Проблема бедности в России и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание

Цель моей работы, рассмотреть проблему бедности в России в ее развитии, отслеживая динамику развития данного процесса за определенный временной промежуток

Содержание

Введение
Проблема бедности в России
2.1 Кто считается бедным в России?
2.2 Бедность и доходы
3. Изучение проблемы бедности и пути ее
3.1 Проблемы изучения уровня бедности.
3.2 Социальные программы как способ борьбы с бедностью.
4. Заключение

Работа состоит из  1 файл

эконом норм 2.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)
 

Российская  Академия государственной  службы

при президенте Российской Федерации

«Сибирская  академия государственной  службы» 

Институт  переподготовки  специалистов 
 

  
 
 

Контрольная работа  
 
 

по  дисциплине: Экономика  
 

тема: Проблема бедности в России и пути ее решения 
 
 

                                                                             Выполнил:

Специальность: Юриспруденция

Группа:  

Руководитель:   
 
 
 
 

Новосибирск 2011                         

                                

Содержание 
 

  1. Введение 
  2. Проблема бедности в России

     2.1 Кто считается бедным в России?

     2.2 Бедность и доходы

     3. Изучение проблемы бедности и пути ее

     3.1 Проблемы изучения уровня бедности.

     3.2 Социальные программы как способ борьбы с бедностью.

    4. Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Введение 
 

  Одна из  наиболее острых проблем переходного  периода - падение уровня жизни  населения, широкое распространение  бедности. Понятия “прожиточный  минимум” и “черта бедности”  стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами. Однако проблема бедности остается дискуссионной. 
  За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России.  Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами. Таким образом, проблема бедности в России чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. 
  Цель моей работы, рассмотреть проблему бедности в России в ее развитии, отслеживая динамику развития данного процесса за определенный временной промежуток
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема бедности  в России 

2.1 Кто считается бедным в России?

 
К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины". 

В 2000 году изменение  методики расчета величины прожиточного минимума, наоборот, привело к росту числа бедных. Если бы к данным 2000 года применить критерии 1992 года, то во втором квартале 2000 года доля бедных оценивалась бы в 27,6%, а не в 34,7%, как она была оценена в соответствии с новыми критериями.  
Концепции бедности можно разделить на абсолютные, которые определяют минимум средств к существованию, и относительные, которые определяют бедного как того, чей доход не позволяет жить по признанным и преобладающим стандартам потребления. 
Абсолютные концепции реализуются через расчет “потребительской корзины”, величина которой должна включать в себя потребление продуктов питания, одежды, предметов домашнего обихода, содержание жилища, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и быть достаточной для воспроизводства рабочей силы. Объём “потребительской корзины” должен лежать в основе определения минимальной заработной платы. 
Более полными представляются относительные концепции, базирующиеся на оценке располагаемых семьей ресурсов, в качестве которых принимаются душевые ежемесячные денежные доходы или душевые ежемесячные денежные расходы, или экспертная оценка душевых доходов (расходов). Последняя оценка представляется полной, т.к. дает возможность учесть все ресурсы, располагаемые семьей (заработная плата, производство семьей продуктов в личном подсобном хозяйстве для потребления и продажи, накопленный материальный потенциал семьи). 

 
2.2 Бедность и доходы
 

 
Основная причина распространения  бедности - падение среднего уровня реальных доходов россиян. В 1992 году реальные доходы граждан составили 52% от уровня предшествующего года. В 1993 году, в основном за счет значительно опережающего инфляцию роста пенсий, реальные доходы выросли, что способствовало сокращению численности бедного населения. Но в последующие два года реальные доходы опять снижались, и только в 1996 появилась позитивная тенденция к увеличению денежных доходов вследствие одновременного роста заработной платы и пенсий и к снижению числа бедных. Финансовый кризис 1998 года прервал эту тенденцию, повернув ее вспять.  
За годы становления рыночной экономики наиболее драматичные изменения произошли в оплате труда. В 1992 году минимальная заработная плата составляла 33% от прожиточного минимума трудоспособного населения, к 1995 году этот уровень понизился до 14%, затем наблюдался его некоторый рост, а с 1998 года опять обозначилась тенденция снижения. В 1999 году минимальная заработная плата составила 8% от прожиточного минимума трудоспособного населения. В результате, в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура более 60% работников стали получать зарплату ниже уровня прожиточного минимума. 
Низкий уровень оплаты труда стал главной причиной бедности работающего населения. В 1999 году средняя заработная плата в России составила 158% от величины прожиточного минимума. Это означает, что семья из двух работников со средним уровнем оплаты труда может обеспечить минимальный уровень потребления только одному ребенку, а 50% семей работников не могут обеспечить минимально приемлемый уровень жизни даже одному ребенку. 
Низкий уровень заработной платы сочетается с масштабными задолженностями по оплате труда. Задержки и невыплаты заработной платы относятся к числу наиболее серьезных и, к сожалению, уже типичных нарушений трудового законодательства. Долги по зарплате присущи не только низко рентабельным, но и преуспевающим предприятиям, а длительные задержки зарплаты в большей степени характерны, когда речь идет о низкооплачиваемых работниках.  
Говоря об уровне заработной платы, нельзя не отметить, что официальная статистика отражает не все. В настоящее время распространена практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающим по найму. Даже на официально зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух- до двадцатикратных размеров. Во многом неформальное распределение выступает как бегство от чрезмерно высоких социальных налогов, базой исчисления которых служит фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты труда и вывода ее из "тени" относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда. 
Минимальная пенсия также остается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, хотя, по сравнению с минимальной заработной платой, она в большей степени приближена к черте бедности. В 1992 году минимальная пенсия составляла 85% от прожиточного минимума пенсионеров, к 1998 году это соотношение упало до 48%; наихудшим - 45% - оно было в 1999 году. 
Начиная с 1992 года, важным фактором имущественного расслоения стала концентрация предпринимательского дохода и дохода от собственности у ограниченного круга высокодоходных слоев населения. На долю 20% самых обеспеченных жителей России в 1999 году приходилось 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. 
Таким образом, снижение среднего уровня доходов и рост неравенства в их распределении - это две основных причины роста числа бедных в течение последних 10 лет.  
Впрочем, рост численности бедного населения не всегда сопровождался одновременным падением реальных доходов и ростом неравенства. В 1995 году увеличение доли бедных происходило на фоне снижения реальных доходов и сокращения неравенства. Это означает, что финансовый кризис 1995 года отразился на всех доходных группах: стало больше людей с доходами ниже прожиточного минимума, но и высокодоходные группы тоже стали получать меньше. В 1999 году, несмотря на некоторый рост среднего уровня доходов, численность бедного населения продолжала увеличиваться. Это означает, что основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
3. Изучение проблемы бедности и пути ее
 

3.1 Проблемы изучения уровня бедности.

 
 
Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет многогранную проблему. Ограничение распространения бедности, прежде всего в ее наиболее опасной, хронической, форме, важно не только из гуманитарных соображений, но также с точки зрения сохранения и улучшения физического, трудового, интеллектуального потенциала будущих поколений. Поэтому проблемы, связанные с оценкой бедности и ее распространением, находятся сейчас в центре внимания мирового сообщества. Концептуальные различия в определении распространения бедности не исчерпываются различными подходами к установлению черты бедности. Другим источником значительных расхождений является выбор показателя, соотносимого с чертой бедности. Как правило, используется показатель денежных доходов домашних хозяйств; в отдельных случаях - денежных расходов домашних хозяйств, а иногда и показатель располагаемых материальных ресурсов домохозяйств.  
В мировой практике для оценки распространения бедности на официальном уровне обычно используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. В 80-е годы голландскими учеными из Лейденского университета был предложен еще один подход к оценке бедности - субъективный. В его основе - представление о бедности как о невозможности реализовать свой потенциал.[2] На основании вопросов выявляется зависимость между представлениями о достаточном минимальном доходе и уровнем действительного дохода. Самооценка бедности может иметь в основе как реальное состояние, так и возможное ощущение бедности из-за отсутствия возможностей удовлетворить потребность в тех или иных товарах и услугах, которая субъективно считается необходимой.  
Таким образом, среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, можно выделить абсолютную, относительную, субъективную черту бедности. В зависимости от принятых критериев меняется картина распространения бедности. В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей.  
Основным инструментом для определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет минимального стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.  
В мировой практике используется более простой способ – соотношение между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом. 
Так, в странах Европейского Союза бедными считаются лица с доходами менее 50% среднедушевого дохода в стране их проживания.  
Согласно федеральному закону о прожиточном минимуме в РФ (1997 г.), потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ в субъектах РФ определяются не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций с участием общероссийских объединений профсоюзов. Потребительская корзина в целом по России устанавливается федеральным законом, а в субъектах РФ - законодательными органами субъектов РФ с учетом местных особенностей потребления. Величина прожиточного минимума на душу населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.  
Начиная с 1994 г., Госкомстат для оценки дифференциации доходов и численности населения за чертой бедности использует данные не за отдельно взятые месяцы, а усредненные за определенный промежуток времени (квартал, полугодие, год), нивелируя нерегулярность получения доходов в связи с хроническими невыплатами заработной платы и социальных трансфертов.  
Однако в условиях массовых и хронических задержек заработной платы и социальных трансфертов растущим источником доходов населения становится личное подсобное хозяйство и занятость в неформальном секторе. И более адекватной оценкой распространения бедности могло бы стать сопоставление прожиточного минимума и текущих располагаемых материальных ресурсов домохозяйств, которые определяются стоимостью потребления продуктов питания, в то числе произведенных в личном подсобном хозяйстве, расходы на непродовольственные товары, услуги, а также прочие потребительские расходы.  
Реальная оценка уровня бедности представляется жизненно необходимой для формирования комплексной долгосрочной стратегии ограничения бедности и приведения социальных функций государства в соответствие с его ресурсами. Находясь под воздействием разнообразных экономических, демографических, социально-политических факторов, уровень бедности является индикатором экономической безопасности населения, а его снижение требует многосторонней ответственности и усилий как государственных, так и негосударственных структур, общественных объединений, а также международных организаций. 
 

 
3.2 Социальные программы как способ борьбы с бедностью.
 

 
Рост бедности - следствие множества социально-экономических факторов, воздействовать на которые далеко не просто. Тем не менее государство может проводить политику, способную сократить бедность и смягчить ее последствия. Как и всякая политика, она требует выбора приоритетных направлений действий.  
Конечно, главное направление - это содействие формированию эффективного рынка труда. Здесь есть две ключевые задачи: поддержка активных программ занятости и повышение уровня оплаты труда. Решение этих задач нельзя связывать только с высокими темпами экономического роста. Перераспределение доходов в пользу низкооплачиваемых категорий работников и легализация неформальных заработков могут осуществляться и в условиях экономической стагнации. Важно отметить, что снижение неравенства и сокращение масштабов теневых отношений на рынке труда сами могут стимулировать экономический рост. 
Но и при самом благоприятном развитии событий всегда существуют группы населения с особенно высоким риском бедности, нуждающиеся в финансовой поддержке с помощью специальных социальных программ.  
Такие программы в явном или неявном виде существовали в советский период, но тогда посредством привилегий и льгот выстраивалась социально-экономическая стратификация общества, так что большинство социальных льгот предоставлялось небедным гражданам и семьям. Эта традиция сохраняется до сих пор. Большинство социальных программ в России направлено на поддержку отдельных привилегированных категорий населения, имеющих те или иные заслуги перед государством, - идет ли речь, скажем, о льготном доступе к распределению и оплате жилья, обеспечении медицинскими, транспортными и санаторно-курортными услугами и т. д. Даже если принимать во внимание поддающуюся статистическому учету систему льгот и привилегий, то по данным бюджетной статистики лишь 30% социальных трансфертов (без учета пенсий) приходится на бедное население. 
Когда же речь идет о борьбе с бедностью, особенно в условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на социальную поддержку населения, приоритетной группой для социальных программ должны стать именно бедные.  
В то же время ясно, что 30% жителей страны не могут стать участниками адресных социальных программ. Финансовые возможности органов социальной защиты позволяют реально обеспечить поддержку только 8-10% населения. Примерно такую долю населения и составляют домохозяйства с низким социальным и экономическим потенциалом (высокая нагрузка иждивенцами; отсутствие образования, конкурентных профессионально-квалификационных навыков, исключенность из сетей межсемейной поддержки и пр.), а значит и с высоким риском бедности. Им-то и должны быть адресованы программы прямой поддержки. Оставшиеся 20% населения, признанного бедным по критерию обеспеченности доходами, на самом деле обладают значительными ресурсами (образованием, здоровьем, квалификацией и пр.). Создание условий, способствующих реализация этих ресурсов, а не прямая адресная поддержка, и должно стать основой стратегии сокращения бедности у этой части населения. Только сочетание адресной субсидиарной поддержки домохозяйств, объективно обладающих низким социально-экономическим потенциалом, с активными программами занятости может способствовать позитивной экономической модернизации. 
Риск бедности возрастает при отсутствии второго заработка в семье, низких доходах в связи с высоким уровнем иждивения и т.п. Согласно данным обследования уровня жизни семей с детьми, появление первого ребенка увеличивает вероятность бедности в среднем на 9 процентных пунктов, второго - еще на 12, а третьего и последующих - на 16 процентных пунктов.  
По данным мониторингового обследования уровня жизни семей в краях и областях РФ от 60 до 90% семей за чертой бедности составляли семьи с детьми до 18 лет.  
Наряду с экономическими, демографическими факторами резкому росту бедности в 1992 - 1995 годах и остающемуся крайне высоким уровню бедности в 1996 - 1998 годах способствовали неэффективность средств социальной защиты и слабость системы социального обеспечения.  
Опыт переходного периода в России еще раз подтвердил, что отдельные мероприятия по сокращению отставания доходов от скачкообразного увеличения потребительских цен не могут заменить комплексную социальную стратегию, направленную на приспособление населения к меняющимся условиям жизнедеятельности.  
В действующем законодательстве России закреплена система защиты населения от риска потери трудоспособности, болезни, инвалидности, безработицы и др. Введена единая государственная система пособий на детей, льготы и компенсации группам населения, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, межнациональных конфликтов. Но по существу основные принципы предоставления пособий, в частности на детей, - всеобщность, уравнительность при мизерных размерах - сохранились с дореформенного периода.  
Необоснованность размеров социальных пособий и произвольный по времени и масштабам характер пересмотра способствовали девальвации их значения для нуждающихся: в отдельные периоды, например, размеры пособия на ребенка составляли менее 10% прожиточного минимума, рассчитанного для детей. В то же время такая политика привела к распылению и без того крайне ограниченных средств на эти цели.  
Перспективы решения проблем социальной защиты и ограничения бедности в России связаны, на наш взгляд, с разработкой мер целевой, адресной поддержки преимущественно в натуральной форме нетрудоспособных граждан и с повышением личной, семейной ответственности трудоспособных членов общества за самообеспечение. Такой подход объяснятся сложившимися реалиями социально-экономической ситуации.  
Дело в том, что государственное вспомоществование не устраняет причин бедственного экономического положения получателей пособий. А мизерные размеры пособий не могут стать действенной поддержкой даже наиболее обездоленным. Их привязка к размерам минимальной заработной платы не имеет ни экономического, ни социального смысла.  
В настоящее время и в ближайшей перспективе адекватная государственная материальная поддержка всех, кто находится за официальной чертой бедности, представляется нереальной и в силу общей финансово-экономической ситуации в стране. Поэтому необходима разработка мер по выявлению и поддержке нетрудоспособных, наиболее нуждающихся лиц при одновременном создании условий для самообеспечения тех, кто может трудиться.  
Для достижения большей эффективности социальные меры должны быть максимально приближены к конкретным условиям жизнедеятельности и обращены не к абстрактной общественной фигуре и даже не к социальному типу, профессиональной категории, а к семье, к личности, с ее индивидуальными проблемами и возможностями адаптации к новым экономическим условиям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 
В заключении, на основании изучения масштабов, уровня глубины бедности в России переходного периода, можно сделать вывод, что процесс обвального падения уровня жизни населения и интенсивного распространения бедности, приостановленный в 1997 г. - первой половине 1998 г., вновь набирает силу.  
Население России испытывает двойную угрозу экономической безопасности - как под воздействием общемировых тенденций, увеличивающих риск снижения реальных доходов и усиления ненадежности их источников, так и по причинам, связанным со спецификой переходного периода и предшествовавшего ему развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ЛИТЕРАТУРА:
 

 
1.     Е. Антосенков, Ю. Кокин. Реформа заработной платы – ожидания и реальность//Экономист. – 1997. - №4.  
 
2.     Леонидова А. И. Проблема бедности в России. М., 2000 
 
3.     Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России). М., 1999 
 
4.     Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы./ Вестник Банка России. – 2000. - №1. 
 
5.     Основы изучения человеческого развития. Под ред. Н.Б.Баркалова и С.Ф.Иванова. – М.: “Права человека”, 1998 
 
6.     Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень №2//ФНПР, Академия труда и социальных отношений, 2000 
 
 

Информация о работе Проблема бедности в России и пути ее решения