Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:19, реферат

Описание

Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация.docx

— 22.39 Кб (Скачать документ)

 

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Под разгосударствлением следует  понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной  смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций  прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход  от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

 

Определение

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный  сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под  приватизацией государственного и  муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

 

Приватизация, обобществление производства и собственность

 

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой  формы собственности. Понятие собственности  имеет два значения. С юридической  точки зрения собственность это  владение имуществом или в обыденном  смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие  собственности включает в себя всю  совокупность экономических отношений  общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства  на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его  интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

 

Приватизация в Казахстане

Реализация политики разгосударствления и приватизации в Казахстане осуществлялась в четыре этапа, каждый из которых  являлся логическим продолжением предыдущего. Каждый этап сопровождался выработкой соответствующей нормативной правовой базы и реализацией программ, определяющих ход дальнейших преобразований.

Первый этап (1991-1992 годы) – начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий.  
Результаты первого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов.

Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных  предприятий. Это явилось началом  массовой приватизации (предприятия  с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек).

В рамках этих направлений  приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК.

Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

В 2000 году была одобрена Концепция  управления государственным имуществом и приватизации, на основе которой  были приняты и реализованы две  программы повышения эффективности  управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы.

В целях усиления государственного контроля над стратегическими отраслями  экономики в 2003 году был принят Закон  Республики Казахстан «О государственном  мониторинге собственности в  отраслях экономики, имеющих стратегическое значение».

В 2005 году в республиканский  бюджет от проданных и выкупленных  объектов приватизации поступило 11 074 млн. тенге. Комитетом госимущества и приватизации, а также его  областными подразделениями в 2005 году было продано 1 239 объектов государственного имущества.

От общего числа приватизированных  объектов 16 единиц (1,3%) составили госпакеты  акций и государственные доли участия; 
9 единиц (0,7%) – имущественные комплексы, подразделения и структурные единицы государственных предприятий и учреждений;  
1 214 единиц (98%) – «прочее государственное имущество», в которое включаются отдельные виды внеоборотных активов государственных предприятий и учреждений, объекты недвижимости и социальной сферы, не включенные в уставные капиталы акционерных обществ, хозяйственных товариществ, но находящиеся у них на балансе.

Все проданные в 2005 году объекты  являлись республиканской собственностью. Из них 3 объекта государственной  собственности относятся к горнодобывающей  промышленности (2648,7 млн. тенге за объект), 6 единиц – к обрабатывающей промышленности (19658,2 млн. тенге за объект), 4 единицы  – к «прочим видам деятельности» (278,5 млн. тенге за объект).  
Наибольшее количество объектов республиканской собственности в 2005 году было приватизировано в городе Астана (214 объектов, средняя цена продажи за 1 объект составила 416,2 тыс. тенге), городе Алматы (100 объектов, средняя цена продажи за 1 объект составила 2053,3 тыс. тенге), Восточно-Казахстанской (123 объекта, средняя цена продажи за 1 объект – 137,5 тыс. тенге), Карагандинской (78 объекта, средняя цена продажи за 1 объект – 884,9 тыс. тенге) областях.

В 2005 году наибольшее количество предприятий было продано через  открытые аукционы: по английскому  методу (с повышением стартовой цены) – 39,5%, что составляет 479 объектов от числа реализованных за этот период; по голландскому методу (стартовая  цена при продаже понижается с  объявленным шагом) – 59,5%, или 722 объекта. При этом по голландскому методу реализация объектов на 20% выше, чем по английскому  методу.  
Через аукционы в 2005 году было продано 96,5% объектов, относящихся к категории «прочие» (недвижимость, объекты незавершённого строительства, отдельные машины, оборудование, транспортные средства). При этом 60,5% объектов продавались посредством голландского метода (с понижением стартовой цены), что связано, в первую очередь, с малой привлекательностью большинства выставляемых на продажу «прочих объектов».

Всего за период 1991-2005 годов  осуществлена приватизация 39853 объектов государственной собственности, из них: 3 709 государственных пакетов  акций акционерных обществ и 36050 имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства  и иных объектов.  
Доходы от приватизации за все эти годы составили 334 млрд. 216 млн. тенге, в том числе 68 млрд. 54 млн. тенге перечислено в Национальный Фонд Республики Казахстан.



Информация о работе Приватизация