Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа и перспективы его использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение, как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок сырья для производства продуктов питания. Поэтому объектом моего исследования является Северный Кавказ, а именно его природно-ресурсный потенциал.

Содержание

Введение. 2
Глава 1: Природно-ресурсный потенциал России. 4
Роль природно-ресурсного потенциала в развитии РФ. 4
Экономическая оценка. 8
Глава 2: Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа. 16
2.1. Природные ресурсы Северного Кавказа. 16
2.2. Использование имеющихся ресурсов в экономических целях региона. 21
Глава 3: Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала Северного Кавказа. 25
3.1. Основные проблемы и их решения. 25
3.2. Перспективы использования ресурсов и развитие района. 32
Заключение. 38
Список использованной литературы. 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 64.18 Кб (Скачать документ)

В целях обеспечения экологической  безопасности, в конце 2006 года в законодательном органе Кабардино-Балкарской республики также прошли слушания по теме "Природные ресурсы и природопользование в Кабардино-Балкарии". Речь шла, главным образом, об экологических проблемах, которые не решались, по крайней мере, последние пятнадцать лет. Так, в КБР отсутствует система наблюдения за составом атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздуха являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Газо-пылеулавливающее оборудование технически давно устарело. В реки ежегодно сбрасывается до 47 млн. кубометров сточных загрязненных вод. Но самая главная проблема в том, что более 700 тысяч га лучших земель в республике подвержено эрозии, сократилось в них содержание гумуса, почва крайне истощена, органические и минеральные удобрения вносятся в гораздо меньших объемах, чем требуется. Кроме того, было отмечено, что русла рек в черте города Нальчик очень загрязнены. В реки попадают не только сточные воды, но и отходы от выпускаемой продукции гидрометаллургического завода. Из-за ветхости водопроводной сети в воду, которую употребляют жители города, попадают посторонние примеси.

На сегодняшний день остается нерешенными и много вопросов по проблемам сброса спиртовых отходов  в реки бассейна Терека. Власть и  общественность республики Северная Осетия-Алания серьезно встревожены этими проблемами. Из 26 спирт заводов, расположенных  на территории, только шесть имеют  лицензии и решили все правовые и  финансовые вопросы. Недавно делегация  из республики побывала во Франции, где  изучала опыт переработки и утилизации отходов спиртового производства. Были выбраны партнеры для поставок необходимого оборудования. Но пока ситуация мало в  чем меняется. Бассейн Терека, по-прежнему, серьезно загрязнен отходами спиртового производства.

Еще одним важным аспектом остается проблема сохранения и разведения лесов на Северном Кавказе. Несмотря на слабую залесенность территории, продолжающаяся интенсивная заготовка ценной древесины  в предгорных и горных районах  привела к разрежению горных лесов, высыханию родников, развитию эрозии почв равнинной части, и особенно в горах, в предгорьях и горных долинах. Это создало угрозу мощных селевых потоков и лавин. Поэтому  одной из важных задач охраны окружающей среды региона является совершенствование  систем лесопользования и лесоразведения, принятие мер по сокращению потерь леса от пожаров, лесных болезней и вредителей, усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению и воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также сохранению пригородных лесов. Эти меры должны учитывать средообразующее, водоохранное, кислородообразующее и гидрометеорологическое значение лесов, их санитарную и эстетическую ценность. Охрана лесных и водных ресурсов требует особо строгого регулирования лесозаготовок в водоохранных лесах. Все эти положения, прежде всего, относятся к широколиственным лесам основной части Кавказского заповедника (Республика Адыгея), юго-восточного лесничества Кавказского и Тебердинского биосферных заповедников (Карачаево-Черкесская Республика), районов бальнеологических курортов Кабардино-Балкарской республики, Республики Северная Осетия-Алания. Леса подвержены воздействию вредителей и болезней, под угрозой исчезновения многие редкие виды животных и растений.

Катастрофическая ситуация сложилась в поясе горных, особенно реликтовых буковых лесов в Чеченской  республике. Из-за недостатка твердого топлива еще с довоенных времен здесь осуществлялась и продолжается сейчас бесконтрольная вырубка ценнейших  буковых древостоев. Дополнительными  и весьма существенными факторами  отрицательного влияния на горные леса и экосистемы в целом явились  систематические бомбардировки, артобстрелы  из систем залпового огня, использования  бронетехники, трелевочной и другой военной техники, минирование территорий, загрязнение горюче-смазочными материалами. Разрушительное их влияние уже привело  деструкции экологической обстановки и многим другим негативным процессам.

Несравнимо больший ущерб  нанесен равнинной части республики. В период предвоенной блокады (1993-1994 годы) и в результате военных действий лесному хозяйству Чечни нанесен  невосполнимый материальный и экологический ущерб. На площади 276 га проведена сплошная рубка леса, более 430 га лесных массивов уничтожено пожарами в результате артобстрелов и бомбардировок. Слишком много израненных и покалеченных деревьев. Кроме того, в период конфликта производилась сплошная рубка деревьев в районе Чернореченских лесов и Дендросаде. Бесконтрольная хозяйственная деятельность и разрушительные последствия последнего десятилетия в Чеченской республике привели к разрушению звеньев единой экологической цепи взаимоотношений организмов, что может привести к далеко идущим деструктивным последствиям. Это, несомненно, сказывается, прежде всего, на человеческом факторе. Статус зоны с особо неблагополучной экологической обстановкой имеет 40% территории республики, а 30% - отнесено к зоне экологического бедствия.

Стратегическое значение Северокавказского региона определяет необходимость улучшения сети автомобильных  дорог. В настоящее время идет подготовка проекта новой транскавказской  автодороги по маршруту Черкесск-Адлер. Дорога эта, по замыслу инициаторов  проекта, должна связать горные курорты  Северного Кавказа с Черноморским побережьем и будет проходить  по территории Кавказского биосферного  заповедника. В качестве приоритетного  определен вариант, маршрут которого проложен через заповедные территории – долину реки Дамхурц, озеро Дамхорс (Инпси), озеро Кардывач и долину реки Мзымты. Если по этому маршруту будет построена магистральная  автодорога, она пройдет по уникальным природным областям, расположенным  в особо охраняемых природных  территориях – Кавказскому заповеднику, Сочинскому национальному парку, Сочинскому государственному заказнику и заказника "Дамхурц". Парадокс ситуации в  том, что проектирование магистральной  автодороги через Кавказский заповедник и Сочинский национальный парк вообще противозаконно, однако, именно эти  изначально противозаконные варианты не только рассматриваются, но и являются основными. Правительство Краснодарского края занимает самую трезвую позицию и выступает за наиболее разумный в экономическом отношении вариант, предполагающий коренную реконструкцию существующей автодороги Майкоп-Туапсе-Сочи. Этот вариант наиболее приемлем и с экологической точки зрения, поскольку он не затрагивает Кавказский заповедник и другие, особо охраняемые природные территории. Пагубность для горной природы строительства автодороги усугубляется также тем обстоятельством, что он смыкается с планами крупномасштабного горнолыжного освоения территорий Сочинского национального парка в районе Красной Поляны. Совмещенный эффект от реализации этих проектов приведет к полному хозяйственному преобразованию огромных по площади территорий долины Мзымты - крупнейшей черноморской реки России. Сейчас эта долина большей частью является территорией нетронутой горной природы. Ее хозяйственно-рекреационное освоение приведет к невосполнимым утратам в сфере сохранения уникального биологического разнообразия Кавказа. Горные районы являются территориями с особой уязвимостью к антропогенному воздействию и с высоким риском экологических и техногенных катастроф.

Поэтому рациональное использование  и сохранения природных уникальных ресурсов Северного Кавказа в  немалой степени зависит от принятия и комплексной реализации радикальных  мер по устранению ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью человека. Возникла острая необходимость в  кратчайшие сроки принять ряд, так  необходимых этому региону, Федеральных  и республиканских программ по государственной  поддержке природоохранных мероприятий  и экологическому мониторингу.9

 

3.2.  Перспективы использования ресурсов и дальнейшее развитие района.

Выгодное транспортно-географическое положение Северного Кавказа  создаёт необходимые предпосылки  для развития хозяйственного комплекса  района, роста торговли и экономических  связей. Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке  – с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими странами. Однако переход  к рынку наложил свой отпечаток  на характер экономических взаимоотношений  новых суверенных государств, а нестабильность на южных границах стала дополнительным фактором дестабилизации социально-экономического положения России.

Развитие Северного Кавказа  предусматривает решение следующих  задач:

• обоснование системы  показателей, комплексно учитывающих  и отображающих социальную, экономическую, финансовую, экологическую ситуацию в регионах, определяющих уровень  развития;

• исследование зависимости  и тенденций социально-экономических  характеристик в республиках;

• выявление закономерности распределения социально-экономических  показателей по уровням;

• определение альтернативных путей развития горных республик  Северного Кавказа.10

Для реализации поставленных задач необходимо привлекать и рационально  использовать имеющиеся ресурсы. Перспективы  использования природного потенциала Северного Кавказа очень широки. С имеющимися в регионе рекреационными ресурсами наиболее продуктивным является развитие курортных зон и туристических объектов. Учитывая современные пожелания людей отправляющихся в отпуск, развитию должны подлежать более экстремальные и экзотические виды отдыха, такие как альпинизм, дайвинг и пр.

В связи с обводненностью нефти и исчерпаемостью разведанных  источников нужно проводить исследовательские  работы для поиска новых месторождений. Устаревшая производственная база нуждается в модернизации в крупных масштабах. Что в свою очередь потребует больших финансовых вложений.

Народно-хозяйственный комплекс Северного Кавказа развивается  под воздействием совокупности взаимодействующих  факторов, определяющих локальные особенности  его производительных сил. К ним  относятся природные условия, наличие  и структура минеральных и  трудовых ресурсов.

На Северном Кавказе в  ближайшее время появятся дополнительно  порядка 400 тысяч рабочих мест, в  том числе активно планируется  осваивать агропромышленный комплекс. Это предполагает программа развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года11.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Для стимулирования экономической активности в регионе  мы приняли решение использовать инструмент государственных гарантий. В качестве пилотного планируется  реализовать проект создания агропромышленного  комплекса в Чеченской Республике.

С точки зрения борьбы с  крайними проявлениями в Чечне в  настоящее время наиболее благоприятная  ситуация, хотя и там деструктивные  силы пытаются, время от времени, дестабилизировать  ее, о чем и свидетельствует  провалившаяся полностью попытка захватить село Центорой. Мужество, которое местные правоохранительные органы продемонстрировали, давая отпор, говорит о том, что эта территория в надежных руках».12

При разработке сценариев  развития Северо-Кавказского федерального округа необходимо определить основные экономические приоритеты на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу  и предусмотреть использование  различных форм государственной  поддержки.

Экономические приоритеты субъектов  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на ближайшие годы будут преимущественно  локализованы в аграрном секторе, в  котором целесообразно создание производственных цепочек, позволяющих  эффективно перерабатывать местное  сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию  конечного продукта. В этой связи  перспективными отраслями являются легкая и пищевая промышленность, ориентированные на переработку  продуктов местного сельского хозяйства, а также туристско-рекреационный  комплекс, в рамках развития которого представляется возможным создание значительного числа новых рабочих  мест.

В инвестиционной сфере целесообразно  обеспечение государственной поддержки, в частности софинансирования за счет средств федерального бюджета  мероприятий по строительству объектов, находящихся в государственной  собственности. Также целесообразна  разработка ряда программ развития Северо-Кавказского  федерального округа, учитывающих особенности  отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа.13

В отличие от других федеральных  округов сложившаяся в Северо-Кавказском федеральном округе ситуация требует  создания особых механизмов управления. Отличительными особенностями округа являются:

  1. слабая экономическая база и высокий уровень безработицы;
  2. значительная доля "теневой" экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм);
  3. высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты;
  4. относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
  5. высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления.

Крайне затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют  финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета  через федеральные целевые программы  не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами  бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение  об их реализации.

Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не приведет к положительным  результатам. Поэтому для обеспечения  устойчивого роста потребуется  повышение эффективности государственного управления, в том числе через  создание новых механизмов, которые  обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.

Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной  корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.

Работа института развития будет осуществляться по нескольким направлениям - развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций.

Институт развития должен стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых  в Северо-Кавказском федеральном  округе, и оказывать содействие реализации инвестиционных проектов. Основными  функциями института развития могут  стать:

  1. поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
  2. планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
  3. софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
  4. продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа и перспективы его использования