магистральной
автодороги через Кавказский заповедник
и Сочинский национальный парк вообще
противозаконно, однако, именно эти
изначально противозаконные варианты
не только рассматриваются, но и являются
основными. Правительство Краснодарского
края занимает самую трезвую позицию и
выступает за наиболее разумный в экономическом
отношении вариант, предполагающий коренную
реконструкцию существующей автодороги
Майкоп-Туапсе-Сочи. Этот вариант наиболее
приемлем и с экологической точки зрения,
поскольку он не затрагивает Кавказский
заповедник и другие, особо охраняемые
природные территории. Пагубность для
горной природы строительства автодороги
усугубляется также тем обстоятельством,
что он смыкается с планами крупномасштабного
горнолыжного освоения территорий Сочинского
национального парка в районе Красной
Поляны. Совмещенный эффект от реализации
этих проектов приведет к полному хозяйственному
преобразованию огромных по площади территорий
долины Мзымты - крупнейшей черноморской
реки России. Сейчас эта долина большей
частью является территорией нетронутой
горной природы. Ее хозяйственно-рекреационное
освоение приведет к невосполнимым утратам
в сфере сохранения уникального биологического
разнообразия Кавказа. Горные районы являются
территориями с особой уязвимостью к антропогенному
воздействию и с высоким риском экологических
и техногенных катастроф.
Поэтому рациональное использование
и сохранения природных уникальных
ресурсов Северного Кавказа в
немалой степени зависит от принятия
и комплексной реализации радикальных
мер по устранению ущерба, наносимого
хозяйственной деятельностью человека.
Возникла острая необходимость в
кратчайшие сроки принять ряд, так
необходимых этому региону, Федеральных
и республиканских программ по государственной
поддержке природоохранных мероприятий
и экологическому мониторингу.9
3.2. Перспективы использования
ресурсов и дальнейшее развитие района.
Выгодное транспортно-географическое
положение Северного Кавказа
создаёт необходимые предпосылки
для развития хозяйственного комплекса
района, роста торговли и экономических
связей. Северо-Кавказский район граничит
на юго-западе с Грузией, на юго-востоке
– с Азербайджаном. Россия заинтересована
в расширении экономического сотрудничества
с этими странами. Однако переход
к рынку наложил свой отпечаток
на характер экономических взаимоотношений
новых суверенных государств, а нестабильность
на южных границах стала дополнительным
фактором дестабилизации социально-экономического
положения России.
Развитие Северного Кавказа
предусматривает решение следующих
задач:
• обоснование системы
показателей, комплексно учитывающих
и отображающих социальную, экономическую,
финансовую, экологическую ситуацию
в регионах, определяющих уровень
развития;
• исследование зависимости
и тенденций социально-экономических
характеристик в республиках;
• выявление закономерности
распределения социально-экономических
показателей по уровням;
• определение альтернативных
путей развития горных республик
Северного Кавказа.10
Для реализации поставленных
задач необходимо привлекать и рационально
использовать имеющиеся ресурсы. Перспективы
использования природного потенциала
Северного Кавказа очень широки.
С имеющимися в регионе рекреационными
ресурсами наиболее продуктивным является
развитие курортных зон и туристических
объектов. Учитывая современные пожелания
людей отправляющихся в отпуск, развитию
должны подлежать более экстремальные
и экзотические виды отдыха, такие как
альпинизм, дайвинг и пр.
В связи с обводненностью
нефти и исчерпаемостью разведанных
источников нужно проводить исследовательские
работы для поиска новых месторождений.
Устаревшая производственная база нуждается
в модернизации в крупных масштабах. Что
в свою очередь потребует больших финансовых
вложений.
Народно-хозяйственный комплекс
Северного Кавказа развивается
под воздействием совокупности взаимодействующих
факторов, определяющих локальные особенности
его производительных сил. К ним
относятся природные условия, наличие
и структура минеральных и
трудовых ресурсов.
На Северном Кавказе в
ближайшее время появятся дополнительно
порядка 400 тысяч рабочих мест, в
том числе активно планируется
осваивать агропромышленный комплекс.
Это предполагает программа развития
Северо-Кавказского федерального округа
до 2025 года11.
Владимир Путин, председатель
Правительства РФ: «Для стимулирования
экономической активности в регионе
мы приняли решение использовать
инструмент государственных гарантий.
В качестве пилотного планируется
реализовать проект создания агропромышленного
комплекса в Чеченской Республике.
С точки зрения борьбы с
крайними проявлениями в Чечне в
настоящее время наиболее благоприятная
ситуация, хотя и там деструктивные
силы пытаются, время от времени, дестабилизировать
ее, о чем и свидетельствует
провалившаяся полностью попытка захватить
село Центорой. Мужество, которое местные
правоохранительные органы продемонстрировали,
давая отпор, говорит о том, что эта территория
в надежных руках».12
При разработке сценариев
развития Северо-Кавказского федерального
округа необходимо определить основные
экономические приоритеты на ближайшую,
среднесрочную и долгосрочную перспективу
и предусмотреть использование
различных форм государственной
поддержки.
Экономические приоритеты субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа,
на ближайшие годы будут преимущественно
локализованы в аграрном секторе, в
котором целесообразно создание
производственных цепочек, позволяющих
эффективно перерабатывать местное
сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию
конечного продукта. В этой связи
перспективными отраслями являются
легкая и пищевая промышленность,
ориентированные на переработку
продуктов местного сельского хозяйства,
а также туристско-рекреационный
комплекс, в рамках развития которого
представляется возможным создание
значительного числа новых рабочих
мест.
В инвестиционной сфере целесообразно
обеспечение государственной поддержки,
в частности софинансирования за
счет средств федерального бюджета
мероприятий по строительству объектов,
находящихся в государственной
собственности. Также целесообразна
разработка ряда программ развития Северо-Кавказского
федерального округа, учитывающих особенности
отдельных субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа.13
В отличие от других федеральных
округов сложившаяся в Северо-Кавказском
федеральном округе ситуация требует
создания особых механизмов управления.
Отличительными особенностями округа
являются:
- слабая экономическая база и высокий уровень безработицы;
- значительная доля "теневой" экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм);
- высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты;
- относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
- высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления.
Крайне затруднен доступ
к частным инвестициям, региональные
бюджеты ограничены и не позволяют
финансировать опережающее развитие,
массированное финансирование из бюджета
через федеральные целевые программы
не приводит к адекватным результатам,
большинство предлагаемых регионами
бизнес-проектов имеют низкое качество,
что не позволяет принять решение
об их реализации.
Таким образом, даже существенное
увеличение бюджетного финансирования
в этих условиях не приведет к положительным
результатам. Поэтому для обеспечения
устойчивого роста потребуется
повышение эффективности государственного
управления, в том числе через
создание новых механизмов, которые
обеспечат достижение требуемого уровня
управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов
является создание в Северо-Кавказском
федеральном округе института развития
в форме акционерного общества со
100-процентным участием государственной
корпорации "Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)" и с
возможностью подключения в дальнейшем
к его работе в качестве соинвесторов
крупных государственных и частных коммерческих
банков.
Работа института развития
будет осуществляться по нескольким
направлениям - развитие промышленности
и сельского хозяйства, туризма,
инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Институт развития должен
стать центром, обеспечивающим систематизацию
программ, проектов и мероприятий, реализуемых
в Северо-Кавказском федеральном
округе, и оказывать содействие реализации
инвестиционных проектов. Основными
функциями института развития могут
стать:
- поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
- планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
- софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
- продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.