Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение проблем безработицы и занятости, определения их специфики, а также анализ экономических решений и разработка путей регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление основных причин занятости и безработицы;
- анализ состояния безработицы и занятости;
- пути регулирования и принятие решений, связанных с устранением безработицы или снижением ее уровня, а также изучение мер государственной политики, влияющих на занятость населения.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ
7
1.1.
Основные виды, формы проявления и уровень безработицы
7
1.2.
Понятие занятости населения, ее принципы, основные модели и формы
21
2.
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
31
2.1.
Причины и особенности безработицы в России, пути ее регулирования
31
2.2.
Динамика безработицы и проблемы занятости населения в Алтайском крае
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3
СОДЕРЖАНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ | 7 |
1.1. | Основные виды, формы проявления и уровень безработицы | 7 |
1.2. | Понятие занятости населения, ее принципы, основные модели и формы | 21 |
2. | ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ | 31 |
2.1. | Причины и особенности безработицы в России, пути ее регулирования | 31 |
2.2. | Динамика безработицы и проблемы занятости населения в Алтайском крае | 43 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 51 |
| БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 54 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Спрос и предложения различных специалистов | 57 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Занятость населения по секторам экономики | 58 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России | 59 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Структура безработных по возрастным группам сравнении с некоторыми регионами (Сибирский Федеральный округ) в | 60 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Численность экономически активного населения (Алтайский край) | 61 |
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике связан с большими трудностями и с возникновением проблем социально-экономического плана. Одна из этих проблем – проблема занятости и безработицы неразрывно связана с людьми, с их производственной деятельностью и производственными отношениями на предприятии.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии и создания эффективных механизмов использования трудовых ресурсов. В 1992г. после провозглашения независимости России, на биржах труда были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике.
Безработица - наличие определенного количества трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы,- это объективная реальность рыночной экономики, для которой, наряду с другими рынками, характерен рынок рабочей силы. Положение России усугубляется тем, что прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и предложением рабочей силы разрушены.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость населения. Некоторые из государственных программ по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства; программы страхования по безработице, уделяют внимание отдельным экономическим трудностям, с которыми сталкиваются безработные.
Переход России к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором, и ее масштабы будут возрастать.
И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития. Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости.
Поэтому актуальность настоящей темы не снижается с течением времени и состоит в том, что занятость и безработица представляют собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает неустойчивость экономического положения и снижение жизненного уровня.
Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и престижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего, потому, что при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве главного работодателя и предприятие.
Целью исследования является рассмотрение проблем безработицы и занятости, определения их специфики, а также анализ экономических решений и разработка путей регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление основных причин занятости и безработицы;
- анализ состояния безработицы и занятости;
- пути регулирования и принятие решений, связанных с устранением безработицы или снижением ее уровня, а также изучение мер государственной политики, влияющих на занятость населения.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась к всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось, прежде всего, как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворять спрос на рабочие места.
Практическая значимость работы заключается в том, что в новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. [1]
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных производств и неконкурентоспособных предприятий. Поэтому данные процессы, затрагивающие интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться, необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений в сфере поддержания сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Предметами настоящего исследования выступают безработица и занятость, их состояние, основные проблемы и возможные пути регулирования, а объектами являются Россия, и один из ее регионов – Алтайский край, на примере которого с помощью метода сравнительного анализа происходит, изучение проблемы и будут проведены исследования в соответствие с темой выпускной квалификационной работы.
В работе использована научная и периодическая литература российских и зарубежных авторов, таких как: Агапова Т. А., Серегина С. Ф., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензин Р., Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А., М. Н. Чепурина, Е. А. Киселева, В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой, Кузьмина Н.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ
1.1. Основные виды, формы проявления и уровень безработицы
Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.
Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, на котором кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Горизонтальная ось – это количество труда Q, вертикальная – ставка заработной платы Р (См. Рисунок 1).
P
D
Рисунок 1 Кривая спроса Рисунок 2 Кривая предложения
Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона, с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается (См. Рисунок 2). Пересечение же этих двух кривых дает равновесный уровень заработной платы. При данном уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость – спрос на труд равен предложению (См. Рисунок 3).
Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое населения является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.
P D
P1
S
0
Рисунок 3 Полная занятость
В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечает требованию поиска работы. Предполагается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска – это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
Состояние занятости и безработицы на рынке характеризуют следующие показатели:
неинституциональное население Чнн;
численность занятых Чз;
численность безработных Чб;
численность лиц, не входящих в состав рабочей силы Чнрс.
Между данными показателями существуют следующие зависимости:
численность рабочей силы
неинституциональное население Чнн = Чз + Чб + Чнрс;
уровень занятости населения
уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз + Чб);
норма безработицы
уровень вовлеченности населения
в состав рабочей силы
Уровень и динамика этих показателей в макроэкономике зависят от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях. Также уровень безработицы зависит от заработной платы. Данная зависимость вошла в историю экономической мысли под названием кривой Филипса (См. Рисунок 4).
И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые
всем ходом социально-экономического развития. Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости.
Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и престижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего, потому, что при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство, в качестве главного работодателя и предприятие. [2]
4
0
-4 3 6 9
Уровень безработицы, %
Рисунок 4 Кривая Филипса: Функциональная зависимость между уровнем безработицы и динамикой цен
Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью статистических показателей, которые характеризуют охват безработицей рабочей силы и характеризуют среднюю продолжительность одного случая безработицы.
Большинство экономистов признает закономерным и необходимым в условиях рынка существование определенного уровня безработицы. Экономист Дж. Кейнс понятие вынужденной безработицы выводил из недостатка эффективного совокупного спроса. Под полной занятостью он понимал такое ее состояние, когда численность занятых уже никак не меняется в зависимости от дополнительного расширения эффективного спроса, и потому его дальнейший прирост оказывается чисто инфляционным, т. е. выражается лишь в общем повышении номинальных величин. При этом вынужденная безработица равна нулю.
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т. д. При этом полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.
Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, “полная занятость” определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании» ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой–то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы.
Если число, ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, т. е. количество свободных рабочих мест, превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактически уровень безработицы ниже естественного уровня.
Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточнения в двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. В редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4%, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам «важнейших» отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода с 1943 по 1945 г. составил менее 2%, а в 1944 г. упал до 1.2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменение в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96% рабочей силы. В настоящее же время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. [3]
Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).
Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы? Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляют ее влияние на экономику и позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы.
Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
При этом выделяются факторы, влияющие на точную оценку безработицы:
1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые на неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
И хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики. [4]
Основными же причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие:
увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице;
выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д.
В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания», которая возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (Рисунок 5).
«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы (w/p)0 предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1, и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты. [5]
При анализе факторов труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Естественная норма безработицы – это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату [8, с.134.]. Рассмотрим основные виды и подвиды безработицы (См. Таблица 1.).
Таблица 1.
Основные виды и подвиды безработицы
1.Естественная безработица: | 2.Вынужденная безработица: | 3.Циклическая безработица. |
-фрикционная; | -технологическая; |
|
-добровольная; | -структурная; |
|
-институциональная. | -региональная; |
|
| -скрытая; |
|
| -застойная. |
|
1. Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной, институциональной.
Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличается скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.
Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, которые по своей воле самоустраняются от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать.
Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.
Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие на гибкость рынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платы исключает возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительно сказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвенным образом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не должны получать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства – труда.
2. Другой вид безработицы представляет собой так называемая вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в территориальном размещении производственных сил. В соответствии с этими процессами различают три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.
Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация производства. В данной, весьма упрощенной модели, отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация.
В то же время, несмотря на то, что технологическая безработица касается тех или иных отраслей (а в принципе, через это проходят все производства и отрасли), тем не менее, она вызывает не только повышение уровня квалификации рабочей силы и интеллектуализацию труда, но и сдвиги в структуре занятости.
При этом в корне меняется само представление о рабочем месте. Так, использование персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к росту надомной занятости. Это указывает на существенное сокращение затрат на основной капитал, необходимый для создания рабочих мест в традиционном их понимании (здания, конторы, бюро). В то же время информационные технологии позволяют модернизировать службу занятости и качественно улучшить систему информации о положении дел на рынке труда.
Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного Научно Технического Прогресса происходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения в структуре занятости рабочей силы. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Несмотря на всю объективность происходящих структурных изменений в национальной экономике, противодействие свертыванию тех или иных видов трудовой деятельности связано с экономическими, социальными, психологическими и иными факторами. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться, в центре внимания социально-экономической политики государства, и, прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям.
Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-
Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет заметно неполный объем работ. Колоссальных масштабов достигла скрытая безработица в России в 1992-1998 гг., что явилось следствием, прежде всего ошибочной политики при переходе к рыночной экономике, приведшей не к структурной перестройке национальной экономики, а к невиданному по своей глубине социально-экономическому кризису в мирное время.
Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может быть охарактеризована и отсутствием, найти работу в регионах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее количество свободных рабочих мест оказывается меньше, чем число безработных.
3. Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости происходят в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема занятость растет, на стадии спада – резко сокращается, на стадии депрессии – удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасывание».
В результате безработицы общество несет колоссальные экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния. Получаемый доход – это не просто и не только вознаграждение за труд, но и свидетельство значимости того, что люди заняты. Работа обеспечивает общественный статут, престиж и профессиональную пригодность, а если хотите, и гордость. Кроме того, работа мобилизует человека, создает условия для правильного образа жизни.
Кроме существования и выделения, основных видов безработицы, следует брать во внимание основные модели, формы и принципы занятости, которая по сути своей неразрывно связанна с безработицей, на уровне экономического и социального понимания данных аспектов.
1.2. Понятие занятости населения, ее принципы, основные модели и формы
В любом обществе существуют объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассмотреть как занятость.
Особое место занимает и проблема занятости. Безработица характеризует такое положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Объяснение базируется на трех моделях: классическая; кейнсианская; марковская, каждая из которых требует своего механизма регулирования рынка труда. [6]
Наиболее простая модель рынка труда представлена экономистами-классиками, для которых рынок труда – такой же, как и любой другой рынок, и, следовательно, баланс между спросом и предложением труда достигается исключительно путем установлением равновесной цены – заработной платы. Если заработная плата выше равновесной величины, то предложение рабочей силы превышает спрос. В результате возникает безработица, основной причиной которой считается высокий уровень заработной платы. Рост безработицы вызывает увеличение предложения труда, что объективно ведет к снижению уровня заработной платы вплоть до установления равновесной цены на труд.
Устранение безработицы усматривается в механизме давления предложения рабочей силы на уровень заработной платы до тех пор, пока она не снизится до равновесной цены на рабочую силу.
В кейнсианской модели решающая роль отводилась совокупному спросу в обществе, который управляет объемом производства, значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, основная причина безработицы усматривается в недостаточности спроса на рынках товаров и услуг. Поэтому в качестве главного средства, с помощью которого государство может противостоять безработице, выделяется активная финансовая политика. Речь идет, прежде всего, о снижении налогового давления и увеличение доходов, которые вызовут рост совокупного спроса, что будет стимулировать производство, а, следовательно, и увеличения количества рабочих мест.
В то же время в рамках этой модели объем производства и занятость увязываются с определенным уровнем заработной платы. Рост занятости без наращивания капитала, техники ведет к падению производительности труда предельного рабочего, а отсюда к снижению реальной заработной платы.
Марковская концепция занятости базируется на законе капиталистического накопления, которая, вызывая развитие научно-технического прогресса, ведет к постепенному росту органического капитала. В связи с тем, что спрос на рабочую силу определяется величиной переменного капитала авансируемого на покупку рабочей силы, уменьшение его доли обуславливает относительное сокращение спроса на труд, тогда как его предложение увеличивается. Рост предложения происходит также за счет, как естественного прироста населения, так и разорения мелких товаропроизводителей, вынужденных искать работу по найму.
При этом наличие безработных или, как говорил К. Маркс, промышленной резервной армии труда, - объективная потребность и необходимость капиталистического воспроизводства. Дело в том, что когда экономика находится в фазе подъема или формируются новые направления хозяйственной деятельности, наличие резерва рабочей силы обеспечивает ее необходимыми дополнительными трудовыми ресурсами.
Однако К. Маркс не смог предугадать появление и развитие трудоемких сфер хозяйственной деятельности – торговли и услуг, которые выступали в роли поглотителей высвобождающейся рабочей силы. Однако в настоящее время проблема занятости вновь возрастает в связи с всплеском роста органического строения капитала под воздействием технического переоснащения этих трудоемких сфер общественного производства и наступающей технологической революции.
Концепция гибкого рынка (Р. Буае, Г. Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные кредиты, надомничество). Такой подход призван обеспечивать уменьшение издержек структурной перестройки экономики, и достигается за счет:
многообразия гибкости форм найма (увольнения) и форм занятости;
гибкости регулирования рабочего времени, установления более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днем;
гибкости и регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода;
гибкости методов и форм социальной защиты работников, а также адаптации объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.
В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокого динамизма рынка труда. Данная концепция получила свое развитие и широко используется экономистами и деятелями современного рынка. [7]
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).
Основные принципы занятости:
1. обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
2. создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели, предприниматели), а также члены производственных кооперативов;
избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;
трудоспособные учащиеся очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости;
выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.). [8]
Выделяют следующие принципы государственной политики в области содействия занятости:
обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добавленный труд и свободный выбор занятости;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, и др.
статистическое отслеживание показателей.
В зависимости от количественных и качественных характеристик различают занятость полную, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др. [9]
Полная занятость- состояние набольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная занятость - характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой дохода, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной (частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы).
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику.
Полная занятость отражает количественную, а продуктивная – качественную сбалансированность между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
Неполная занятость – представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров, занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.
Маятниковая занятость – особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость – вид занятости предполагающий
В последние годы появились такие формы занятости, как частичная и эпизодическая. К таким гибким формам занятости относится широкий набор форм трудоустройства, отличающихся от стандартной полной занятости - работа на дому, временная работа являются наиболее распространенными формами нетипичной занятости лиц наемного труда.
Всем нестандартным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Для этих форм характерно установление индивидуальных режимов работы, объемов трудовой нагрузки.
К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими видами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах. Занятость населения России по секторам экономики представлена в Приложении 2.
Обусловленные переходом к рыночной экономике структурные изменения в производстве приводят к структурным изменениям и в области занятости. Постепенно изменяется численность работников, занятых в различных отраслях. Изменения коснулись, прежде всего, соотношения населения, занятого в материальном производстве и в непроизводственной сфере.
Таблица 2
Структура занятого населения по отраслям, % к итогу.
Отрасли | 2002 г. | 2003 г | 2004 г. |
Промышленность Сельское и лесное хозяйство Строительство Транспорт и связь Торговля и общественное питание Жилищно-комунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение Образование, культура и искусство Наука и научное обслуживание Кредитование, финансы и страхование Аппарат органов управления Другие | 23,0 13,7 8,7 7,9 13,5
5,2
6,8 11,1 2,0 1,2 4,4 2,7 | 22,2 14,1 7,9 7,6 14,5
5,4
7,0 11,1 2,0 1,1 4,4 2,7 | 22,2 13,8 7,7 7,6 14,9
5,3
7,1 11,1 2,2 1,1 4,0 2,8 |
При разработке комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных последствий проводимых реформ для сферы занятости населения необходимо иметь четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют, и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем. Существующая в России отраслевая структура занятых представлена в Таблице 2.
Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором, и ее масштабы будут существенно возрастать. Если некоторое время назад (совсем недавно) "портрет" безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав безработных заметно помолодел.
Таблица 3
Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России (на конец года) [10]
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. |
Экономически активное население, тысяч человек Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, тысяч человек Из них: Женщины, тысяч человек % % Общая численность безработных, тысяч человек Из них: студенты, учащиеся, пенсионеры, тысяч человек % женщины, тысяч человек % Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах занятости, к общей численности безработных, % | 68079
1998,7
1271,6 63,9
571,1 28,6 8058,1
631,1 7,8 3687,4 45,8
24,8 | 66736
1929,0
1246,9 64,6
494,0 25,6 8876,2
686,4 7,7 4089,6 46,1
21,7 | 69701
1263,4
880,3 69,7
362,9 28,7 9069,6
987,6 10,9 4312,7 47,6
13,9 |
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку рост безработицы в 2003 году на 3% обошелся государственному бюджету в 130 миллиардов рублей не произведенного национального дохода. При безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта. Вследствие этого целью экономического исследования является рассмотрение проблем безработицы и занятости; причин и особенностей безработицы в России, ее состояния, а также разработка основных решений и путей регулирования.
2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ.
2.1. Причины и особенности безработицы в России, пути ее регулирования
Либерализация цен в России привела к росту потребительских цен в 1992 году в 26 раз при росте доходов в 8.5 раза. Затем наступает длительная стагнация: в 1993 году цены выросли еще в 9.4 раза, а денежные доходы населения (если верить статистике) в 11 раз, что означало прирост реальных доходов населения на 13-17%, но если принять за 100% положение населения до реформы (декабрь 1991 года) то в 1993 году они выросли с 33% до 38 исходного уровня. В 1994 году цены и заработная плата росли примерно равными темпами, но с учетом доходов не являющихся платой за труд, уровень доходов, по крайней мере некоторых групп населения, повысился.
В настоящее время реальные доходы населения более или менее стабилизировались на уровне 60-70% от дореформенных.
Проблему безработицы усугубляет еще и тот факт, что трудное материальное положение толкает искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих приведшего к остановке предприятия);
безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
первичная безработица (выпускники школ, Профессиональное Техническое Училище, техникумов, Высших Учебных Заведений);
безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);
безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда вступает в силу закон о пособиях. Вторая группа - прямо или косвенно связанных с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. [11]
При разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой (См. Таблицу 4).
Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.
Таблица 4
Численность безработных в России в 2002-2004годах
Численность безработных (тысяч человек) | Зарегистрировано всего безработных | Получают пособия |
На 1 января 2002г. | 574,725 | 371,239 |
На 1 января 2003 г. | 717,108 | 411,958 |
На 1 января 2004 г. | 876,116 | 631,104 |
Общее число лиц, не имеющих работу и активно ее ищущих, а так же работающих в режиме не полной занятости (потенциальные безработные) составило к концу 2004 года 7.8 миллиона человек или 10.4% экономически активного населения, из них как безработные квалифицировано 3.8 миллиона человек (5.1%). Официальный статус безработных имеют 0.8 миллиона человек (1.1%).
В среднем по России коэффициент нагрузки незанятых лиц, ищущих работу, на одно вакантное место в службах занятости составил 2.7.
Территориальные и региональные диспропорции спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда проявились в безработице устойчивой формы. Увеличилась доля лиц, у которых стаж безработицы превысил 4 месяца.
В январе - августе 2004 года в службы занятости обратилось 1.3 миллиона человек, трудоустроено при их содействии 42%. По сравнению с тем же периодом 2003 года число обратившихся сократилось на 11%, а объемы трудоустройства увеличились на 13%.
Растет доля лиц ищущих работу впервые (выпускники) в общем числе обратившихся в службы занятости в 2003 году она составила 7.5%, а в первом полугодии 2004 года она выросла до 104%.
Увеличивается приток лиц пенсионного возраста, что в значительной мере объясняется падением жизненного уровня населения. В первом полугодии 2004 года 41 тысяча пенсионеров обратилась в службу занятости, что в 1.4 раза больше чем в первом полугодии 2003 года.
Механизм регулирования безработицы и занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда; по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые, так и косвенные.
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование и меры помощи регионам). Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный, субъекты РФ, местный.
Каждая программа в общем виде состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-
Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включаются всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работ; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку; переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной службы занятости.
Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.
Аналогичные трех – и двухсторонние комиссии создаются и в субъектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулировать рынок труда на всех уровнях.[12]
Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
Служба занятости федерального уровня входит в состав Министерства труда и социального развития РФ. Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости.
Такая вертикальная система органов государственной службы занятости позволяет обеспечивать обслуживание населения по единой методологии практически в каждом городе и районе РФ.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
осуществление выплат пособий по безработице, стипендией в период обучения, оказание материальной помощи гражданам;
осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использование предприятиями законодательства о занятости.
Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
1) на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2) на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
3) на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
4) на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).[13]
Органы государственной службы занятости ведут учет обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установления статуса безработных, выплаты пособий и материальной помощи, направления на обучение, выдачи рекомендаций по трудоустройству. Материалы учета формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам РФ и в целом по России.
Служба занятости уже располагает своей собственной учебно-курсовой сетью, эффективными методиками обучения и квалифицированным персоналом инструкторов и преподавателей, но процесс профессиональной переквалификации затрудняет и само законодательство, которое требует обязательного трудоустройства по завершению обучения. Обязательства сторон жестко определены в рамках четырехстороннего договора (безработный - служба занятости - учебное заведение - предприятие). Обучение осуществляется за счет средств фонда занятости с выплатой стипендии, но не более года. Основной проблемой после этого оказывается гарантия последующего трудоустройства. Многие предприятия не в состоянии ожидать завершения учебы безработного и предпочитает подыскать рабочую силу собственными усилиями или через рынок труда.
Показатели, характеризующие работу служб занятости, представлены в Таблице 5.
Таблица 5
Показатели работы служб занятости по РФ
(в числителе – млн. чел., в знаменателе - %).
Показатели | Обратились по вопросу трудоустройства | Трудоустроились | ||
2003г. | 2004г. | 2003г. | 2004г. | |
Всего В том числе: 1. Занятые трудовой деятельностью 2. Незанятые трудовой деятельностью 3. Пенсионеры | 4739,1\100
119,0\2,5
3836,2\80,9 212,5\4,5 | 4299,6\100
113,3\2,6
3271,7\76,1 179,5\4,2 | 2406,6\100
39,5\1,6
1712,7\71,2 33,5\1,4 | 2821,1\100
49,2\1,7
1890,5\67,1 61,5\2,2 |
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
продажа информации, содержащей описания и общие данные профессиональных качеств работников;
помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
Эффективность системы мер государственного воздействия на занятость, и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.
По экспериментальным оценкам полная или частичная безработица в разных регионах коснулась не менее 5-7 млн. человек (т.е. 7-10% трудоспособного населения).
При проведении жесткой кредитно-финансовой политики численность незанятых лиц, признанных безработными может значительно увеличится, и коснуться массовых профессий отраслей материального производства.
С июля 1991 года обрели силу социальные гарантии безработным предусмотренные Законом "О Занятости Населения РФ". За первый год регистрацию прошли 25 тысяч безработных с правом на пособие. Из них 90% составили служащие, потерявшие работу в результате сокращения штатов, 80% женщины, 15% молодежь до 30 лет. Средний период безработицы составил 60 дней и постепенно растет, особенно для тех, чьи шансы на рынке труда невелики в силу рассогласования спроса и предложения.
Говоря об идеологии, положенной в основу российской политики занятости, нужно отметить, что законодательство признает безработицу главным образом как право человека подыскивать подходящую работу, а не как закономерный процесс формирования и функционирования развитого рынка труда. Закон действует от трудоустройства: человеку предлагают работу и если она подходит, направляют его туда.
Таблица 6
Структура безработных по возрастным группам в сравнении с некоторыми регионами (Сибирский Федеральный округ, 2004г., %) [14]
Средний возраст | Все-го | До 20 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | Свыше 50 |
1.Сибирский Федеральный округ | 100 | 10,3 | 30,9 | 21,3 | 24,8 | 10,8 |
2. Алтайский край | 100 | 10,7 | 31,8 | 18,9 | 24,1 | 13,6 |
3. Республика Алтай | 100 | 6,0 | 33,5 | 28,1 | 27,2 | 5,2 |
4. Новосибирская область | 100 | 7,7 | 27,1 | 23,6 | 28,3 | 12,0 |
5. Омская область | 100 | 9,1 | 35,6 | 19,6 | 21,7 | 11,9 |
6. Томская область | 100 | 6,6 | 28,5 | 21,3 | 32,2 | 11,2 |
Необоснованный с точки зрения администрации службы занятости отказ от предложения приводит к тому, что выплата пособий откладывается. Если подходящей работы пока нет, то законодатель стремиться занять зарегистрированного безработного на временной работе, вводя институт так
называемых общественных работ, или предлагает переквалификацию с гарантией последующего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все возможности, обеспечить занятость, исчерпаны, безработному назначается пособие. Он может получать его в течение 12 месяцев в размере, в основном, компенсирующем утраченный заработок при условии явки за очередным предложением работы.
Для повышения результативности деятельности служб занятости и работы законодательных органов РФ, создания эффективной системы социальной защиты безработных граждан и формирования необходимых предпосылок для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных выявляется необходимость изучения данных аспектов по регионам, краям и областям.
2.2. Динамика безработицы и проблемы занятости
населения в Алтайском крае
В последние годы в Алтайском крае наблюдается тенденция роста численности трудовых ресурсов. За 2002-2003 годы численность трудовых ресурсов края возросло на 24,1 тыс. человек или на 1,6%, и в 2004 году достигла, по оценке, 1615 тыс. человек. Давление на рынок труда оказывает вступление в трудоспособный возраст молодежи.
Численность занятых в экономике края в 2004 году составила 1097 тыс. человек, или около 68% общей численности трудовых ресурсов.
В отраслях материального производства были заняты 758,5тыс. человек (69%), в непроизводственной сфере – 338,5тыс. человек (31%), 32% занятых в материальном производстве заняты в сельском хозяйстве, 28% - в промышленности, 18% - в торговли и заготовках. Преобладающая часть занятых в непроизводственной сфере приходится на отрасли социально-культурного обслуживания населения (здравоохранение, образование, культура и искусство) – 63%. Численность лиц, не занятых каким-либо видом деятельности, оценивается в 2004году на уровне 379,4тыс. человек, или 23,5% трудовых ресурсов.
По предварительным данным проведенного статистического обследования, численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 153,8тыс. человек (12,1% экономически активного населения) и увеличилось за 2004год в 1,4 раза.
При этом численность официально зарегистрированных безработных в 2004году составила 44,7тыс. человек и является наибольшей не только за исследуемый период, но и с начала реформ (с 1992г.). Уровень безработицы в процентах увеличился с 1,6% в 2000году до 2,8% в 2004году.
Численность экономически активного населения Алтайского края представлена в Приложение 5.
Уровень официально зарегистрированной безработицы не всегда отражает реальную картину на рынке труда и зависит, в значительной мере, от уровня «материального стимулирования» безработных.
Так, финансовые затруднения государственного фонда занятости населения в 2000-2004годах, приведшие к задержкам в выплате пособий по безработице, сокращению объемов профессионального обучения безработных и участия их в общественных работах, обусловили сокращение численности зарегистрированных безработных почти в 2 раза (на 16,7тыс. человек).
И напротив, увеличение минимального размера пособия в 2,8 раза с 1 декабря 2001года и ликвидация сбоев в его выплате, принятие постановления администрации края от 15.10.2001г. № 622, предусматривающего право безработных граждан на социальную адресную помощь в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на условиях документального подтверждения своего статуса, стимулировали увеличение численности официально зарегистрированных безработных на конец 2002 года на 25% (на 5,7тыс. человек).
В 2003–2004 годах рост численности официально зарегистрированных безработных имел более высокие темпы (за 2года – в 1,6раз) по причине высвобождения работников в процессе начавшейся структурной перестройки предприятий.
Уровень безработицы в сельской местности значительно выше, чем в городской: на 01.05.2004г. этот разрыв является наиболее высоким за весь рассматриваемый период – 4,3% против 1,9%.
Уровень официальной безработицы в процентах к экономически активному населению в крае превышает показатель по Сибирскому федеральному округу и в целом по России (3,5 % против 2,9 % и 2,3 %).
Средняя продолжительность безработицы составляет 6 и более месяцев. Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости более 1 года, имеет тенденцию роста (за 2004год – более чем на 40%), особенно в сельской местности (на 68%).
Сохраняются качественные диспропорции спроса и предложения рабочей силы, во многом определяемые стихийностью рынка труда края.
В настоящее время, в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры, работодатели испытывают трудности с подбором кадров на рабочие профессии высокой квалификации, а равно и низкой квалификации, в основном, по причине неудовлетворительного, с точки зрения работника, уровня заработной платы.
По данным Государственной службы занятости г. Барнаула, к концу 2004 года численность экономически активного населения Алтайского края составила 1332,0 тыс. человек (51,8% от общей численности Алтайского края). В их числе 1189 тыс. человек (89,3%) занятые в экономике и 143 тыс. человек (10,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией организации труда они считались, как безработные).
В общей численности занято в экономике населения 666,2 тыс. человек или 56% составили штатные работники, крупных и средних организаций (без учета совместителей). Для работы в этих организациях на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекались еще 21,9 тыс. человек (полная занятость). Число замещенных рабочих мест работникам списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2004 года составило 688,1 тыс. человек, что на 0,5% меньше, чем в декабре 2003 года. В конце декабря 2004 года в общем количестве замещенных рабочих мест, рабочие места внешних совместителей составили 1,6%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 1,6%.
К концу декабря 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 60,8 тыс. человек не занятых трудовой деятельностью, из них 52,9 тыс. человек имели статус безработных. Пособие по безработице было назначено 79,1% официально зарегистрированных безработных. В декабре 2004 года статус безработного получили 9,8 тыс. человек (на 1,9 тыс. человек, или 24,4% больше чем в конце декабря 2003 года). Снято с учета 4,6 тыс. безработных, что на 0,7 тыс. человек или на 18,2% больше чем в декабре 2003 года.
Напряженная ситуация намечается на рынках труда Заринского, Красногорского, Советского, Ребрихинского, Славгородского, Целинного районов, Славгорода и Ярового, где уровень безработицы (к трудоспособному населению) за декабрь 2004 года превысил уровень среднекраевой в 2,3 - 3,4 раза.
В конце декабря 2004 года нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составило 10,1 человек.
Часть не занятого населения отвлекается на свободный рынок, без оформления трудовых отношений. Наибольшее распространение такая занятость получила в сельскохозяйственном производстве, сфере обслуживания и строительстве, чем и вызван спрос организаций на такие профессии, как каменщик, кровельщик, столяр, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, механизатор и др.
Невысокие оценки работодателей эффективности подготовки специалистов учебными заведениями, проблемы совершенствования кадровой политики организаций в сфере подготовки и переподготовки работников должны стать предметом обсуждения заинтересованных сторон в целях выработки согласованных действий. Решение проблемы повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда предпочтительно через разработку и реализацию специальной программы (совместно с вузами), в основе которой лежала бы эффективная система мотивации для всех задействованных субъектов.
Основная цель профессиональной ориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в получении подходящей работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.
Система профессиональной ориентации в государственной службе занятости г. Барнаула предоставляет следующие услуги:
информирование и консультирование граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора работы, режима труда, возможности обучения;
профессиональная информация населения, в том числе учащейся молодежи;
психологическая поддержка граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению.
По оценкам экспертов, только 2-5% потенциальных кандидатов на те или иные должности, занесенных в базу данных агентств по подбору персонала в городе, имеют реальный шанс, трудоустроится. Высококвалифицированных специалистов дефицитных специальностей фирмам по подбору персонала приходится искать, используя собственные агентурные сети
Спрос на другие специальности продолжает оставаться более-менее стабильным. Данные исследований рынка труда показывают, что наибольшей популярностью по-прежнему пользуются менеджеры среднего уровня (на них приходится 30% спроса при 11% предложения), торговые агенты (соответственно 13% и 8%) и т.д. В тоже время продолжает снижаться спрос на секретарей-референтов: в начале года на их долю приходилось 20% от общего спроса, а к сентябрю - 11% при предложении 23%. Причина - недовольство работодателей общим уровнем квалификации работниц, которые всегда подбирались преимущественно по внешним данным.
Вместе с тем общий уровень требований к специалистам со стороны работодателей продолжает повышаться. Если несколько лет назад знание иностранного языка и компьютера воспринималось как нечто экзотическое, то теперь это необходимое условие. По-прежнему одним из основных требований, предъявляемых работодателями к потенциальному работнику, остается стаж работы (минимум 1 год). Обще принятые у работодателей возрастные рамки ограничены 45 годами у мужчин и 35 годами у женщин (правда, при поиске людей на особо дефицитные специальности работодатели готовы расширить возрастные рамки при наличии необходимой квалификации и опыта работы).
По-прежнему существует у работодателей дискриминация по половому признаку. Например, женщины принимаются в основном на должность секретарей-референтов, продавцов-консультантов, офис-менеджеров, специалистов по кадрам, бухгалтеров.
Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является одним из звеньев непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим звеном в работе кадровых служб и агентств.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения не всегда может обеспечить им немедленное гарантированное трудоустройство. Оно проводится главным образом по профессиям, специальностям, видам деятельности, пользующимся спросом на рынке труда и дающем возможность на конкурентной основе найти нужную работу с помощью службы занятости.
Рисунок 6 Спрос и предложение специалистов в агентствах по подбору персонала
Примечание:
3
1 - бухгалтер;
2 - главный бухгалтер;
3 - менеджер (1-й уровень);
4 - менеджер (2-ой уровень);
5 - менеджер (высший уровень);
6 - специалист по маркетингу и рекламе;
7 - специалист финансового маркетинга;
8 - финансовый директор;
9 - банковский специалист;
10 - торговый агент;
11 - секретарь;
12 - другие.
61
Формируемая система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения выполняет более широкие социальные (овладение профессией, специальностью как средством от безработицы, повышение конкурентоспособности) и экономические (развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации) функции.
При разработке комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных последствий проводимых реформ для сферы безработицы и занятости населения необходимо иметь четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют, и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятость и безработица представляют собой макроэкономическую проблему, которая является одной из проблем существования рыночной экономики.
Безработица представляет собой растрату трудовых ресурсов. Потенциально безработные могли бы внести вклад в увеличение национального дохода, но не делают этого. Те, кто ищет работу, соответствующую их квалификации, радуются, когда они ее находят, а те, кто ждет рабочих мест на фирмах с зарплатой выше равновесного уровня, рады, когда там открывается вакансия. Ясно, что безработный предпочел бы быть работающим.
К сожалению, простого пути сокращения безработицы не существует. Правительство не в состоянии ни сделать так, чтобы процесс поиска работы совершался мгновенно, ни существенно приблизить заработную плату к равновесному уровню. «Нулевая» безработица недостижима в рыночной экономике, но при этом:
1. Естественный уровень безработицы представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода долю безработных в рабочей силе. Он зависит от показателей количества нанимаемых на работу и количества увольняемых с работы.
2. Поскольку на поиск работы, наилучшим образом соответствующей навыкам и вкусам конкретного работника, уходит определенное время, неизбежно существование некоторой фрикционной безработицы. влияет на
3. Безработица ожидания возникает, когда реальная заработная плата превышает уровень, соответствующий равенству спроса и предложения труда. Законодательные акты, регулирующие минимальный размер заработной платы, являются одной из причин, вызывающих жесткость заработной платы.
4. Вывод о том, какой характер носит безработица – долгосрочный или краткосрочный – зависит от интерпретации данных. Для большей части безработных период нахождения без работы относительно непродолжителен.
5. Выработка со стороны государства экономических и социальных мер, предусматривающих уменьшение отрицательного влияния безработицы на общество, обусловлена необходимостью поддержания социально-экономической стабильности общества.
Государство прибегает к пассивным и активным мерам политики занятости. В последние годы наблюдается тенденция сокращения средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию активных мероприятий по содействию занятости населения (на организацию общественных работ, организацию трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности и др.). Пассивные меры (выплата пособий по безработице) помогают безработным людям материально продержаться в сложной ситуации, но в целом проблему занятости не решают.
И в заключение о том, что хочется увидеть в результате деятельности служб занятости и работы законодательных органов:
создание эффективной системы социальной защиты безработных граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;
повышение эффективности трудоустройства безработных граждан и сокращение периодов вынужденной безработицы;
совершенствование механизма взаимодействия работодателей с органами управления образованием, социальной защиты;
создание равных возможностей занятости для различных групп населения;
оказание информационной методологической поддержки региональных программ профессионального обучения;
формирование необходимых предпосылок для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. М.: ИНФАРА - М, 1997. – 315с.
2. Адамчук В. В. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999. – 110 с.
3. Баткаев И. А., Митрофанова Е. А. Управление занятостью населения. М.: Наука, 1995. – 127 с.
4. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2002. – 389 с.
5. Безработных стало намного больше. – Б.: Купи-продай. № 34., 2005. – С. 9.
6. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: Экзамен, 2000. – 612 с.
7. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Курс лекций. М.: Экзамен, 1996. – 589 с.
8. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебное пособие. М.: Наука, 1995. – 628 с.
9. Бункина М. К. Национальная экономика. М.: ИНФАРА – М, 2002. – 338 с.
10. Валовой Д. В. Рыночная экономика. М.: Юристъ, 1997. – 478 с.
11. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Под ред. А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина. М.: ЮНИТИ, 1994. – 559 с.
12. Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А. Экономика Росси: эффекты и парадоксы. М.: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. – 533с.
13. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л. С. Тарасевича. С.-Пб.: Питер, 1994. – 549 с.
14. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1998. – 402 с.
15. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Под ред. Б. Лесовика. С.-Пб.: Питер, 1994. – 552 с.
16. Дорнбут Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: ЮНИТИ, 1997. – 555 с.
17. Заславский И. Труд, занятость, безработица. М.: Наука, 1992. – 562 с.
18. Иохин В. Я. Экономическая теория. М.: ИНФАРА - М, 2001. – 731 с.
19. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: Наука, 1994. – 457 с.
20. Кузьмина Н. З. Проблемы занятости населения в Алтайском крае. – Б.: Консультант и Практик. № 5., 2004. – С. 2-5.
21. Кузьмина Л. В. Работа не волк, но убежать может. – Б.: Свободный курс. №16.,2000. – С. 7.
22. Курс экономической теории. / Под ред. А. В. Сидорович. М.: ЭКОНОМИКС, 1997. – 682 с.
23. Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: Экономикс, 1997. – 578 с.
24. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: Экономикс, 1997. – 412 с.
25. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М.: ИНФАРА - М, 1994. – 478 с.
26. Носова С. С. Экономическая теория. М.: Наука, 1999. – 620 с.
27. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: НОРМА – ИНФАРА - М, 1999. – 441с.
28. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. Тверь: , 1994.
29. Основы экономической теории и практики рыночных реформ России / Под ред. М. М. Загорулько, О. В. Инмакова, В. Н. Овчинникова. М.: ИНФАРА - М, 1997. 673 с.
30. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М.: Наука, 1999. – 211 с.
31. Резник С. Д. Управление персоналом. М.:ЮРИСТЪ, 2002. – 312 с.
32. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. М.: ЮНИТИ, 1993. – 589 с.
33. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. М.: Наука, 1999. – 171 с.
34. Ткаченко А. А. Занятость и экономика: политика государства в переходный период. М.: ИНФАРА - М, 2000. – 214 с.
35. Труд и занятость в Алтайском крае (показатели за 2000-2004 гг.).- Б.: Статистический сборник, 2004. - С. 90.
36. 36.Управление персоналом. / Под ред. Т. Ю. Базарова. М.: ЮРИСТЪ, 1998. – 471 с.
37. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Райнера Марра и Герберта Шмидта. М.: Наука, 1997. 633 с.
38. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.:Наука, 2003. – 335 с.
39. Управление персоналом (регламентация труда). / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФАРА – М, 1997. – 432 с.
40. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 25.07.02., № 116-ФЗ; от 10.01.03., № 8-ФЗ; от 10.01.03., № 15-ФЗ; от 22.08.04., № 122-ФЗ, с изм., внесенным постановлением конституционного суда РФ от 16.12.97. № 20-П. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- 2003.
41. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензин Р. Экономика. М.: ЮНИТИ, 1993.
42. Экономика. Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М.: ЮНИТИ, 1998. – 663 с.
43. Экономика: Учебник для экономических вузов / Под ред. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 1995. - 491 с.
44. Экономика труда. / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.:ЮРИСТЪ, 2003. – 431 с.
45. Экономика труда. / Под ред. П. Э. Шлендер. М.: ЮНИТИ, 2002. – 504 с.
46. Экономическая теория. (Учебник для вузов) / Под ред. В. Д. Камаева. 2-ое издание М.: Юристъ, 1998. 559 с.
47. Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. С.-Пб.: ПИТЕР, 1997. – 492 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примечание:
61
1 - бухгалтер;
2 - главный бухгалтер;
3 - менеджер (1-ый уровень);
4 - менеджер (2-ой уровень);
5 - менеджер (высший уровень);
6 - специалист по маркетингу и рекламе;
7 - специалист финансового маркетинга;
8 - финансовый директор;
9 - банковский специалист;
10 - торговый агент;
11 - секретарь;
12-другие.
61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Занятость населения по секторам экономики, млн. человек.
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
1. Всего занято в экономике | 64,6 | 63,6 | 64,5 |
В том числе: На государственных и муниципальных предприятиях |
25,9 |
24,2 |
23,8 |
В частном секторе | 25,7 | 27,5 | 29,2 |
В общественных организациях | 0,41 | 0,44 | 0,45 |
На совместных предприятиях | 0,7 | 1,0 | 1,26 |
В организациях смешанных форм собственности без иностранного участия |
11,8 |
10,5 |
9,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России (на конец года).
Показатели | 2002г.
| 2003г. | 2004г. |
Экономически активное население, тыс. чел. Численность безработных, зарегистри-рованных в службе занятости, тыс. чел. Из них: Женщины, тыс. человек % % Общая числен - сть безработных, тыс. чел. Из них: учащиеся, пенсионеры, тыс.чел % женщины, тыс. человек % Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах занятости,к общей численности безработных, % |
68079
1998,7
1271,6 63,9
571,1 28,6
8058,1
631,1 7,8 3687,4 45,8
24,8 |
66736
1929,0
1246,9 64,6
494,0 25,6
8876,2
686,4 7,7 4089,6 46,1
21,7
|
69701
1263,4
880,3 69,7
362,9 28,7
9069,6
987,6 10,9 4312,7 47,6
13,9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Структура безработных по возрастным группам в сравнении с некоторыми регионами (Сибирский Федеральный округ,2004г.), %.
Средний возраст | Всего | До 20 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | Свыше50 |
1.Сибирский Федеральный округ |
100 |
10,3 |
30,9 |
21,3 |
24,8 |
10,8 |
2. Алтайский край | 100 | 10,7 | 31,8 | 18,9 | 24,1 | 13,6 |
3.Республика Алтай |
100 |
6,0 |
33,5 |
28,1 |
27,2 |
5,2 |
4.Новосибирская область |
100 |
7,7 |
27,1 |
23,6 |
28,3 |
12,0 |
5. Омская область | 100 | 9,1 | 35,6 | 19,6 | 21,7 | 11,9 |
6. Томская область | 100 | 6,6 | 28,5 | 21,3 | 32,2 | 11,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Численность экономически активного населения (Алтайский край).
Показатель | Тыс. чел. | % | ||||
2002г. | 2003г. | 2004г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | |
Экономически активное население: |
1284,3 |
1270,2 |
1332,0 |
100 |
100 |
100 |
Мужчины | 674,0 | 679,2 |
| 52,5 | 53,1 |
|
Женщины | 610,3 | 596,0 |
| 47,5 | 46,9 |
|
Занятые в экономике, Всего: |
1177,8 |
1116,4 |
1189,0 |
91,7 |
87,9 |
89,3 |
Мужчины | 623,9 | 594,5 |
| 48,6 | 46,8 |
|
женщины | 553,9 | 521,9 |
| 43,1 | 41,1 |
|
Безработные, Всего: |
106,5 |
153,9 |
143,0 |
8,3 |
12,1 |
10,7 |
мужчины | 50,1 | 79,7 |
| 3,9 | 6,3 |
|
Женщины | 56,4 | 74,1 |
| 4,4 | 5,8 |
|
[1] Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. М., 1997. С. – 251.
[2] Ткаченко А. А. Занятость и экономика: политика государства в переходный период. М., 2000. С. - 111.
[3] Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. – М., 1993. С. - 293.
[4]Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. – М., 2000. С. - 31.
[5] Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 1999, С. - 111.
[6] Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М., 1994. С. - 145.
[7] Адамчук В. В. Экономика и социология труда. – М., 1999. С. - 93.
[8] Заславский И. Труд, занятость, безработица. М., 1992. С. -321.
[9] Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М., 1998. С. - 127.
[10] По данным Государственной службы занятости г. Барнаула, 2003 г.
[11] Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Под ред. Б. Лесовика. С-Пб, 1994. С. - 251
[12] Ткаченко А. А. Занятость и экономика: политика государства в переходный период. - М, 2000. С. – 160.
[13] Заславский И. Труд, занятость, безработица. М., 1992. С. - 55
[14] По данным Государственной службы занятости г. Барнаул, 2004 г.
Информация о работе Проблемы безработицы и занятости в России состояние и пути регулирования