Проблема формирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом

Содержание

Введение 2
Глава I. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1.1 Эволюция понятия "рынок труда". 4
1.2 Рынок труда и заработная плата. 6
1.3 Особенности товара «труд»........................................... 11
1.4 Типология и структура рынка труда 13
1.5 Безработица в России……………………………………………………….18
Глава II. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда 23
2.2 Государственное регулирование рынка труда 27
2.3 Правовое регулирование рынка труда 31
2.4 Деятельность профсоюзов……………………………………………………………………….. 33
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике................................................................ 36
Заключение...........................................................................................................40
Список литературы…………………………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

проблема формирования рынка труда.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     Много вакансий в вечных сферах обслуживания, финансов, управления. Причина этому в том, что резко изменились требования по содержанию профессиональных знаний и умений для хорошо знакомых должностей. Потребовались секретарши со знанием английского, улыбающиеся продавщицы, директора, которые умеют управлять в системе, не планируемой экономики и конкуренции. Это создало ситуацию, когда многие старые кадры с записью в трудовой книжке «секретарь, продавщица, директор» не подходят на новые должности с такими же названиями. В современных условиях их прежний опыт значительно обесценился.

     Обречен бухгалтер, намертво вцепившийся в  деревянные счеты или даже электронным калькулятором. А вот его коллега, закончивший аудиторские курсы, благоденствует. Если для бухгалтера раньше важна была хорошая память, то теперь необходимыми стали гибкость мышления и способность быстро воспринимать новую информацию.

     По  данным АО «АГЕНТСТВО КОНТАКТ», уровень  спроса на специалистов на начало 2006 года выглядел следующим образом:

     торговые  работники - 3 1 %;

     бухгалтеры, аудиторы, финансисты - 12 %;

     секретари - 13 %;

     программисты, технические специалисты - 15 %;

     управленцы  и кадровики - 6 %;

     специалисты по маркетингу и рекламе - 5 %;

     банковские  специалисты - 3 %;

     работники сферы бытовых услуг - 3 %;

     логистики - 3 %;

     Но  многие выпускники вузов, получившие нужные специальности, не могут устроиться на работу. Профессиональная подготовка, разумная занятость молодежи - важнейшая  проблема для любого государства, вне  зависимости от уровня его общественного богатства. Недостаточные инвестиции в социальную сферу, в человека сказываются прежде всего на молодых людях. Не случайно по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанному ООН, Россия находится лишь на 57-м месте, где-то между Польшей и Бразилией.

     По  данным Федеральной службы занятости, в прошлом году в общем числе  зарегистрированных безработных более 20 % - молодые люди, не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Можно предположить, что на практике и эта цифра сильно занижена, так как далеко не каждый юноша или девушка, не имеющие работы, обращаются в службу занятости.

     В разных регионах рынок труда складывается по-разному. В Москве проблема безработицы  стоит не так остро, как в целом  по России. В столице есть множество  бирж труда, как государственных, так и частных. Функционируют более 200 коммерческих обществ труда и занятости, которые за плату подбирают для работодателей нужных им специалистов. В регионах, где уровень безработицы значительно выше, а центр занятости максимум один на район, на каждую открывшуюся вакансию претендуют несколько человек. И молодые в этой очереди зачастую оказываются не в первых рядах.

     Поэтому именно в регионах Федеральная служба занятости проводила эксперимент, который условно назвали «Молодежной практикой». Для юношей и девушек организовали курсы по 62 специальностям. Готовили бухгалтеров, слесарей по ремонту автомобилей, медсестер, портных, кондитеров. Важно, что обучение чередовалось с производственной практикой на более или менее стабильных предприятиях. Именно практика позволила 65 % занимавшихся закрепиться на работе.

     Рынок труда в Курганской области

     Численность экономически активного населения на конец 2005 года составила более 500 тыс. человек, из них заняты в экономике около 440 тыс. человек. Уровень официальной безработицы составил 2,5% (13,1 тыс. человек), что на 0,2% меньше, чем в 2004 году. На конец декабря нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 4,5 против 5,3 на эту дату прошлого года. С целью трудоустройства молодежи в летний период было сформировано почти 50 студенческих отрядов, которые работали в Уральском регионе. В течение года продолжалась реализация областной программы «Содействие занятости населения Курганской области на 2002-2005 годы»

 

3. Регулирование рынка труда

     Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

     Большое влияние на рынок труда оказывают  государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

     Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

     Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине ХIХ века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса.

     В результате экономическая жизнь  стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно - технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80 х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

     Итогом  фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы  его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что  неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

     3.1 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

     В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно высокий, хотя он и постепенно снижается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая “теневая” занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет “теневой доход”, либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

     До  сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а  не вследствие сокращения потребности  предприятий в рабочей силе. В  то же время процесс перемещения рабочей силы из “легального” сектора экономики в “теневой” (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

     На  сегодняшний день главной проблемой  занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

     В настоящее время ситуация на рынке  труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

     Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве  профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

     В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

     Особый  интерес представляет анализ положения  молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

     На  молодежный возраст приходятся главные  социальные и демографические события  в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

     Подростковая  группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в “теневом” секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Информация о работе Проблема формирования рынка труда