Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:19, реферат
Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Разгосударствление и
Под разгосударствлением следует
понимать процесс упразднения
Обратный процесс называется на
Определение
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Экономическая эффективность
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».
Приватизация, обобществление производства и собственность
В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.
Приватизация в Казахстане
Реализация политики разгосударствления
и приватизации в Казахстане осуществлялась
в четыре этапа, каждый из которых
являлся логическим продолжением предыдущего.
Каждый этап сопровождался выработкой
соответствующей нормативной
Первый этап (1991-1992 годы) – начало реструктуризации
государственной собственности путем
акционирования большинства предприятий
с различной степенью государственного
участия. На этом этапе приватизация носила
инициативный характер: государственные
органы принимали решение о приватизации
только после подачи коллективом предприятия
заявки на приватизацию. Посредством аукционов
и конкурсов в течение 1991-1992 годов было
приватизировано 4770 объектов, в том числе
472 совхоза, переданных в коллективную
собственность. Объекты розничной торговли,
общепита, бытового обслуживания, коммунального
хозяйства составили 60% от общего количества
приватизированных предприятий.
Результаты первого этапа приватизации
послужили толчком для развития предпринимательства
в Казахстане, положили начало формированию
в стране частной собственности.
Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов.
Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек).
В рамках этих направлений
приватизации было реализовано свыше
400 объектов. В рамках приватизации
агропромышленного комплекса
Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.
В 2000 году была одобрена Концепция
управления государственным имуществом
и приватизации, на основе которой
были приняты и реализованы две
программы повышения
В целях усиления государственного контроля над стратегическими отраслями экономики в 2003 году был принят Закон Республики Казахстан «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение».
В 2005 году в республиканский бюджет от проданных и выкупленных объектов приватизации поступило 11 074 млн. тенге. Комитетом госимущества и приватизации, а также его областными подразделениями в 2005 году было продано 1 239 объектов государственного имущества.
От общего числа приватизированных
объектов 16 единиц (1,3%) составили госпакеты
акций и государственные доли
участия;
9 единиц (0,7%) – имущественные комплексы,
подразделения и структурные единицы
государственных предприятий и учреждений;
1 214 единиц (98%) – «прочее государственное
имущество», в которое включаются отдельные
виды внеоборотных активов государственных
предприятий и учреждений, объекты недвижимости
и социальной сферы, не включенные в уставные
капиталы акционерных обществ, хозяйственных
товариществ, но находящиеся у них на балансе.
Все проданные в 2005 году объекты
являлись республиканской
Наибольшее количество объектов республиканской
собственности в 2005 году было приватизировано
в городе Астана (214 объектов, средняя цена
продажи за 1 объект составила 416,2 тыс.
тенге), городе Алматы (100 объектов, средняя
цена продажи за 1 объект составила 2053,3
тыс. тенге), Восточно-Казахстанской (123
объекта, средняя цена продажи за 1 объект
– 137,5 тыс. тенге), Карагандинской (78 объекта,
средняя цена продажи за 1 объект – 884,9
тыс. тенге) областях.
В 2005 году наибольшее количество
предприятий было продано через
открытые аукционы: по английскому
методу (с повышением стартовой цены)
– 39,5%, что составляет 479 объектов от
числа реализованных за этот период;
по голландскому методу (стартовая
цена при продаже понижается с
объявленным шагом) – 59,5%, или 722 объекта.
При этом по голландскому методу реализация
объектов на 20% выше, чем по английскому
методу.
Через аукционы в 2005 году было продано
96,5% объектов, относящихся к категории
«прочие» (недвижимость, объекты незавершённого
строительства, отдельные машины, оборудование,
транспортные средства). При этом 60,5% объектов
продавались посредством голландского
метода (с понижением стартовой цены),
что связано, в первую очередь, с малой
привлекательностью большинства выставляемых
на продажу «прочих объектов».
Всего за период 1991-2005 годов
осуществлена приватизация 39853 объектов
государственной собственности, из
них: 3 709 государственных пакетов
акций акционерных обществ и 36050
имущественных комплексов, объектов
недвижимости, незавершенного строительства
и иных объектов.
Доходы от приватизации за все эти годы
составили 334 млрд. 216 млн. тенге, в том числе
68 млрд. 54 млн. тенге перечислено в Национальный
Фонд Республики Казахстан.