Проблема оптимизации структурных форм совственнности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:40, контрольная работа

Описание

Собственность занимает центральное место в экономической системе. Она обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда.

Содержание

Экономическая сущность собственности 3
Структура и формы собственности в экономике 7
Система управления государственной собственностью 11
Оптимизация государственной и муниципальной собственности 15
Почему необходимо реформирование отношений собственности 17

Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

Содержание микро.docx

— 171.53 Кб (Скачать документ)

    Характер  собственности определяет объем  потребления и формы обмена материальных благ. Говоря иначе, собственник может  на свое усмотрение производить обмен  на другие товары и продукты, частично или полностью осуществлять их потребление. Те лица, которые не имеют в своем  распоряжении собственности, выступают  в роли наемных рабочих и получают заработную плату за свой труд.

    Таким образом, формы собственности в  экономике определяют положение  людей, отдельных классов и групп  в обществе, а также регулируют их доступ к используемым экономическим  ресурсам и объектам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Система управления государственной собственностью 
 

    Реализация  права государства на объекты  собственности достигается через  функционирование системы управления государственной собственностью, под  которой понимается совокупность органов  государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной  собственностью (Мингосимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной  собственности.

    Органы  исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий:

    1. Макроуровень (федеральный) – уровень  взаимодействия федеральных органов  законодательной и исполнительной  власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, субъекты Российской Федерации,  владельцев федерального имущества,  фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации  и фонды.

    2. Мезоуровень – уровень взаимодействия  элементов системы управления  Мингосимущества России со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.

    3. Микроуровень – уровень взаимодействия  структурных подразделений аппарата  Мингосимущества России между  собой.

    До  настоящего времени не установлено  разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной  собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в  этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

    Повышение эффективности управления государственной  собственностью требует обоснования  участия органов федерального управления в этом процессе. По нашему мнению, особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества  Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной  собственностью и поэтому должно быть наделено полномочиями, достаточными для выполнения делегированных ему  государством основных функций.

    Федеральные органы управления государственной  собственностью

    Наличие большого количества разнообразных  объектов, составляющих государственную  собственность, требует сложной  системы управления. При этом важнейшая  роль в управлении государственной  собственностью принадлежит системе  федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные  министерства) и иные федеральные  органы исполнительной власти (государственные  комитеты Российской Федерации, федеральные  комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные  надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации).

    Территориальные органы управления государственной  собственностью

    В соответствии с Федеральным законом  «О приватизации …» Мингосимущество  России создало свои территориальные  органы в субъектах Федерации, которые  образуют единую систему органов  по управлению и приватизации федеральной  собственностью. В субъектах Российской Федерации такими органами являются территориальные комитеты (агентства), создаваемые распоряжениями Мингосимущества  России.

    Свою  деятельность территориальные агентства  осуществляют в контакте с региональными  отделениями Российского фонда  федерального имущества, Министерства по антимонопольной политики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Федеральной службы Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству и др.

    Системный подход дает возможность исследовать  проблемы управления государственной  собственностью в единстве с проблемами развития экономики в целом, оценить  характер их взаимосвязи, учесть влияние  внешних условий на процессы управления государственной собственностью. Современный  уровень развития системной методологии  и результаты отечественного и зарубежного  опытов ее применения на практике позволяют  сформулировать методологические принципы, на основе которых должна разрабатываться  и совершенствоваться система управления государственной собственностью.

    Использование основополагающих принципов системного подхода применительно к проблеме управления государственной собственностью заключаются в следующем.

    1. Система управления государственной  собственности должна рассматриваться  как единое целое (принцип системности).

    2. Система управления государственной  собственностью должна функционировать  в соответствии с местом, занимаемым  ею в экономике государства  и с учетом возможностей государства  по ее содержанию, управлению  и развитию (принцип учета внешней  среды).

    3. Цели управления государственной  собственностью должны соответствовать  целям развития системы более  высокого уровня – экономики  государства в целом (принцип  иерархии целей).

    4. Управление государственной собственностью  должно быть построено как  многоэтапный итерационный процесс  (принцип итерационности).

    5. Целесообразность выделения государственных  ресурсов на содержание и развитие  различных составных частей СУ  ГС должна определяться исходя  из их вклада в достижение целей системы вышестоящего уровня (принцип эффективности использования ресурсов).

    6. Управление государственной собственностью  должно осуществляться, прежде всего,  исходя из долгосрочных целей  развития (принцип приоритета долгосрочных  целей).

    7. Управление государственной собственностью  должно быть непрерывным процессом  (принцип скользящего планирования). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Оптимизация государственной и муниципальной  собственности
 
 

    Производство материальных благ не есть функция государства. Поэтому в принципе государственный сектор экономики должен стремиться к нулевой отметке. Но это в идеале. Реалии же таковы, что, к примеру, в середине 90-х гг. минувшего века доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза характеризовалась следующими образом. Удельный все государственного сектора существенно варьируется по отдельным странам. Чем обусловлены эти различия? Видимо, прежде всего возможностями реализации базовых функций конкретного государства, национальными и историческими особенностями его развития. Иначе говоря, государство должно располагать таким объемом средств производства, материальных и финансовых ресурсов, который ему необходим и достаточен для эффективной реализации собственных функций в данной, качественно определенной экономической и политической среде. Причем существенную значимость имеют такие параметры окружающей его экономической обстановки, как уровень денежных доходов населения, состояние конкурентной среды (монополизации экономики), производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры. И если доходы преобладающей массы населения достаточно велики, то удельный вес государственной собственности в существенной мере предопределен состоянием конкурентной среды на национальном рынке товаров и услуг, поскольку данные общественные потребности могут быть более эффективно удовлетворены посредством рыночных механизмов негосударственным сектором экономики. Поэтому удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве, равно как и муниципального, есть величина переменная. Она обусловлена прежде всего качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования и развития, а также национальными особенностями спецификой исторического развития каждой данной страны.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Почему  необходимо реформирование отношений  собственности
 
 

      Реформирование отношений собственности  в процессе перехода от централизованно-плановой  к рыночной модели хозяйствования  диктуется прежде всего потребностью  в формировании необходимых условий  функционирования рыночного хозяйства.  Как известно, оно покоится на  двух "китах": экономической свободе  производителей и потребителей, с одной стороны, конкуренции  цен — с другой. Эти обязательные  условия не могут быть реально  обеспечены в рамках фактически  безраздельной монополии государственной  собственности на основные условия  производственно-хозяйственной деятельности  — средства производства, финансовые  ресурсы, землю. Поэтому переход  к рыночной экономике выдвигает  объективное требование разделения  собственности на условия и  на результаты производственно-хозяйственной  деятельности. Разгосударствление  объективно необходимо и в  силу других причин. Каждая из  четырех основных сфер жизнедеятельности  общества, каковыми являются духовная, производственно-хозяйственная, социально-политическая  и публично-властная, должны выполнять  лишь внутренне присущие ей  функции. Духовная сфера формирует  и воспроизводит качественно  определенные морально-этические  ценности. Основной функцией производственно-хозяйственной  сферы является удовлетворение  материальных потребностей общества  в целом и каждой личности  в отдельности. Сфера социально-политической  деятельности выполняет функцию  консолидации, артикуляции и последующего  лоббирования интересов элементов  структуры профессиональной, демографической,  национальной, конфессиональной, социальной, политической и т.п. организации  общества. Публично-властная сфера  гарантирует баланс интересов  субъектов производственно-хозяйственной,  социально-политической и властно-публичной  деятельности, а также обеспечивает  наиболее общие условия эффективного  функционирования и развития всех основных сфер жизнедеятельности общества. 
Иными словами, между основными сферами жизнедеятельности общества существует известное разделение труда. Если оно нарушается, то возникает ряд коллизий. Может произойти их всеобщее огосударствление (этатизация жизнедеятельности общества). Возможна их политизация, т.е. подчинение целям и интересам отдельных классов, социальных или даже профессиональных групп (к примеру, технократии, номенклатуры), политической партии или движения, что находит завершение в тоталитаризме. Не исключена "экономизация" всех сфер жизнедеятельности в ущерб духовным, социальным, политическим, национальным и т.п. моментам общественного развития (к примеру, господство "дикого" капитализма или внешне респектабельной финансовой олигархии). Таким образом, каждая из сфер жизнедеятельности общества объективно должна выполнять собственную, лишь ей присущую функцию. Поэтому, образно говоря, "не царское это дело — веники вязать", т.е. публично властной сфере заниматься производством материальных благ. "Царское", государственное дело — исправно выполнять свои собственные функции.

    Функцию удовлетворения материальных потребностей профессиональней и лучше, чем субъекты производственно-хозяйственной деятельности выполнить никто не может. Значит, огосударствление экономики, ее этатизация есть гипертрофирование функций  одной из сфер жизнедеятельности  за счет умаления функций других. Поэтому  разгосударствление экономики, приватизация значительной части объектов государственной  собственности есть объективный  процесс возвращения функций  их законным носителям. Государство  может и должно сохранять свои позиции собственника лишь в той  мере, насколько это необходимо для  эффективной реализации собственных, имманентных ему социально-экономических  и политических функций. 

    Список  использованных источников:

   
   1.  Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В.И. – Учебник, 2-е изд.- М.:РАГС, 2005. - 115 с.

    1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.- 416 с.
  1. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2006.-672 с.
  2. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009.- 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2008. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007.- 576 с.
  5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Микроэкономика. СПб.,2007. – 367 с.
  6. Пиндайк Р. Микроэкономика. - М.: Просвещение, 2006. - 510 с.
  7. Микроэкономика. // Под ред. Е.Б.Яковлевой. - М.: Юнити, 2006. - 240 с.

 

Информация о работе Проблема оптимизации структурных форм совственнности